Тишины ради

Тишины ради

15.07.2014 - 11:13 6816
Приблизительное время чтения: 9 минут. Интересно, но нет времени читать?

Михаил Бессеребренников, технический директор «Автоцентр Норд»:

– Глушитель выполняет сразу несколько функций. Основная – сделать звук выхлопов автомобиля тише. Другая его задача – экологическая: он играет важную роль в процессе нейтрализации отработанных газов. Ну и, кроме того, его конструкция обеспечивает правильную работу двигателя за счет создания расчетного сопротивления в выпускном тракте.

При этом серьезной механической нагрузки эта деталь в ходе эксплуатации автомобиля не испытывает. Зато она подвергается воздействию других разрушительных факторов.

Михаил Бессеребренников:

– Таких факторов я бы выделил три. Первый – термический. Во время работы автомобиля глушитель нагревается до высоких температур. Затем машину ставят на стоянку, и в течение короткого времени глушитель охлаждается до температуры воздуха. Например, минус 20 в январе. Естественно, для металла это не очень полезно. Второе – при таком остывании образуется конденсат. Он оседает на внутренней поверхности глушителя, из-за чего активизируется процесс коррозии. Ну и наконец, глушитель располагается в очень неудобном месте под днищем машины, из-за чего он постоянно подвергается воздействию летящих с дороги реагентов, влаги и грязи. Поэтому глушитель, сделанный из высококачественных материалов с соблюдением технологий, будет служить долго. В противном случае – сгниет через несколько лет.

Отсюда и очень разные сроки службы продающихся на нашем рынке глушителей.

Артем Березной, генеральный директор «Юкатан»:

– Если говорить про автомобили иностранного производства, то устанавливаемые на них при заводской сборке глушители, как правило, служат долго. Лет 10–15. Раньше этого срока менять их приходится разве что только при аварии. А вот после замены ресурс глушителя часто оказывается очень небольшим. И тогда владельцы подержанных машин становятся нашими постоянными клиентами. Хотя тут многое зависит от того, какая деталь будет использована при ремонте. Схожая ситуация и с новыми отечественными автомобилями. Заводские глушители нареканий, как правило, не вызывают и ходят долго. Но вот поменять их на качественную деталь сложнее. При гораздо большем предложении на вторичном рынке выбор глушителя на отечественный автомобиль усложняется большим количеством некачественного товара. В случае иномарок проблема стоит менее остро. Хотя и там тоже при желании можно хорошо нарваться.

Вообще, рынок глушителей для иномарок и рынок глушителей для традиционных отечественных брендов имеет смысл рассматривать по отдельности. На иномарки, как правило, идут глушители иностранного производства. В первую очередь западноевропейских производителей – поставщиков конвейера. Таких компаний не очень много. И качество их продукции в любом случае вполне достойное. Среди лидеров можно отметить такие бренды, как Asso, Bosal, Walker, Ferroz, Platinique, Remus и ряд других.

Естественно, на рынке есть и оригинал. Однако, по словам Артема Березного, он пользуется гораздо меньшим спросом.

Михаил Бессеребренников:

– Оригинальные глушители просит установить лишь малая часть клиентов. Процентов 10, не больше. Связано это с тем, что стоимость оригинала сильно выше стоимости качественного европейского неоригинала. Разрыв отличается на разных марках, но в любом случае за оригинал придется переплатить процентов 50. А есть оригинальные глушители, которые раза в четыре дороже неоригинала. Причем, повторюсь, неоригинала добротного. При том что глушитель все-таки не относится к деталям, влияющим на безопасность эксплуатации автомобиля или его надежность, а большинство заказывающих их клиентов – это владельцы машин старше 10 лет: они предпочитают не переплачивать за бренд. И правильно делают, на мой взгляд.

Кроме европейских компаний, глушители для иномарок производят некоторые китайские фирмы. С китайскими запчастями – все как всегда. Стоят они вполовину меньше европейских, качество же у них может быть совершено разным. А поскольку брендов много, разобраться в них иногда бывает крайне проблематично. Поэтому специалисты предпочитают не рисковать и с китайцами не связываться. Да и нет необходимости – клиенты с удовольствием покупают европейские глушители.

Несколько иначе выглядит ситуация с глушителями для  машин отечественных. Здесь на рынке господствуют отечественные же, а также  восточноевропейские производители и компании из стран СНГ.

Артем Березной:

– Для отечественных машин выбор глушителей, напротив, очень широк. Однако в большинстве своем речь идет об изделиях отечественных производителей, а также импортированных из Украины и Белоруссии. Также можно купить польские и турецкие глушители. Качество деталей очень разное. Глушители от ведущих отечественных производителей не сильно уступают западноевропейским образцам. Среди тех, на чью продукцию, на мой взгляд, имеет смысл обратить внимание, такие бренды, как AS, NeX, «АвтоВАЗагрегат», «Ижорский глушитель» и ряд других.

Однако встречаются и откровенно низкокачественные изделия.  Бывали вопиющие случаи, когда глушитель вообще не вставал на свое место – не соответствовали посадочные места. Но это – совсем уж криминал. Большинство же деталей просто имеют очень небольшой ресурс из-за низкого качества материала, используемого при их изготовлении. Часто бывает, что глушитель имеет слабую звукоизоляцию. И вообще его параметры не соответствуют предписанным автопроизводителем.

В случае с глушителями различия по брендам могут включать в себя не только технологические особенности, но и различия используемых материалов.

Михаил Бессеребренников:

– В большинстве случаев оригинальные детали делаются из нержавеющей стали. На вторичный же рынок поставляются глушители как из нержавейки, так и из других материалов. Причем детали из стали оказываются, как правило, самыми дорогими. Но они же и самые качественные и долговечные. Кроме нержавеющей стали, широко распространены глушители из стали, покрытой слоем алюминия. Таких сегодня на рынке большинство. И именно их приобретает львиная доля покупателей. Изделия же из нержавейки спросом не пользуются. Цена таких неоригинальных глушителей начинается где-то от 2500–3000 рублей и может доходить в некоторых случаях до 7–8, а то и более тысяч. Многим такие деньги кажутся большими. При том что «алюминиевый» глушитель будет стоить тысячу-полторы. То же, что такие глушители будут ходить как минимум раза в два меньше сделанных из нержавеющей стали, владельцев подержанных машин не тревожит, им главное – отремонтировать автомобиль побыстрее и подешевле. Есть еще также и третий тип глушителей, которые делаются из обычной стали. Их производят, как правило, отечественные фирмы, и предназначены они чаще всего для «Жигулей» и «Самар». Эти вообще стоят копейки. Такой глушитель на «классику» можно купить рублей за 350. Но зато и срок службы у него года два-три, не больше.

Несмотря на кажущуюся простоту глушителей, на самом деле для каждой модели автомобиля производитель разрабатывает свою собственную систему вывода выхлопных газов.

Михаил Бессеребренников:

– При проектировании автомобиля инженеры тщательно продумывают конструкцию глушителей. Рассчитывают объем «банки», количество и форму перегородок, особенности покрытия и множество других вещей. Благодаря которым не только автомобиль звучит так, как этого хотелось бы его создателям, но также и двигатель получает возможность работать в штатном режиме эксплуатации. А главное, электроника, связанная с обеспечением должного экологического режима, «заточена» именно под определенный тип глушителя. Если на ее место установить другой, не соответствующий заданным техническим характеристикам – больший по объему, с другой архитектурой внутреннего пространства и пр., – невозможно гарантировать правильную ее работу. Поэтому унификация между различными моделями автомобилей очень низкая. В большинстве случаев глушитель от одной модели не подойдет для автомобиля той же марки, но другой модели. Поэтому подбирать глушитель нужно под данную модель, лучше всего – по VIN.

Правда, сказанное выше имеет одно существенное ограничение.

 Артем Березной:

– В нашей стране существенным фактором на рынке глушителей является широкое распространение различных тюнинговых по своей сути вариантов выхлопных систем. Изначально все они разрабатываются как некий спортивный компромисс. Тем не менее многими такие глушители устанавливаются и на автомобили, предназначенные для обычной, неспортивной эксплуатации.

Речь идет о так называемых универсальных, часто прямоточных, глушителях, продажи которых сегодня сопоставимы с продажами обычных.

Артем Березной:

– Подобных глушителей сегодня продается очень много. И они составляют вполне весомую конкуренцию обычным комплектующим. Связано это с тем, что универсальные глушители становятся атрибутом тюнинга выхлопной системы, который позволяет удалить из системы такую дорогую и капризную деталь, как катализатор. Из-за этой возможности подобный тюнинг давно перестал быть уделом энтузиастов – спортсменов, а стал чуть ли не повседневной технологией ремонта выхлопной системы. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь то, что смысл ее заключается в том, что механики выбрасывают из выхлопной системы катализатор, перенастраивают электронику на некий средний режим работы и устанавливают универсальный глушитель.

Хотя такой глушитель априори не позволяет автомобилю работать в штатном режиме и низвергает его с точки зрения экологии на несколько десятилетий назад, там не менее он позволяет его владельцу сэкономить на дорогостоящем ремонте сегодня и гарантирует от проблем с катализатором в будущем. Что, собственно, и обеспечивает высокий спрос на эти детали.

Артем Березной:

– Я бы сказал, что количество проданных универсальных и обычных глушителей где-то 1:3, 1:4.

В случае с универсальными, в том числе прямоточными, глушителями подбор осуществляется исключительно по посадочным местам.

При выборе же штатного глушителя, кроме соответствия его данному конкретному автомобилю, нужно учитывать также и ряд других моментов. Как уже говорилось, предложение на рынке достаточно велико. И выбрать качественную деталь не так-то просто. Здесь рекомендации следующие.

Артем Березной:

– В первую очередь надо понимать, что, не будучи профессионалом именно в сфере продаж глушителей, разобраться во всем многообразии предложений и выбрать именно качественные детали сложно. Уж на что у нас огромный опыт работы в этом направлении, и то периодически нам приходится менять поставщиков и ассортимент именно из-за того, что сталкиваемся с некондиционным товаром. Почти на сто процентов гарантировать качество можно, лишь покупая глушители ведущих производителей, к которым относится порядка полутора десятков западных фирм, с полдюжины отечественных ну и некоторые китайские и другие восточные бренды. Ко всему остальному нужно относиться с огромной осторожностью. Поэтому первое, что я бы порекомендовал всем покупателям глушителей, – обращаться к проверенным поставщикам и заручаться их рекомендациями.

Хотя есть и ряд внешних признаков, которые отличают качественный неоригинал от упрощенных вариантов.

Михаил Бессеребренников:

– Во-первых, неоригинал не должен сильно отличаться по внешним признакам от оригинальных деталей. Как минимум должны совпадать его размеры: объем «банки», длина, ширина. При установке на автомобиль не должен существенно измениться звук выхлопа. Если такое произошло, это однозначно говорит о том, что внутри глушителя есть какие-то несоответствия оригиналу. Это не значит, что такой глушитель нельзя устанавливать или что он не будет служить долго. Однако почти наверняка он не сможет обеспечить штатной работы двигателя и, что особенно неприятно, электроники. Пусть небольшие, но все-таки отклонения от нормы в этом случае будут обязательно.

Покупая же изделия именитых брендов, нужно помнить о том, что именно в сфере глушителей довольно широко распространен контрафакт. В первую очередь от него страдают отечественные бренды.

Артем Березной:

– Контрафакта много. Особенно в случае с отечественными брендами. Но и западных производителей также довольно часто подделывают. Очень любят заниматься этим мастера из Китая. Попасться довольно легко. Внешне контрафактная деталь будет похожа на оригинал, с которого она сделана. По материалу же, качеству обработки, применяемым технологиям различия могут быть просто разительными. Поэтому тут единственная рекомендация – тщательно выбирать поставщиков. Опытным продажникам, давно работающим с изделиями ведущих брендов, отличить подделку не так сложно, как неискушенному в этом вопросе покупателю. Мы, например, сегодня можем на все сто процентов гарантировать отсутствие контрафакта среди нашего товара. Так же, думаю, обстоят дела и у большинства серьезных поставщиков. 


Посмотрите похожие материалы: