Тенденции и перспективы развития рынка автокомпонентов в Таможенном союзе

Тенденции и перспективы развития рынка автокомпонентов в Таможенном союзе

14.11.2015 - 15:49
Приблизительное время чтения: 10 минут. Интересно, но нет времени читать?

Конференция «Тенденции и перспективы развития рынка автокомпонентов в Таможенном союзе» стала заметным событием в выставочной программе, которое привлекло внимание широкой аудитории профессионалов авторемонтного рынка Беларуси. Приглашенные спикеры подготовили для собравшихся информативные и интересные доклады. Хотя их взаимодействие с аудиторией и вышло за рамки, установленные регламентом мероприятия: настолько актуальными и интересными оказались для собравшихся вопросы, обозначенные организаторами и спикерами конференции. Остановимся на некоторых из них.

Роман Герасимов, директор по продажам и маркетингу в России и Республике Беларусь «Эксайд Текнолоджиз», в своем выступлении уделил внимание развитию производственной деятельности компании на территории Беларуси, России и стран постсоветского пространства и рассказал о предприятии «Эксайд Текнолоджиз» по производству аккумуляторов, расположенном в белорусском городе Пинске: «Завод «Эксайд Текнолоджиз» в Пинске в современном виде работает с октября прошлого года. Запуск производства мы осуществили в условиях, весьма неблагоприятных для развития на вторичном рынке автокомпонентов. Кризис в России повлиял на бизнес и в Республике Беларусь, а рынок автокомпонентов начал сокращаться.  Тем не менее даже в таких условиях «Эксайд Текнолоджиз» не отступил от намеченных планов и и продолжает развивать новое производство и сбытовую сеть. Завод  EXIDE  в городе Пинске прошел аудита концерна Volkswagen и начал поставок на российского сборочные конвейеры.  А это значит, что изготовленные в Пинске аккумуляторы, уже устанавливаются на все модели автомобилей этого  немецкого концерна в России».

Пока основная доля ОЕМ-поставок «Эксайд Текнолоджиз» осуществляется в адрес Volkswagen, но, кроме того, производитель поставляет свою продукцию и на Минский тракторный завод (МТЗ) и Минский автомобильный завод (МАЗ). На вторичный рынок автокомпонентов, как уточнил Роман, «Эксайд Текнолоджиз» поставляет аккумуляторы «Зубр», а также АКБ известных и в Беларуси, и в России марок – Tudor Starter  и Hagen.

Производство в Пинске напрямую влияет на формирование маркетинговой, а также сбытовой политики «Эксайд Текнолоджиз». Как отметил Роман: «Эта производственная деятельность позволяет компании освоить дополнительный и востребованный среднеценовой сегмент. Exide известен в первую очередь как производитель премиальной продукции, – подчеркнул он. – Однако в условиях кризиса на рынке сегмент дорогостоящих АКБ сокращается, потому мы и заинтересованы в освоении других ценовых сегментов. Отмечу, что производство в Беларуси позволяет нам сдерживать цены на свою продукцию, обеспечивая при этом стабильно высокий уровень ее качества. При этом, безусловно, белорусский завод использует при производстве АКБ такое же сырье, что и другие европейские предприятия, здесь применяются единые стандарты в производственных процессах и единая для сего концерна система контроля качества». Кроме того, как отметил Роман, отсутствие таможенных барьеров создает для компании более выгодные условия в плане логистики и управления складскими запасами. 

Дмитрий Королев, руководитель представительства Corteco на территории России и стран СНГ, в своем выступлении уделил внимание истории компании. «Бренд Corteco появился в 1932 году в Италии. Компания изначально специализировалась на производстве различных уплотнений. Новая веха наступила в 1996 году, когда Freudenberg стал владельцем Corteco и сделал из нее компанию по сбыту автозапчастей на вторичном рынке», – рассказал Дмитрий.

По его словам, белорусский рынок имеет стратегическое значение для Corteco. Компания работает здесь с 2000 года и занимает прочные позиции в таких товарных группах, как сальники, маслосъемные колпачки, детали подвески, фильтры салона, прокладки и тормозные шланги. Как отметил Дмитрий, 2015 год  на рынке Беларуси для компании Corteco, как и для многих других игроков автокомпонентной отрасли, выдался достаточно трудным. Связано это с введением сертификации EAC для членов Таможенного союза. По данным мониторинга компании, снижение показателей потребления на белорусском рынке будет продолжаться. Объем потребления автозапчастей премиального сегмента сократился здесь в 2015 году относительно прошлого года на 8–10%.

Говоря о положительных тенденциях белорусского авторынка, Дмитрий отметил, что автопарк в стране значительно омолодился за последние годы. При этом здесь сохраняется весьма емкая категория автомобилей старше 10–15 лет. И это говорит о том, что в стране имеется большой потенциал роста спроса на продукцию компании. По словам Дмитрия, одним из негативных последствий интеграции в рамках Таможенного союза стало увеличение объемов контрафактной продукции в Республику Беларусь по товарным группам компании Corteco. Речь идет, в частности, о таких товарных группах, как сальники, маслосъемные колпачки.

«Республику Беларусь мы в компании считаем образцовым рынком в плане высокого уровня профессионализма сотрудников автосервисных станций, – отметил Дмитрий. – Культура потребления качественных автозапчастей здесь сформировалась раньше, чем на российском рынке».

Леонид Нерезов, директор департамента автомобильных запчастей России, Украины, Прибалтики, Грузии и СНГ компании NTN-SNR: «Известный производитель и поставщик подшипников и роликов ГРМ компания NTN-SNR, образованная в результате слияния японской фирмы NTN и французской SNR, входит в тройку мировых лидеров отрасли. За свою историю NTN-SNR смогла создать себе репутацию в самых точных отраслях промышленности, в частности в сфере астронавтики. Продукция NTN-SNR используется сейчас во многих космических программах, а также широко представлена в авиации. Компания находится на лидерских позициях и в сфере автопрома и поставляет свою продукцию на конвейеры ведущих мировых автопроизводителей».

Долгое время компания SNR развивалась в тесном сотрудничестве с Renault. И сейчас NTN-SNR является практически эксклюзивным поставщиком подшипников на конвейер французского автопроизводителя. Кроме того, NTN-SNR имеет прочные партнерские отношения и с другими автомобильными концернами.  Успех компании был во многом упрочен в связи с выходом на азиатские рынки сбыта бренда SNR и на европейские – NTN. Реализация этой амбициозной задачи стала возможна благодаря интеграции в 2010 году компаний NTN и SNR.

«В настоящее время мы работаем на рынке автокомпонентов под двумя брендами, но надо понимать, что это одна компания, которая имеет единого представителя в каждом регионе», – объяснил Леонид. По его словам, NTN и SNR провели в максимально короткие сроки объединяющие процессы и уже несколько лет NTN-SNR работает по единой номенклатуре. Пользователи каталога NTN-SNR получают, таким образом, доступ к единому ассортименту брендов NTN и SNR. И вся продукция поступает к партнерам по единому каналу сбыта.

На рынках стран постсоветского пространства, включая и Республику Беларусь, компания работает по единому стандарту. «Для нас весь этот большой регион – страны бывшего СССР – это один из крупнейших рынков», – уточнил Леонид. 

Конкретно на белорусском рынке NTN-SNR развивается в партнерстве с местными компаниями. Поставки продукции осуществляются из единого дистрибуционного центра в Европе. Вся продукция реализуется за рубли. А потому, как отметил Леонид, компании удалось за счет этого избежать существенного спада продаж в последний год. По его словам, NTN-SNR демонстрирует динамику роста и это является результатом в том числе и специфичной дистрибуционной политики. Компания с большим вниманием относится к выбору компаний-дистрибьюторов, делая ставку и теперь, и ранее не на расширение дистрибьюторской сети, а на качественное развитие некоторых выбранных партнеров. Как отметил Леонид, такой подход позволяет дистрибьюторам NTN-SNR иметь больше возможностей для развития. Как результат, компания NTN-SNR имеет сейчас высокие обороты при ограниченном количестве дистрибьюторов. 

«Наш успех на сегодняшний день заключается в том, что у NTN-SNR выстроена прозрачная политика формирования складских запасов, – рассказывает Леонид. – Образно говоря, из сотни заказанных подшипников NTN-SNR готова сразу отгрузить до 95 шт. И, что важно, наши дистрибьюторы получают актуальную информацию об изменениях в структуре наших складских запасов». 

Компания NTN-SNR специализируется на исследованиях и разработках в подшипниковой сфере и ежегодно регистрирует десятки патентов на изобретения в этой области. «В настоящее время доля NTN-SNR в сфере поставок подшипников для колес на первичную комплектацию составляет порядка 45%, – отмечает Леонид. – И эта доля растет. Подшипники колес, таким образом, являются основой нашего предложения для вторичного рынка автокомпонентов. Мы поставляем как отдельные подшипники, так и подшипники в ремкомплектах. К основному ассортименту на вторичном рынке относятся также тормозные диски с интегрированными подшипниками (технология, разработанная совместно с Peugeot), а также подшипники с запатентованной технологией ASB (с магнитной лентой). На вторичном рынке по подшипникам для колес NTN-SNR покрывает примерно 99% мирового автопарка. В ассортимент компании входят ролики ГРМ, ремкомплекты ГРМ, отдельно ремни ГРМ, а также шкивы коленвала».

Леонид отметил особенность белорусского рынка, в автопарке которого солидную долю занимает французский автопром. NTN-SNR продает здесь в весьма больших объемах опорно-поворотные подшипники стоек амортизаторов (по которым 1/3 европейского рынка принадлежит SNR) и их ремкомплекты.  По словам Леонида, при работе на вторичном рынке приоритетом компании NTN-SNR является обеспечение высокого качества продукции, качества уровня оригинала. Поэтому и поставляемая в ремкомплектах NTN-SNR продукция сторонних производителей – поставщиков данной позиции на конвейер проходит тщательный контроль качества.

Дмитрий Жемчугов, руководитель компании «Евролайт», дистрибьютор компании ALCA Mobil на территории Республики Беларусь, подчеркнул мировой рыночный тренд, который заключается в сокращении емкости рынка автомобильных аксессуаров. Отчасти это можно объяснить тем, что многие автопроизводители стали включать в стандартную комплектацию своих автомобилей много оборудования, доступного ранее в качестве опций.

«Продукция, которая представляет компания alca, производится в Тайване, Южной Корее, Италии, Франции, Австрии и Германии. alca – это семейное предприятие, которое работает на рынке автозапчастей не один десяток лет. В настоящее время компания представляет свою продукцию под тремя брендами – alca, Heyner и Capsula (детские автомобильные сиденья и бустеры).  Продукция марки alca позиционируется в доступном ценовом сегменте. При этом компания гарантирует качество и надежность продукции. Heyner – это премиальная марка, которая отличается высочайшим качеством производства и скрупулезной проработкой всех деталей в автомобильных аксессуарах». Значительную часть продаж компании составляют щетки стеклоочистителей. За период работы компании по всему миру она продала более 200 млн щеток. «Отличительной чертой наших щеток является их универсальность, они подходят почти ко всем автомобилям. К тому же alca нашла то самое оптимальное сочетание цены и качества, о чем свидетельствует высокая лояльность автомобилистов всего мира к продукции компании». Успех продукции бренда базируется на тщательном контроле качества. На предприятиях компании применяется система многоступенчатого контроля, что обеспечивает высокий ресурс работы продукции. Например, щетки Heyner могут служить до года, обеспечивая при этом идеальную очистку стекла.

Сергей Васильков, менеджер по работе с регионами стран СНГ, подразделение запасных частей ООО «Брембо Руссия», в своем выступлении поднял актуальные вопросы качества продукции и взаимодействия производителя и дистрибьюторов. Сергей, в частности, отметил, что высокое качество товара стало важным критерием для работы на современном рынке автокомпонентов. Соблюдение стандартов качества, предоставление сервиса и возможность обеспечить адекватную стоимость продукции для многих производителей являются возможностью создать себе хорошую репутацию на рынке. «На наш взгляд, цена сегодня уже перестала быть главным фактором конкуренции, – отметил Сергей. – Все больше потребителей сейчас обращают больше внимания именно на качество продукции».

Все больше дистрибьюторов сейчас работают с более качественным и надежным товаром, предоставляемым производителями, которые имеют высокую репутацию на рынке. И работа с такой продукцией является залогом хороших отношений с покупателями. Brembo входит в категорию производителей и поставщиков качественной и надежной продукции, которая имеет оптимальное ценовое позиционирование. Качество продукции Brembo обеспечивается в первую очередь многолетней работой в сфере тормозных систем. Компания работает с 1961 года и за более чем 50-летний срок работы сумела накопить огромный опыт в области разработок компонентов тормозной системы автомобиля. У Brembo работают три собственных исследовательских лаборатории, 18 промышленных объектов и 22 коммерческих подразделения. И 10% всех сотрудников компании работают в сфере НИОКР, в это направление Brembo инвестирует ежегодно 5% от своего оборота.

Специалисты компании контролируют все этапы производственной цепочки, от исследований и разработок до изготовления продукции и ее дистрибуции. Все промышленные объекты Brembo производят продукцию и для первичной комплектации, и для вторичного рынка. Таким образом, товар от Brembo, который поступает на независимый рынок автокомпонентов, соответствует самым высоким стандартам. 


Посмотрите похожие материалы: