Элементы тормозной системы работают в условиях высоких нагрузок даже при обычных режимах эксплуатации автомобиля. Процесс износа усиливают грязь, агрессивный стиль вождения и плохое качество дорог. Для безопасности дорожного движения важно выяснить признаки износа тормозной системы как можно раньше.
Сейчас основным критерием качества для тормозных компонентов является европейский стандарт ECE R90. Сначала он распространялся только на тормозные колодки, но в конце 2014 года действует в отношении тормозных дисков и барабанов: сначала только для грузовых автомобилей, а с 1 ноября 2016 года также на легковые и легкие коммерческие автомобили. Данное расширение важно для вторичного рынка тормозных дисков тем, что позволяет конечным клиентам быть уверенными в том, что запасные части, устанавливаемые взамен оригинальных запчастей (OE), находятся в рамках, установленных для оригинальных запчастей допусков, что говорит о качестве тормозных дисков для вторичного рынка автокомпонентов.
Естественный износ колодок и дисков можно определить по их равномерному износу, при этом загорается индикатор износа колодок и отмечается чрезмерный ход педали тормоза. Если долго не менять колодки, то износ их фрикционного материала достигнет критичных значений, и внешним признаком такой неполадки могут быть чрезмерно длинный ход педали тормоза или шумная работа тормозов. Когда колодки стираются до металла, что порой возникает в случае, если новая тормозная колодка работает с изношенным диском, наблюдается снижение эффективности торможения и при торможении автомобиль уводит в сторону. Износ диска усиливают сильно изношенные колодки, а также грязь, которая попадает между колодками и диском. Из-за этого эффективность торможения снижается, тормоза начинают сильно шуметь, в ряде случаев возможен и полный отказ системы торможения. Заклинивший суппорт может увеличивать боковую нагрузку на диск, из-за этого он может расколоться, тормоза при этом будут шуметь, а автомобиль будет уводить при торможении. Вибрации при торможении порой возникают и из-за коррозии фланца ступицы, которая увеличивает биение новые дисков. Снижение эффективности торможения и заклинивание суппортов могут происходить и в случае сильно заржавевших дисков, которые повреждены коррозией, возникшей из-за воды или солей.
Новые диски, покрытые смазкой, которая предотвращает их коррозию при хранении, необходимо почистить специальным очистителем и только после этого использовать на автомобиле.
По причине утечек из переднего суппорта или из-за порванного пыльника, а также из-за утечки в задних тормозных цилиндрах загрязняется фрикционный материал, что может проявляться в заклинивании или в уводе при торможении. Если отсоединилась тормозная накладка, то, возможно, это произошло из-за попадания воды или по причине утечки из тормозного цилиндра. В этом случае трудно выполнить растормаживание и отсоединить тормозную накладку.
Нюансы установки
Завершая разговор о признаках износа компонентов тормозной системы, отметим, что при замене колодок и дисков важно не упустить из внимания некоторые важные нюансы. Так, на предварительном этапе важно проверить уровень тормозной жидкости. В случае если уровень тормозной жидкости не соответствует параметрам, ее придется заменить. При работе с автомобилем, оснащенным электронным стояночным тормозом, необходимо с помощью диагностического оборудования привести задний суппорт в режим замены, это позволит избежать риска повреждения суппорта в процессе замены колодок и дисков. Стоит быть внимательным при демонтаже колеса, так как его падение может повредить пыльник диска или сам диск. При демонтаже тормозного суппорта нельзя отсоединять тормозной шланг, нужно подвесить его так, чтобы исключить риск повреждения. В процессе работ нужно проверить пыльники и поршни суппорта на предмет коррозии и убедиться, что на них нет повреждений. Биение колесной ступицы нужно проверить с помощью специального индикатора. Порой биение руля может возникать из-за избыточного люфта ступичного подшипника.
Прежде чем установить скобы крепления суппорта, нужно очистить гнезда тормозных колодок и смазать их, а также очистить направляющие тормозного суппорта. Чтобы не повредить пыльники суппорта, нужно при помощи специнструмента свести поршень. После сведения поршня нужно проверить состояние пыльника. Если под ним скопился воздух, то его необходимо спустить, иначе после установки и при работе суппорта возможно повреждение этого пыльника. Также важно проконтролировать момент затяжки всех ранее демонтированных узлов и не забыть подключить датчики износа тормозных колодок, а также с помощью диагностического оборудования проверить их работоспособность.
Обкатка тормозных дисков и колодок должна проходить в течение первых 200 км после их замены. При этом эффективность тормозов на первых торможениях может снижаться. В период обкатки нужно избегать резких торможений и срабатывания ABS. Важно правильно провести обкатку, чтобы сохранить эффективность работы тормозной системы автомобиля