Клиент меняет стратегию

Клиент меняет стратегию

12.11.2015 - 15:38
Приблизительное время чтения: 4 минуты. Интересно, но нет времени читать?

Сфера послегарантийного ремонта автомобилей в России отличается в первую очередь тем, что здесь наиболее сильные позиции имеют независимые игроки. Они развернулись в этом сегменте достаточно широко и составляют весьма ощутимую конкуренцию дилерским предприятиям.

В целом же, как считает Александр Груздев, генеральный директор маркетингового агентства GiPA Russia, рынок послепродажного обслуживания в меньшей степени, чем рынок продаж новых автомобилей, пострадал от нынешнего кризиса в силу естественных причин. Одна из основных причин заключается в том, что в стране по-прежнему сохраняется весьма солидный по размерам парк автомобилей, которым требуется техническое обслуживание.

1. Изменение среднемесячного дохода в России 

по данным агентства «GiPA Россия»

 

Тем не менее поведение главного игрока рынка послепродажного обслуживания автомобилей, автомобилиста, заметно изменилось за последнее время. Изменения приобрели системный характер в особенности в кризисный для рынка период. И уже сейчас, когда кризис на рынке принял затяжной характер, можно говорить об очевидном тренде – большая часть клиентов на рынке послегарантийного ремонта стали все больше обращать внимание на стоимость обслуживания, кроме того, существенная доля автомобилистов вновь вернулась к самостоятельному ремонту.

Главная причина изменений в поведении потребителей заключается в снижении их покупательской способности. Категория автомобилистов, которая и раньше, до кризиса, выбирала наиболее экономичные варианты для обслуживания своих машин, стала еще больше экономить. Отсюда и наблюдаемая тенденция к увеличению объемов самостоятельных ремонтов или работ по обслуживанию автомобилей.

2. Тенденция к снижению среднего пробега 

по данным агентства «GiPA Россия»

Другой фактор, который влияет на изменение спроса на рынке, заключается, по словам Александра, в увеличении межсервисных интервалов, а также в снижении величины годового пробега. Проще говоря, наблюдается такой тренд – стремясь экономить, многие автомобилисты стали реже эксплуатировать свои автомобили. Уже сейчас очевидно, что средний потребительский класс стал заметно менее платежеспособным, и не приходится ожидать того, что эти покупатели, как и прежде, будут часто менять свои машины, выбирая при этом из автомобилей среднего ценового сегмента. В целом такой сегмент стал этим покупателям не по карману, и все больше они стали или приобретать бюджетные машины, или откладывать покупку машины на неопределенный срок. И решение снизить в целом затраты на все то, что так или иначе связано с автомобилем, распространяется не только на непосредственно саму покупку машины, но и на топливо, страховку, запчасти и прочее.

3. Изменение намерений водителей 

по данным агентства «GiPA Россия»

«При выборе запчастей, – отмечает Александр, – для многих клиентов цена по-прежнему играет значимую роль. Хотя есть и те автомобилисты, которые и в нынешних условиях не идут на компромисс и выбирают запчасти, ориентируясь в первую очередь на качество изделия». По его словам, фактор цены и вовсе отходит на второй план, если говорить о причинах выбора точки обслуживания. Здесь главным критерием для потребителя является доверие в качестве ремонта, а также возможность получить полноценную гарантийную поддержку. Также важный довод в пользу выбора той или иной точки обслуживания – скорость выполнения работ, а также территориально выгодное и удобное для клиента месторасположение.

4. Изменения поведения в сфере покупки запчастей 

по данным агентства «GiPA Россия»

Отдельно стоит упомянуть и про тенденцию к смещению спроса от «оригинала» к альтернативным запчастям в сегменте послепродажного обслуживания. Впрочем, этот тренд не нов, снижение доли оригинальных запчастей в сфере послегарантийного ремонта началось еще несколько лет назад. Ведь здесь вступает в действие понятная логика: водитель может купить «неоригинальную» запчасть, зная, что она была изготовлена тем же производителем, а зачастую и на том же предприятии, что и оригинальная запчасть. Разницы в качестве почти нет, а разница в цене существенная. Кроме того, проблем с покупкой качественного «неоригинала» в России уже давно нет. Ведь на вторичном рынке автокомпонентов в России работают официально почти все OEM-поставщики запчастей.  

«Отложенный спрос в сфере запчастей формируется, конечно же, не на всю продукцию, – добавляет Александр. – Если разрядился аккумулятор, то игнорировать эту проблему нельзя, если стерлись колодки, то отсрочить их замену тоже не получится. А потому, говоря об отложенном спросе, мы подразумеваем такие изменения в поведении потребителя, в результате которых он реже меняет расходники заранее, а чаще – по поломке. А вот такие работы, которые можно отложить без риска техническому состоянию автомобиля, автовладельцы будут откладывать до того момента, пока они не перестанут активно экономить средства на эксплуатацию автомобиля».

Конечно же, все вышеупомянутые изменения в поведении потребителя обратимы, и многое вернется на круги своя по мере того, как рынок будет выбираться из кризиса. С единственной оговоркой – процесс этот будет протекать достаточно долго. Однако пока рассчитывать на такой «откат» не приходится. Независимым автосервисным станциям нужно готовиться к тому, что ситуация, в которой они работают, будут в дальнейшем усложняться. Сложнее всего придется, конечно же, дилерским станциям: среди автовладельцев сложилось прочное и, кстати, недалекое от правды мнение о том, что дилерский сервис - это дорого. И к тому же всем игрокам автосервисного рынка необходимо понимать, что «легких» денег уже не будет, что необходимо реально работать над лояльностью клиентов, а не заявлять это намерение в качестве стратегической задачи. 


Посмотрите похожие материалы: