Тормозные диски: вся правда о перфорации

Тормозные диски: вся правда о перфорации

29.04.2021 - 10:21
Приблизительное время чтения: 7 минут. Интересно, но нет времени читать?

Перфорация тормозных дисков – одна из тех концепций, которые пришли в массовое автомобилестроение из автоспорта. О ее особенностях, преимуществах и недостатках читайте в предлагаемом вашему вниманию материале.

Эффективное торможение

Задачи, решаемые перфорацией и так называемым слотированием (нанесение характерных, скажем так, «канавок» – специальных слотов) плоскости тормозного диска, в общем-то, понятны. В процессе торможения в паре трения «колодка-диск», которой данное торможение и обеспечивается, образуется изрядное количество тепла. В этом, собственно говоря, и есть физическая суть применяемого в автотранспорте метода торможения – чтобы автомобиль замедлился, кинетическая энергия движущегося транспортного средства за счет трения трансформируется в тепловую энергию, которая затем рассеивается в окружающей среде.

диск

То есть высокие температуры – явление здесь неизбежное. Однако влияние их на эффективность торможения весьма негативно и хорошо известно. Дело в том, что коэффициент трения напрямую зависит от температуры – чем она выше, тем коэффициент (в общем случае) ниже. Причем зависимость эта у каждой композиции материалов своя и носит нелинейный характер. После достижения 100 градусов (стандартное торможение при скорости 80–90 км/ч), как правило, следует резкое падение коэффициента, достигающего минимальной отметки (0,05–0,1µ) при 300–500 градусах (торможение на более высоких скоростях или же подряд идущая серия агрессивных торможений).

Потом кратковременная попытка восстановления. Очень кратковременная, не достигающая и половины номинального максимума, и окончательный спад уже на близких к экстремальным температурных режимах.

Соответственно, чем дольше и/или успешней нам удается поддерживать приемлемую температуру пары «колодка-диск», тем более эффективным остается торможение. Как это обеспечить? Лучше всего за счет естественного охлаждения большими количествами циркулирующего воздуха. Вот так в обиход вошли сначала вентилируемые тормозные диски, а затем уже и перфорированные/слотированные. Причем первыми, что совсем неудивительно, такие диски стали использовать в автоспорте, где температуры в момент торможения достигали запредельных значений.

Но не только из-за перегрева ухудшается эффективность торможения. При использовании фрикционных материалов неизбежно возникают продукты износа и газовая прослойка в паре «колодка-диск», которые снижают плотность соприкосновения тормозного диска и тормозной колодки. Особенно в наиболее нагруженные моменты. Перфорация и слоты помогают успешно справляться и с этой проблемой, способствуя лучшему газоотводу и удалению выработанного фрикционного материала. Тем самым обеспечивая стабильность процесса на всем протяжении тормозного воздействия.

 Кроме того, лучше устраняется вода, попадающая на тормозные диски во влажную погоду, при проезде луж и т.д.

Нет плюсов без минусов

Так что же, перфорированные/слотированные тормозные диски однозначно лучше и применять следует только их? Не торопитесь делать поспешные выводы. С одной стороны, да, такие диски позволяют значительно сократить тормозной путь при движении на большой скорости или агрессивно-нервном торможении. Но с другой стороны…

Во-первых, перфорированные/слотированные тормозные диски дороже стандартных аналогов. И это отнюдь не маркетинговая игра. Чугун, из которого обычно изготавливаются тормозные диски, конечно же, материал мощный, но довольно-таки хрупкий. Перфорация и слоты эту хрупкость, естественно, увеличивают, поэтому, чтобы диск не терял своих прочностных характеристик, сохранял достаточную эластичность, при производстве сплава для его изготовления добавляют соответствующие (то есть не такие, как обычно, и/или в других пропорциях) легирующие составы. Что, само собой, повышает стоимость финального продукта.   

Во-вторых, одно из прямых следствий более эффективного торможения – более быстрый износ тормозных колодок. Чудес на свете, как вы понимаете, не бывает. Физика – наука точная: если где-то что-то прибавилось, значит, в другом месте должно что-то убавиться – тормозить-то более эффективно надо за счет чего-то. В данном случае очевидно, за счет чего.

Для спортсменов тормозные колодки, так же как, в общем-то, и тормозные диски, – материал в высшей степени расходный. Они их не считают, поэтому запросто могут себе позволить и перфорацию, и слоты, и любые прочие подобные фантазии. У повседневной эксплуатации приоритеты, ясное дело, совершенно иные. Поэтому, выбирая перфорированные диски, это обстоятельство надо обязательно учитывать.  

Но обратите внимание. Как считают эксперты, неким компромиссным вариантом можно считать слотированные тормозные диски, более бережно расходующие фрикционный материал колодок. Оспаривать их мнение не беремся, компромисс – значит компромисс.

В-третьих, ассортимент перфорированных/слотированных тормозных дисков заметно скромнее, нежели стандартных. Догадаться почему – несложно: дорогостоящий высокоэффективный продукт позиционируют для применения на более производительных транспортных средствах. То есть на недостаточно мощную (по мнению производителей) легковушку, скорее всего, найти такие диски не удастся.

В-четвертых, а заодно и в-пятых – это уже из области общественного личного опыта и, вероятно, не вполне объективных слухов, – существует суждение, что перфорированные/слотированные тормозные диски более шумные из-за своей конфигурации (наличия отверстий и насечек, которые издают разнообразные звуки во время движения) и имеют склонность к забиванию грязью. Причем застрявшая грязь, разумеется, снижает их эффективность, а удалить ее бывает довольно тяжело – не каждый мойщик с этой задачей справится.

Тут без комментариев. Хотя представить себе многосильный спорткар, шурующий по извечным русским хлябям, согласитесь, не так-то и просто. Но водители бывают разные, а русский человек вообще загадка.

Да или нет?

Резюмируя все вышеизложенное, делаем закономерные выводы. Для стандартного городского автомобиля, эксплуатируемого в стандартных же городских и магистральных режимах, перфорированные/слотированные тормозные диски особой ценности не представляют. Их, конечно же, можно поставить (если такие найдутся), однако это будет сопряжено с очевидными дополнительными расходами (как мы отметили, не только на сами диски, но и на тормозные колодки, менять которые придется чаще) при совершенно неочевидных выгодах. Поэтому проще обойтись обычными, полностью удовлетворяющими все возникающие потребности.

А вот если автомобиль обладает высокой мощностью, передвижение на нем осуществляется на повышенных скоростях в довольно агрессивной манере, перфорированные/слотированные тормозные диски однозначно окажут самое благоприятное и хорошо заметное воздействие на его тормозную динамику. В этом случае смысл в таких дисках, безусловно, имеется. Да и подобрать их не составит особого труда. Причем и колодки в этом случае лучше использовать соответствующие.

Опасные эксперименты

В теме перфорированных/слотированных тормозных дисков особняком стоит вопрос самодеятельного народного творчества из серии все той же загадочной русской души. Кажется, ну что тут такого сложно – насверлил дырок, нарезал канавок, и вот тебе высокотехнологичный продукт, достойный памяти незабвенного Левши. В общем, когда хочется, что ж тебе может помешать…

Однако по большому счету помешать может многое. Самое главное то, что, как мы уже сказали, перфорированные/слотированные тормозные диски изготавливаются из абсолютно других марок чугуна. Таких марок, которые позволяют сохранить их прочность и эластичность при наличии перфорации и/или слотов, поскольку рецепты стандартных сплавов вряд ли способны обеспечить дополнительную прочность. Перед ними просто не стоит такой задачи, поэтому причин в наделении их избыточными характеристиками нет никаких.   

Кроме того, перфорированные тормозные диски – это не просто дырявые тормозные диски из дорогого чугуна. Это во многом иная конструкция с соответствующей конфигурацией вентиляционных каналов. Рассчитанной и многократно испытанной конфигурацией, позволяющей воздуху циркулировать именно таким образом, чтобы обеспечивать наиболее эффективное охлаждение.   

А как будут работать насверленные по наитию отверстия, никому не известно. Даже их «автору». Куда пойдет воздух, что он охладит?..

Но то, что в процессе сверления локальные участки поверхности диска будут подвержены высокому нагреву, – это точно. Результатом такого нагрева и последующего некорректного охлаждения может стать целый букет катастрофических последствий. Среди этих последствий изменение свойств материала диска в зоне воздействия, нарушение внутренней целостности материала вплоть до полного разрушения, деформации, микротрещины (незаметные человеческому глазу, но впоследствии под нагрузкой очень быстро увеличивающиеся) и т.д. Чего после этого ожидать от несчастного, изуродованного тормозного диска, вам не ответит даже самый образованный специалист-металлург.

Просто возьмите в руки и внимательно осмотрите изготовленный в заводских условиях высокопродуктивный тормозной диск. Слоты, обладающие особой формой, нанесены в определенной последовательности. Их рисунок и дизайн тщательно продуманы и выверены. Расположение аккуратных отверстий также систематизировано и подчинено специфической закономерности, смысл которой известен только разработавшим данный продукт конструкторам.  

А теперь ответьте себе без обмана: существует ли хоть малейшая возможность в кустарных условиях на оборудовании сомнительной точности воспроизвести это инженерное искусство? Цена ошибки может быть очень высока. Непомерно высока, ведь речь идет о тормозном диске – одном из ключевых элементов тормозной системы. Стоит ли рисковать?

Да, знаем, в Интернете полно «умельцев», насверливших дырки и теперь наслаждающихся как бы улучшенным торможением. Вот только непонятно, как они узнали, что торможение действительно улучшилось? Скорее всего, так же, как и диски дырявили, – интуитивно, бессознательно. То есть доверять их заключениям все равно, что заниматься спиритизмом: увлекательно, конечно, но совершенно бесполезно.

Поэтому лучше не соблазняйтесь бестолковой работой. Продавайте качественные продукты, заводского исполнения, устанавливайте их на машины клиентов, чтобы те испытывали радость от полученного опыта. Именно в этом кроется успех автосервисного бизнеса.  


Посмотрите похожие материалы: