Российский рынок – 2018/2019: автомобили и запчасти

Российский рынок – 2018/2019: автомобили и запчасти

26.02.2019 - 14:00
Приблизительное время чтения: 6 минут. Интересно, но нет времени читать?

В январе состоялась традиционная пресс-конференция Комитета автопроизводителей АЕБ, посвященная итогам 2018 года и перспективам развития российского автомобильного рынка в нынешнем году.

В целом прошлый год, особенно первое полугодие, стал успешным для российского рынка. Продажи по сравнению с 2017 годом увеличились на 12,8%. Однако есть и тревожные симптомы. Во второй половине года темпы роста стали снижаться, в декабре рынок вырос только на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это несмотря на то, что в последние месяцы прошлого года активность покупателей выросла, поскольку многие стремились приобрести новые автомобили до повышения НДС. То есть фактически многие машины, реализованные в ноябре – декабре прошлого года, – это те, которые не будут проданы в начале нынешнего года, поэтому первое полугодие ожидается трудным. Еще один тревожный момент для отрасли – начиная с осени стали падать продажи у некоторых лидеров рынка, чего ранее не наблюдалось. В целом по итогам года продажи выросли у всех десяти популярных брендов, но в декабре ситуация уже совсем другая, например, у Renault продажи упали на 44% относительно декабря 2017 года.   

Комментирует Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ: «Декабрь, с продажами на 5,6% лучше по сравнению с прошлым декабрем, подвел итог года, отмеченного 12-месячным периодом непрерывного роста. Таким образом, суммарно рынок в 2018 году достиг уровня 1,801 миллиона единиц, что составило плюс 12,8% по сравнению с предыдущим годом. Перспектива на 2019 год не столь ясна. Увеличение НДС и возможное ужесточение санкций США создают существенные риски и неопределенности на рынке, в особенности в первом квартале. Однако, основываясь на предположении о неизменности правительственной политики и поддержки автомобильного сектора, участники рынка ожидают, что фундаментально спрос будет достаточно устойчив для удержания уровня продаж и выхода на рост в течение года. С учетом этого наш прогноз на 2019 год по рынку пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России составлен с небольшим улучшением, а именно 1,87 миллиона единиц, что на 3,6% больше, чем в прошлом году».

По итогам 2018 года российский рынок стал пятым в Европе после Германии, Великобритании, Франции и Италии. В целом 2019 год будет непростым на фоне той геополитической ситуации, которую мы наблюдаем. Ожидаются трудное начало и возобновление роста во втором полугодии. Помимо геополитики из возможных тревожных факторов, которые могут негативно повлиять на развитие рынка, следует отметить нестабильность курса рубля, рост цен на автомобили в связи с повышением НДС, возможное повышение ставок утилизационного сбора. Ситуация с обязательным введением в ноябре 2019 года электронного ПТС также до конца не ясна. Так называемые специальные инвестиционные контракты, которые вводятся взамен ранее действовавших соглашений о промсборке, также подходят далеко не всем автопроизводителям.

Из положительных факторов в развитии авторынка следует отметить подписание Меморандума о взаимопонимании между Комитетом автопроизводителей АЕБ и РОАД, который вступил в действие в октябре 2018 года. В настоящее время 430 членов РОАД и 15 автопроизводителей уже присоединились к Меморандуму.  

Также в этом году состоится значимое событие в автомобильной отрасли – Festival of Motoring, который пройдет в Сочи 18–21 июля 2019 года. Его организаторами выступают выставочная компания Messe Frankfurt Rus и АЕБ. Фестиваль, участие в котором уже подтвердили BMW, Mercedes-Benz, Porsche, станет динамичной альтернативой традиционным автосалонам. Мероприятия в таком формате демонстрируют более высокую эффективность по сравнению со статичными выставками.

автокомпоненты

Теперь о самом главном – об изменении структуры российского автомобильного рынка, поскольку это непосредственно влияет на рынок автозапчастей. Комитет автопроизводителей АЕБ ведет статистику с 2007 года, и за это время накоплена исчерпывающая информация обо всех брендах, представленных на российском рынке.

Локомотивами роста в прошлом году стали компактные легковые автомобили и кроссоверы. Доля кроссоверов и внедорожников в общем объеме продаж достигла 41,5%. Этот факт не может не радовать производителей автокомпонентов, поскольку кроссоверы сложнее по конструкции, чем обычные легковые автомобили, они требуют более частного и дорогого обслуживания, что повышает доходность СТО и производителей запчастей. Если говорить о брендах, то абсолютными лидерами рынка в 2018 году стали LADA (360 204 проданных машин), KIA (227 584) и Hyundai (178 269). Все остальные автопроизводители значительно отстают. Если оценивать динамику развития, то среди массовых брендов лучшие показатели продемонстрировали Honda (+110%), Mitsubishi (+87%), Subaru (+32%) и Skoda (+31%). Значительно улучшили позиции многие китайские компании, но в абсолютном значении продажи у них пока невелики. Положительный фактор – все бренды, за исключением Ravon, сохранили свое присутствие на российском рынке.  

В целом в 2018 году значительно увеличились продажи корейских автомобилей и LADA, что в перспективе окажет влияние на рынок запчастей. Более того, продажи корейских машин росли даже в самые неблагополучные годы, что в перспективе приведет к росту продаж комплектующих для них во всех товарных группах.

Для независимого рынка запчастей большое значение имеет статистика продаж автомобилей в 2013 году. Во-первых, это был последний по-настоящему успешный год для отечественного авторетейла, затем продажи начали падать, и, несмотря на рост в последние два года, рынок так и не восстановился и вряд ли когда-либо восстановится. Во-вторых, в среднем владельцы автомобилей меняют автомобили через каждые пять лет и перед продажей стремятся привести их в порядок, что ведет к росту продаж запчастей, в том числе и в премиальном сегменте. В-третьих, гарантия на такие авто уже закончилась, и большинство владельцев предпочитают их обслуживать в независимых СТО или самостоятельно. Вообще, автомобили в возрасте от 5 до 15 лет – самый доходный сегмент для производителей запчастей и СТО. Так что хорошая новость – это то, что на рынок идет волна автомобилей, нуждающихся в ремонте. А плохая – по всей видимости, волна эта будет последней. Еще один негативный фактор для рынка запчастей – сейчас массово выводятся из эксплуатации автомобили, выпущенные в начале 2000-х годов, а объем продаж новых машин не столь высок, чтобы возместить эти потери, то есть автопарк в ближайшие годы будет сокращаться.

Итак, в благополучном 2013 году, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, в России было продано 2,78 млн легковых и малотоннажных коммерческих автомобилей, то есть примерно на 1 млн больше, чем в 2018 году. Но для рынка запчастей также большое значение имеет структура рынка, а она с тех пор существенно изменилась. В 2013 году лидировали на рынке три группы: AVTOVAZ-RENAULT-NISSAN, VW GROUP и GM GROUP, в сумме они продали почти половину всех автомобилей, точнее, 49,7%. В 2018 году «тройку» покинула GM GROUP и ее место заняли KIA и HYUNDAI GROUP, и доля четырех лидирующих компаний на рынке теперь составляет 67,8%. О чем это говорит? О том, что некоторые автопроизводители ушли с рынка, а многие сократили продуктовую линейку до двух-трех моделей, прежде всего это касается американских и европейских компаний. Уже в ближайшее время это приведет к сокращению спроса на запчасти для таких автомобилей, значительно сократится их номенклатура. Положительный фактор в связи с этим только один – у дистрибьюторов и СТО сократятся складские расходы. А в целом ситуация как в авторетейле, так и на независимом рынке автозапчастей – тревожная.


Посмотрите похожие материалы: