Берясь за этот материал, мы в глубине души совершено иррационально надеялись, что вот сейчас вдруг выяснится, что за последние полгода произошел кардинальный прорыв в технологии стеклоочистителей и мы сможем первыми поведать об этом всему свету. Но наши надежды оказались тщетными.
Александр Мельник, менеджер «Автоматрикс»:
– Рынок стеклоочистителей остается очень консервативным, новшеств особых нет.
В общем, прорыва не произошло. И те самые тенденции, которые превалировали в этой сфере полгода назад, продолжают и поныне господствовать на рынке. Что, наверное, и хорошо – стабильность в сложной экономической обстановке гарантирует так сейчас необходимую сбалансированность потребительского поведения.
Станислав Шахнов, коммерческий директор «Хеншен-ТТ»:
– Главное, что я бы сейчас отметил на рынке, – это увеличение доли бескаркасных щеток.
Действительно, технология бескаркасных щеток, которая появилась на рынке не так давно, всего лишь в середине первого десятилетия этого века, тем не менее сумела завоевать на нем лидирующие позиции. Что, в общем, и понятно – такие щетки имеют ряд преимуществ.
Павел Ежов, менеджер «Бефидавто»:
– При их производстве используется два типа резины – сверху идет мягкая, а нижняя часть делается из жесткой резины. В результате щетка получается, с одной стороны, эластичной, с другой – достаточно прочной, чтобы качественно счищать со стекла налипшую грязь. Кроме того, технология производства этих щеток такова, что их рабочая часть получает очень острые края. Что опять же способствует качественной очистке стекла.
Однако у бескаркасных щеток есть и определенные недостатки.
Александр Мельник:
– Такие щетки, во-первых, очень требовательны к исправности системы привода стеклоочистителей. На старых машинах, у которых пружина поводка износилось, ее прижимного усилия может не хватить для того, чтобы обеспечить должное прилегание щетки. И щетка не будет протирать стекло посередине. Кроме того, при эксплуатации на стеклах с округлой геометрией в местах закругления стекол такие щетки могут плохо их очищать.
Поэтому сейчас все большее распространение получают щетки гибридные, которые всех этих недостатков лишены.
Станислав Шахнов:
– Активно развиваются продажи гибридных щеток, имеющих достоинства как каркасных, так и бескаркасных технологий.
Гибридные щетки, как, собственно, и становится ясно из их названия, объединили в себе технологии своих предшественников – каркасных и бескаркасных щеток.
Александр Мельник:
– Последнее поколение – это гибриды. В таких щетках совмещены низкий профиль и встроенный спойлер бескаркасной щетки и наличие каркаса, схожего по принципу своего действия с каркасом обычных каркасных щеток.
За счет этого объединения свойств гибридные щетки смогли, вобрав в себя преимущества обоих типов щеток, избежать огрехов, которые были присущи их предшественникам.
Станислав Шахнов:
– Основная проблема бескаркасных щеток – сложности с прижиманием щеток большого размера к стеклу, а также с прижиманием щетки к стеклу с нестандартной кривизной – успешно решается на гибридных щетках. В щетку встроен дополнительный подпружиненный элемент, который не выделяется из профиля. Но за счет этого элемента такая щетка имеет несколько точек прижатия.
Распространение современных бескаркасной и гибридной технологий отнюдь не исключает соседства с ними на рынке традиционной каркасной щетки.
Александр Мельник:
– Долгое время на рынке единственным типом щеток оставались щетки каркасные, у которых чистящее резиновое лезвие крепится на состоящий из нескольких пружинистых коромысел металлический каркас. Эти щетки и сейчас по-прежнему очень широко представлены на рынке.
Причем сегодня точно не скажешь, что эти щетки доживают свои последние дни. Достаточно того, что большинство моделей автомобилей в заводской комплектации оборудуются именно такими щетками. А это, между прочим, означает, что использовать на них бескаркасные щетки нужно с некоторой долей осторожности.
Павел Ежов:
– Надо иметь в виду, что на машинах, на которых изначально устанавливаются каркасные щетки, поводки сильнее прижимают щетку к стеклу, чем на автомобилях с изначально бескаркасными щетками. Соответственно, когда на автомобиль, оборудованной системой привода для каркасных щеток, устанавливают щетки бескаркасные, они начинают работать в неправильном режиме. Поэтому гарантировать качество очистки стекол и долговечность щеток в таком случае точно нельзя.
Особенно аккуратно надо подходить к замене каркасных щеток на бескаркасные у автомобилей с большой кривизной рабочей плоскости ветрового стекла.
В целом же ассортимент щеток, представленных на рынке сегодня, чрезвычайно широк. Даже в рамках одного типа стеклоочистители могут отличаться по ряду других параметров.
Сергей Перехожих, региональный менеджер по России и таможенному союзу Дэнсо:
-Наша компания выпускает щетки разных конструкций: изогнутые, стандартные, спойлерного типа.
Кроме того, щетки могут отличаться по способу крепления.
Сергей Перехожих:
-Существует возможность выбора крепления щетки. Это может быть либо штифт, либо крючок, либо винт.
Из прочих технологий, распространенных сегодня на рынке, можно выделить технологию графитового напыления на рабочую поверхность щеток.
Станислав Шахнов:
– Некоторыеизнашихщетоксэтогогодапроизводятсясприменениемтехнологии NANO-Graphit. NANO-Graphit ложится слоистой структурой на резину стеклоочистителя и тем самым способствует лучшей защите от воды и грязи. Эта технология защищает резину щеток стеклоочистителя от воздействия солнца, мороза и воды, в любых условиях она остаётся эластичной.Таким образом, NANO-Graphit способствует оптимальной работе стеклоочистителей и более длительному сроку их службы.
Другая распространенная сегодня технология на рынке щеток стеклоочистителей – технология так называемых зимних щеток.
Александр Мельник:
– По сути своей зимние щетки представляют собой ту же каркасную конструкцию, только каркас у них обернут в резиновый чехол, в котором воде просто негде задерживаться. В результате зимой такой механизм не обмерзают. Само рабочее жало зимней щетки становится более широкое, что способствует лучшему удалению со стекла зимней грязи и снега. Из минусов же такой щетки можно назвать большую парусность.
Станислав Шахнов:
– В наших краях зимние щетки весьма актуальны. В них используется другой тип резины, которая не дубеет на морозе. Сама же конструкция резинового корпуса способствует тому, что вода на нем не задерживается. Продажи таких щеток растут, несмотря на их дороговизну.
Если рассматривать современный рынок щеток стеклоочистителей с точки зрения брендовой принадлежности, то можно констатировать расширение числа производителей, работающих на этом рынке. При том что костяк ведущих брендов остался прежним. Расширение происходит в первую очередь за счет появления все новых и новых китайских производителей, которые изготавливают свою продукцию, подражая технологическим приемам ведущих брендов. При этом проблемой становится то, что какие-то тонкости в составе резине, в напылении, в особенностях обработки такие производители не учитывают. А современные, особенно бескаркасные, технологии очень сильно чувствительны ко всем этим нюансам. В результате получается, что с виду схожая с аналогичной от ведущего производителя бескаркасная щетка, но произведенная где-нибудь в глубинках Китая, по своим потребительским качествам не будет окупать даже те гроши, за которые она будет продаваться.
Зато, по отзывам наших экспертов, по крайней мере проблемы контрафакта сегодня нет. Китайцы могут пытаться копировать именитых производителей, но будут делать это под собственным брендом.
Александр Мельник:
– Проблема контрафакта сейчас не встает. Сегодня много аналогов, которые делаются по типу брендовых, но все они производятся под собственными названиями. С откровенными же подделками и использованием чужих брендов сталкиваться не приходилось.
Рассказали наши эксперты и о том, чего, с их точки зрения, можно ожидать на рынке запчастей в ближайшее время.
Александр Мельник:
– В последнее время отчетливо наметилась тенденция к превращению щеток стеклоочистителей в часто меняемый расходник. Сами производители рекомендуют менять их раз в полгода. Соответственно, изначально в них не закладывается долговечность. Щетки должны хорошо работать какой-то период времени, а потом их положено выбрасывать и менять на новые.
Это вполне укладывается в русло общей концепции автопроизводителей снижать стоимость нового автомобиля за счет увеличения расходов на его обслуживание и ремонт в будущем. Впрочем, Станислав Шахнов выразил надежду, что все-таки в будущем производители не будут снимать ос счетов такой важный параметр, как надежность.
Станислав Шахнов:
– Будущее за технологиями, которые должны повысить устойчивость щеток к различным условиям эксплуатации, из которых на нашем рынке, естественно, в первую очередь будет востребована морозоустойчивость.
Также будут развиваться бескаркасная и гибридные технологии. Благо пока еще эти направления до конца не сумели полностью избавиться от всех недостатков. Так что конструкторам еще остается широкое пространство для их дальнейшего совершенствования.