Он, в частности, отметил, что на показатели Bosch в регионе присутствия (СНГ, Украина, Грузия) в прошлом финансовом году оказали влияние неблагоприятные рыночные явления, а также нестабильность курса валют. Оборот группы Bosch в регионе сократился в евро на 20% за отчетный финансовый год, до 1,2 млрд евро. При этом только на российском рынке оборот компании составил 1 млрд евро.
Несмотря на непростые рыночные условия, компания Bosch продолжает развивать свой бизнес в России и планирует увеличивать уровень локализации на местных заводах, а также работать над улучшением качества обслуживания по всем бизнес-направлениям – такие цели и задачи задекларировал г-н Оверштольц.
Хансъюрген Оверштольц, полномочный представитель Группы Bosch в
России, Украине, Белоруссии, Центральной Азии, Монголии и на Кавказе
Важным событием для бизнеса Bosch в прошлом году стал запуск в работу нового предприятия по выпуску автокомпонентов, которое расположено в Самарской области, в индустриальном парке «Преображенка». Уже сейчас этот завод выпускает антиблокировочные системы тормозов ABS, а также программы электронной стабилизации ESP, предназначенные для автомобилей российской сборки. В ближайшей перспективе предприятие начнет производство систем рулевого управления, которые также планирует поставлять на местные автозаводы.
Только за 2015 год Bosch инвестировала в развитие региона почти 12 млн евро. В частности, инвестиции в строительство завода в Самарской области, а также в его запуск достигли 32 млн евро.
Как известно, в России Bosch активно работает и в сфере постгарантийного обслуживания автомобилей, предоставляя своим клиентам уровень сервиса, соответствующий высоким международным стандартам. Провайдером таких стандартов на глобальном рынке и в России выступает сеть независимых сервисных центров «Бош Авто Сервис», которая в нынешнем году отмечает свой юбилей, 95-летие. Сервисные концепции Bosch реализует в нескольких форматах: автосервисы «Бош Авто Сервис», «Бош Дизель Центр», «Бош Дизель Сервис», а также программа «Бош Модуль». В регионе сейчас работает 968 автосервисов, подключенных к автосервисным концепциям Bosch. Среди них – 414 станций сети «Бош Авто Сервис», 80 мастерских «Бош Дизель Центр» и «Бош Дизель Сервис» и 474 станции, работающие по программе «Бош Модуль». Причем в России функционируют почти 63% от всех станций сети «Бош Авто Сервис», открытых в регионе.
Если говорить о других странах, которые входят в регион присутствия Bosch, можно отметить активное развитие поставок автозапчастей на рынке Украины, а также рост качества автосервисного обслуживания и расширение сети авторизованных станций. В настоящее время в стране работают 98 сервисов «Бош Авто Сервис», а также 103 партнера сервисной программы «Бош Модуль». Добавим, что в Грузии отрыты уже 48 авторизованных сервисных станций, из которых 14 автосервисов «Бош Авто Сервис» и еще 11 – СТО «Бош Модуль».
Новое предприятие Bosch имеет важное значение для развития Самарской области, ведь это не только инвестиции в регион, но и вклад в его социальную стабильность, создание новых рабочих мест. В частности, за 2015 год на двух заводах Bosch в Энгельсе и Самаре было создано более 200 рабочих мест. Всего же в России около 3600 человек работают в команде Bosch.
На ближайший финансовый год главная задача Bosch – как минимум сохранить достигнутые в 2015 году результаты. При этом, с учетом возможной валютной нестабильности, эксперты Bosch прогнозируют рост продаж компании на мировом рынке на уровне 3–5%. Залогом успеха станет в том числе и диверсификация бизнеса, активное развитие не только в области высокотехнологичных продуктов, но и в направлении инновационных услуг.
Олег Рябцев, региональный директор направления «Автозапчасти и диагностическое оборудование» компании Bosch, считает, что в кризис сильные игроки рынка становятся сильнее, а слабые уходят, и зачастую уходят из бизнеса навсегда. «Если говорить о бизнесе Bosch в России, то, по нашим оценкам, пик кризиса мы преодолели, – уточнил Олег Рябцев в интервью журналу «Автокомпоненты». – В 2015 году автосервисное направление Bosch на российском рынке переживало не самые простые времена. На развитие независимого рынка автокомпонентов оказывают влияние – хотя и не напрямую – многие рыночные явления. Если разработка и выпуск автокомпонентов для ОЕМ плотно завязаны на темпах производства автомобилей, то на вторичном рынке действуют другие закономерности. Если утрировать, к примеру, сократилось производство машин, автовладельцы стали реже их менять, как результат выросли объемы продаж запчастей. И это положительные для рынка тенденции. Однако тут же возникает и другое явление – смещение спроса в сегмент бюджетной продукции.
Первые пять месяцев 2016 года в России Bosch отработал успешно, – заявляет Олег Рябцев. – Среди глобальных факторов, которые повлияли на наши результаты, можно назвать изменения в поведении потребителей. Паника у покупателей закончилась, и они осознали новую рыночную реальность, стали в ней жить и планировать свои расходы в актуальных условиях. Кроме того, прекратились резкие скачки курсов валют, что также помогло потребителям успокоиться. Они снова стали тратить деньги, возвращаться в магазины и на СТО. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что в прошлом году из-за сложных рыночных условий многие дистрибьюторы автозапчастей оптимизировали свои склады. Многие из них пошли и на крайние меры, чтобы быть готовыми к любым рыночным сценариям. В тот период, в прошлом году, нестабильная ситуация в экономике страны не позволяла многим компаниям планировать свою работу даже в краткосрочной перспективе. В настоящее время ситуация улучшилась, дистрибьюторы перешли от жесткого управления к более мягким мерам. То есть начали заполнять склады. Суммируя, можно отметить, что вся эта совокупность факторов – от изменений в поведении потребителей до изменений в работе дистрибьюторов – позитивно повлияла и на нас».
Олег Рябцев, региональный̆ директор направления
«Автозапчасти и диагностическое оборудование» компании Bosch
В любое время Bosch стремится быть партнером для своих дистрибьюторов, сервисных станций и конечных потребителей. «Никто не станет спорить, что надежность и уверенность в завтрашнем дне – важнейшие факторы роста и стабильного развития, – считает Олег Рябцев. – И именно это Bosch и дает своим партнерам. Мы торгуем в рублях, при этом готовы идти навстречу своим лояльным партнерам, вплоть до отсрочки платежей. Мы выстраиваем прозрачные и понятные отношения, а потому с нами так удобно работать».
Однако хорошие ценовые и общефинансовые условия – это не единственные преимущества, которые Bosch может дать своим партнерам. В любые времена для стабильной работы важно и высокое качество продукции, а также наличие на складах ее полного ассортимента. «Четко выстроенная логистика – это еще одна наша сильная сторона, – подчеркивает г-н Рябцев. – В сфере маркетинга команда Bosch предлагает своим партнерам самые успешные инструменты для работы и повышения эффективности. Яркий тому пример – программа Bosch Extra. В регионе к программе подключились уже более 11 000 участников – СТО и магазинов запчастей».
«Бизнес сегодня – это не просто выгодная цена или отсрочка платежа. Бизнес – это целый комплекс мероприятий, куда входят и особые финансовые условия, и активная работа в сфере маркетинга, и качество обслуживания, и много других важнейших компонентов. Мы в Bosch считаем, что в актуальных условиях российского рынка для нас и наших партнеров главное значение имеет фактор стабильности», – считает Олег Рябцев.
Как отметил в беседе Олег, работа на автосервисном рынке, связанная с развитием сети СТО «Бош Авто Сервис», требует особого внимания, контроля и инвестиций. Развивать сеть автосервисных станций на федеральном уровне – непростая задача. «Сейчас многие СТО в стране находятся в сложной ситуации, а новых автосервисов почти не открывается, в первую очередь из-за недоступности финансирования и «сложных кредитов», – отметил он. – И в таких условиях наша задача заключается в том, чтобы предложить СТО такие инструменты, которые помогут им выжить в условиях кризиса. Однако факт остается фактом: финансово-экономическая ситуация в стране влияет на развитие любой сети. Не секрет, что около 80% СТО в России работают в арендуемых помещениях. И именно аренда влияет на себестоимость их работы и является важнейшей статьей расходов. Аренду нужно выплачивать в полной мере и стабильно, и для многих СТО это становится фактором риска, который ставит под вопрос их финансовую состоятельность. И, возвращаясь к вопросу помощи, которую мы можем оказать нашим сервисным партнерам, хочу отметить, что для того, чтобы научить их работать в нынешних жестких условиях, в программе наших обучающих курсов появились тренинги по экономике СТО, а также отдельные семинары для мастеров-приемщиков. За прошлый год через нашу систему обучения прошло около 1500 человек».
Сегодня Bosch с большим оптимизмом смотрит на дальнейшее развитие своего бизнеса в России. «Я абсолютно уверен, что этот кризис все мы преодолеем, – делится Олег Рябцев. – Поэтому и нельзя жить одним днем, необходимо смотреть в завтра и планировать уже сейчас свою тактику и стратегию развития с учетом выхода из кризиса».
Автор: Татьяна Акимова