В современных автомобилях стекло стало важным элементом жесткости конструкции.
Андрей Кононов, коммерческий директор компании «Автозапчасти»:
– На большинстве современных автомобилей стекло прочно вклеено в раму и, по сути дела, играет роль одного из элементов жесткости несущей части кузова. Поэтому очень важно, чтобы оно всегда было, во-первых, правильно установлено, а во-вторых, отвечало тем конструктивным требованиям, которые изначально были заложены производителем. Кроме того, на современных машинах стекло может играть роль своего рода монтажной платы, в которую встроены различные электронные устройства. И опять же оно несет на себе функцию элементов комфорта. При замене стекла на неоригинальное нужно убедиться, что все эти элементы присутствуют на новом стекле.
Поэтому при установке нового стекла недостаточно убедиться в его соответствии данному автомобилю по размерам. Нужно учитывать множество других мелочей. То есть заказ стекла обязательно должен осуществляться по VIN автомобиля. Однако на практике даже такой заказ не всегда спасает от ошибок.
Андрей Кононов:
– Сейчас на рынке масса производителей, в том числе из Китая, которые не всегда учитывают конструктивные особенности конкретного стекла. По геометрии оно, скорее всего, будет подходить (хотя чем дешевле стекло, тем больше шансов столкнуться с браком, из-за которого нормально вмонтировать стекло будет проблематично). Но вот по своим свойствам может существенно отличаться от оригинального, поэтому при подборе нужно быть очень внимательным. Особенно если речь идет о лобовом стекле.
Сегодня на рынке представлены в основном автомобильные стекла трех типов. Самые распространенные стекла – так называемые «триплекс». Эти стекла состоят из трех слоев: между двумя слоями стекла делается вставка из специального полимера, который никак не изменяет прозрачность и не преломляет свет, однако придает стеклу ряд важных свойств: во-первых, благодаря ему значительно снижается риск травм при аварии – стекло при ударе не разлетается, а остается висеть на полимерной вкладке, которая не разрушается. Да и для того, чтобы разбить его, требуется гораздо большее усилие. Второе – полимер служит отличным звукоизолятором, гася поступающие на него звуковые колебания. Ну и, наконец, он способствует лучшему поддержанию температурного режима.
Второй тип стекла – «сталинит». Это однослойное стекло, закаленное специальным образом так, что в разы повышается его прочность и при этом при разбивании оно не образует острых осколков. Тем не менее сегодня все производители перестали делать лобовые стекла такого типа. И устанавливают сталинит только на боковых окнах.
Третий тип стекол – стекла многослойные – самые дорогие из всего, что сейчас есть на рынке.
Андрей Кононов:
– В отличие от триплекса в них может использоваться сразу несколько внутренних слоев, обладающих различными качествами – шумоподавляющими, повышающими прочность (все противоударные и «бронированные» стекла – такого типа), замедляющими температурный обмен между салоном и внешним пространством и пр. Такие стекла устанавливаются, как правило, либо на премиальные, либо на специальные автомашины.
Подбирать стекло на замену желательно всегда того же типа, что и оригинальное. Стекло должно вести себя в любой ситуации именно так, как это было заложено производителем. От этого зависят безопасность автомобиля, комфорт в салоне. Поэтому, не понимая, к каким последствиям такая замена может привести, менять один тип стекла на другой не рекомендуется. И уж тем более нельзя использовать вместо триплекса сталинит, а вместо многослойных – вообще какие-то другие стекла.
Вне зависимости от типа стекла, все они могут включать в себя определенные дополнительные опции, свойственные данной конкретной модификации автомобиля.
Андрей Кононов:
– Во-первых, они могут быть тонированы либо полностью, либо частично. На многих современных машинах легкая тонировка в несколько процентов закладывается изначально в их конструкцию и может быть на самом деле элементом не только комфорта, но и безопасности. Наклон стекла рассчитывается в том числе с учетом и этого фактора – без тонировки или, например, специальной солнцезащитной полосы в верхней или боковых частях стекол не удалось бы поддерживать в салоне правильный температурный режим, водитель испытывал бы дискомфорт из-за чрезмерного ультрафиолета и пр. Так что при выборе стекла относиться к этому его свойству как к необязательному было бы неверным шагом.
Кроме тонировки, стекла могут включать в себя и ряд других опций. Они могут оснащаться механизмом подогрева стекла. Чаще всего он встраивается в задние стекла. Но сегодня эта функция появилась и на многих передних стеклах. Кроме того, стекла могут иметь специальное атермальное покрытие, препятствующее быстрому нагреву или остыванию салона. Могут встраиваться механизм обогрева дворников, всевозможные антенны, датчики и сенсоры (типа датчика дождя, автоматически включающего дворники при попадании на стекло влаги). Естественно, при замене на неоригинал надо убедиться, что на новом стекле все эти дополнительные функции предусмотрены.
Для того чтобы не промахнуться в подборе, самый верный путь – это подбирать стекла ведущих производителей. Сейчас на рынке автомобильного стекла тон задают западные производители. Существует немало компаний, чью продукцию смело можно отнести к категории высококачественной. Многие из них на самом деле являются поставщиками конвейера. В этом случае тот «неоригинальный» товар, который они поставляют на вторичный рынок, вообще ничем, кроме названия и цены, не отличается от оригинала.
Понятно, что по стоимости все эти стекла будут относиться к разряду не самых дешевых. Однако, покупая их, можно не сомневаться ни в качестве, ни в соответствии стекла данному конкретному VIN.
Если же говорить про более бюджетное стекло, то тут, во-первых, существует немало отечественных производителей.
Андрей Кононов:
– Некоторые российские производители уже сегодня так или иначе используют современные технологии и оборудование и выпускают изделия вполне приличного качества.
Что же касается китайцев, то здесь очень многое зависит от производителя. Рынок наводнен стеклом, произведенным в этой стране непонятными производителями, часто кустарными, которые почти наверняка не в состоянии обеспечить достаточное качество. С другой стороны, есть и ряд вполне достойных брендов, выпускающих продукцию на современнейшем оборудовании по современным технологиям и показывающих приличное качество.
Для того чтобы разобраться со всеми производителями, типами и опционалом современных стекол, самый простой способ – закупать их у поставщиков, способных самостоятельно подобрать стекло надлежащего качества и соответствующее VIN. Если же сервис берет ответственность за выбор стекла на себя, ему подспорьем станет маркировка, которая с некоторыми видоизменениями, тем не менее, поддерживается большинством производителей стекол.
Андрей Кононов:
– Принятая сейчас система маркировки, к сожалению, не имеет единообразия и сильно разнится в зависимости от производителя. Тем не менее определенную информацию из нее почерпнуть можно. Во-первых, обычно в маркировке указывается название компании-производителя. А это уже немало. Если брендового знака нет, большой вопрос, стоит ли связываться с таким стеклом. Во-вторых, на стеклах ведущих производителей, имеющих заводы по всему миру, указывается, где именно стекло производилось. Делается это с помощью цифрового кода, в котором зашифрована страна-производитель. Обычно каждой стране присваиваются такие обозначения: 1 – Германия, 2 – Франция, 3 – Италия, 4 – Нидерланды, 5 – Швеция, 6 – Бельгия, 7 – Венгрия, 8 – Чехия, 9 – Испания, 10 – Югославия, 11 – Англия, 12 – Австрия, 13 – Люксембург, 14 – Швейцария, 16 – Норвегия, 17 – Финляндия, 18 – Дания, 19 – Румыния, 20 – Польша, 21 – Португалия, 22 – Россия, 23 – Греция, 24 – Ирландия, 25 – Хорватия, 26 – Словения, 27 – Словакия, 28 – Беларусь, 29 – Эстония, 31 – Босния и Герцеговина, 32 – Латвия, 37 – Турция, 42 – Европейское сообщество, 43 – Япония. Хорошо, если на стекле есть упоминания о соответствии тому или иному стандарту. Так, наличие индекса 43R говорит о соответствии европейскому стандарту, индекса DOT – американскому. В маркировке обычно указываются сведения о тонировании (если тонировка выше определенного процента, то указывается этот процент), приводится другая информация. Подробно расшифровка таких сведений для каждого из производителей есть в специальных справочниках и в других открытых источниках.