Поиск и устранение неисправностей в электросети автомобиля могут оказаться утомительной задачей. Но этого не произойдет, если вы запомните несколько простых правил: каждой цепи нужен источник питания; большинству электрических устройств для правильной работы требуется минимальное напряжение; всем цепям необходима непрерывность. Следовательно, большинство электрических проблем вызвано низким напряжением (или отсутствием напряжения), чрезмерным сопротивлением или потерей непрерывности.
Электроэнергия в современном автомобиле играет огромную роль. Генератор, аккумулятор, а также множество других электрических и электронных агрегатов, модулей и систем контролируют большую часть функций транспортного средства. Если они начинают выходить из строя, можно столкнуться с огромной массой всевозможных проблем.
В этой связи нужно сразу четко для себя осознать: не существует изначально более или менее надежных автомобилей (естественно, исключаем конструктивные дефекты и производственный брак). Проблемы с электрикой могут возникнуть независимо от марки, класса, возраста или рабочего состояния машины. Однако признаки этих проблем для всех автомобилей по большей части идентичны. Собственно, как и список наиболее распространенных, с которыми мы вас хотим познакомить в этой публикации.
1. Разряженный аккумулятор
Скорее всего, наиболее распространенная электрическая проблема в автомобиле.
Автомобильные аккумуляторы имеют определенный срок службы. Обычно он составляет от 5 до 7 лет при сохранении или некритичном ухудшении ключевых характеристик (емкость, ток холодной прокрутки, выходное напряжение, саморазряд и т.д.). При условии, несомненно, надлежащего использования.
Автомобильные аккумуляторы редко умирают мгновенно сами по себе. Чаще всего это медленная и постепенная процедура «последнего дыхания», первым признаком которой будет слабое проворачивание двигателя (периодически происходящее), которое, безусловно, обретет самые трагические черты с наступлением зимы и понижением температуры.
Зима – наиболее критическое время года, так как низкие температуры выступают, скажем так, фактором дополнительной и весьма серьезной нагрузки на АКБ.
Худший сценарий – полностью разряженный автомобильный аккумулятор, который не сможет даже обеспечить зажигание.
Но еще страшнее другое: слабые автомобильные аккумуляторы также вызывают проблемы в автомобиле, которые, как кажется, не связаны с ним; а именно проблемы с автомобильной электроникой. Дело в том, что современная автомобильная электроника, по сути, достаточно хрупкая в этом отношении, несмотря на всю свою современность, и потому очень сильно зависит от стабильности источника питания. Если возникают какие-либо колебания, вы неминуемо получаете сбои, которые, по вашему мнению, вызваны другими причинами, такими как неисправные датчики, плохие соединения и т.д.
Шутка, согласитесь, совсем не добрая, поскольку на этапе диагностики можно потерять огромное количество времени, так и не выйдя на финишную прямую. Следовательно, первое, с чего надо начинать работу, – проверка АКБ.
2. Поврежденные, грязные или ржавые выводы аккумулятора
Еще одна распространенная проблема с АКБ – это коррозия или грязь на клеммах проводов и выводах АКБ.
Со временем на выводах АКБ начинает появляться слой зеленого вещества. Основная причина в химических реакциях, поскольку большинство выводов батарей сделаны из свинца. Кроме того, это также может произойти, если выходное напряжение генератора в какой-то период времени было слишком высоким. На клеммах проводов также может образовываться тонкая пленка.
Все это приводит к некоторым перебоям, однако не торопитесь сразу менять батарею. Решение проблемы элементарное: снимите клеммы с аккумулятора (сначала минус, затем плюс) и тщательно очистите их наждачной бумагой, напильником, растворителем или чем-либо еще. Используйте то, что у вас есть или что лучше всего подходит для ситуации. Главное, чтобы между клеммами проводов и выводами АКБ было чисто буквально до скрипа.
В более серьезных случаях, когда выводы аккумулятора сильно повреждены, вам придется произвести их полную замену. Работа не сложная, с ней, при должной сноровке, справится любой.
3. Плавкий предохранитель
Вероятно, самое простое решение всех электрических проблем.
Предохранители – необходимый компонент бортовой электросети. Думаем, объяснять вам это не надо. Благодаря им электрооборудование автомобиля надежно защищено от серьезных повреждений или даже, не дай бог, воспламенения. Однако, если предохранители горят постоянно – снова и снова несколько раз подряд, скорее всего, в автомобиле присутствует довольно серьезная проблема, которую следует диагностировать как можно скорее.
4. Дефектные или плохие электрические соединения и контакты
Электрооборудование автомобиля напрямую зависит от качества «потока» электричества. Практически каждый его компонент в необходимый момент может быть отключен, а затем снова подключен. Например, при замене переключателей, предохранителей, реле, тех или иных приборов и т.д.
И каждый задействованный в данных процедурах контакт – это «слабое звено» общей цепи, которое со временем может выйти из строя. Чаще всего приходится иметь дело с коррозией или ослаблением соединения. В частности, заржавевшими или открутившимися винтами или гайками, корродированными или разболтавшимися разъемами и проч.
Хотя большинство типов электрических разъемов в современных автомобилях имеют очень хорошую изоляцию и защиту (защита из пластика и резины), со временем влага и грязь могут попасть внутрь и вызвать коррозию.
Постоянные вибрации, которые всегда присутствуют во время движения, также являются одной из основных причин плохого контакта.
Эти автомобильные электрические проблемы решаются очисткой или полной заменой разъемов, контактов, компонентов и т.д.
5. Заземление; подключение к кузову автомобиля, двигателю или коробке передач
Одна из самых простых электрических проблем, но с самыми драматическими симптомами.
Заземление – еще один важный аспект, на который обычно не обращают внимания, когда речь идет о проблемах с электричеством в автомобиле.
Это соединение, которое начинается от минусового вывода аккумуляторной батареи и продолжается до кузова автомобиля, двигателя и коробки передач.
Как уже упоминалось, электрический ток в автомобиле зависит от правильного «протекания». Он идет от плюса к минусу и циркулирует внутри замкнутой системы. Без хорошего заземления поток прерывается.
Простая неисправность, такая как ржавый винт или шайба, ослабленный винт (гайка) или корродированный разъем, может вызвать серьезные проблемы (например, перегрев электрооборудования, слабый запуск двигателя, проблемы с ЭБУ и многое другое).
Имейте в виду, что на автомобиле имеется множество заземляющих соединений (помимо основных, которые ведут от аккумулятора к кузову, двигателю и коробке передач). Они могут находиться в скрытых полостях, поэтому, если вы столкнетесь с этой проблемой, лучше всего найти их точное местоположение и проверить.
Устранить подобные электрические проблемы просто: как только вы найдете контакт, отвинтите или ослабьте гайки, шайбы или разъемы, удерживающие провода или кабели, и тщательно очистите их наждачной бумагой, спреем WD-40, спреем для контактов или другим подходящим способом. После этого плотно затяните.
6. Поврежденная или изношенная проводка (жгут, разъемы, изоляция)
Проблемы с электричеством автомобиля, связанные с износом или повреждением проводки, – одни из самых простых в ремонте, но их сложнее всего найти. Всегда помните, что в большинстве автомобилей проложены сотни метров проводов! Если где-то присутствует повреждение, это похоже на поиск иголки в стоге сена. Поэтому сразу вооружитесь терпением, и да – вам придется исследовать практически всю цепь. Скрупулезно, внимательно, тщательно.
Нужно будет снимать пластиковые крышки и кожухи, проверять разъемы, осматривать жгуты и проч.
От вашего усердия будет зависеть очень многое, поскольку дефекты проводки могут вызвать неисправности, связанные с любым из компонентов электрооборудования (например, датчиками, переключателями, реле и т.д.). То есть вы опять же можете довольно долго блуждать впотьмах диагностики, прежде чем где-то забрезжит долгожданный светлячок.
При решении этой проблемы пригодятся специальные инструменты. В частности, детекторы обрыва кабеля.
7. Автомобильные лампочки
Как и любые лампочки, автомобильные также имеют ограниченный срок службы, и они должны быть заменены через некоторое время. Обычно первыми перегорают те, которые используются чаще всего (фары ближнего света, габаритные огни и т.д.).
На большинстве автомобилей процедура замены проста и выполняется быстро. Самая важная часть – купить такую же лампочку, особенно с точки зрения правильного напряжения (чаще всего 12 В или 24 В) и стандарта цоколя. Но есть и такие модели, где тривиальная замена лампочки превращается в настоящий кошмар, поскольку моторный отсек так забит, что доступ к задней части фары практически исключен.
Учтите и такой аспект – потускнение лампочек или их работа с перебоями свидетельствуют не о проблемах с лампочками, а о неисправностях в электрике вообще. Это могут быть дефекты зарядки и низкое напряжение в системе. Причина – умирающая АКБ, ослабленные контакты или провисший ремень генератора.
Коррозия электрических соединений, в разъемах и т.д. также может привести к потускнению фар.
8. Датчики
Пока узлы, агрегаты и модули автомобиля управляются ЭБУ, нам никуда не деться от датчиков. Датчики – это «глаза и уши» всей системы, которые подают основной сигнал в блоки управления. Но, как и во всех электроприборах, датчики со временем приходят в негодность. Особенно если они установлены в точках и зонах, подверженных воздействию тепла, влаги, масла, грязи и т.д.
Замена в большинстве автомобилей довольно проста и в основном связана с откручиванием пары винтов или гаек, отсоединением, снятием старого датчика, установкой нового и повторным подключением. Но многое, безусловно, зависит от доступности сенсора.
Впрочем, основная проблема не в доступности, а опять же в диагностике. Конечно, никто не отменял диагностические инструменты OBD, но неисправный датчик бывает трудно определить, и поиск легко приводит к большим ненужным расходам.
Хуже того, они могут иногда сбоить спорадически, отправляя ложные сигналы и коды. Датчики также являются одной из основных причин ужасной проблемы с проверкой двигателя.
9. Короткие замыкания
Короткое замыкание – одна из самых старых проблем с электрикой автомобилей. Она существует с тех самых пор, когда на автомобиль поставили первый электроприбор.
Короткое замыкание может быть вызвано различными причинами: поврежденной изоляцией проводов, дефектными разъемами, неисправными приборами, автомобильными лампами, реле и т.п. компонентами. В большинстве случаев короткие замыкания очень трудно обнаружить (например, в случае обрыва или повреждения провода).
Тем не менее существует процедура, которая включает в себя процесс диагностики, при которой вы отключаете определенные части/компоненты сети до тех пор, пока не определите, где могло произойти замыкание.
Поврежденная изоляция проводов – частая причина подобных проблем. Поскольку современные автомобильные провода выполнены довольно хорошо (с точки зрения защиты), эти проблемы обычно возникают, если с машиной производились какие-то работы. Во время окраски (точнее, связанных с нею арматурных работ), замены комплекта сцепления, капитального ремонта двигателя и проч. довольно часто происходит защемление или повреждение провода тем или иным образом.
Кроме того, к замыканию приводит некорректный монтаж допоборудования (мультимедиа, нестандартных звуковых сигналов и проч.).
Очень важно при обнаружении места замыкания полностью проверить все провода в жгуте, поскольку чрезмерный нагрев мог их повредить.
10. ЭБУ (блок управления двигателем или любой другой блок управления)
Да, это не самая распространенная проблема, но ввиду колоссальной трагичности последствий мы не можем обойти ее стороной в своем повествовании.
ЭБУ – мозг всей сети и, по сути, компьютер, обеспечивающий функционирование автомобиля/отдельных агрегатов или систем. Блоки управления обычно имеют прочную и качественную конструкцию (они должны быть такими, чтобы выжить в суровых условиях эксплуатации), поэтому проблемы редко бывают вызваны самим устройством, скорее, внешними причинами. Большинство из них обычно возникает из-за:
- перегрузки по мощности (например, выход высокого напряжения от генератора);
- несоблюдения полюсности при подключении к АКБ серьезных коротких замыканий;
- плохих или корродированных соединений (например, при попадании влаги на контактный разъем блока управления двигателем);
- плохого заземления.
Если блок ECU неисправен, необходимо произвести полную замену. Конечно, все мы неоднократно встречали предложения о ремонте некими специалистами (на самом деле это довольно примитивный компьютер, так почему бы и нет?), однако никто никогда не предоставлял долгосрочных результатов такого ремонта.