Тормозные шланги – особый приоритет

Тормозные шланги – особый приоритет

15.06.2015 - 15:57 9828
Приблизительное время чтения: 9 минут. Интересно, но нет времени читать?

Тормозные «коммуникации»

Линии гидравлической тормозной системы делятся на две группы. К первой группе относятся т.н. мягкие, или гибкие, шланги, которые доставляют тормозную жидкость непосредственно к тормозным рабочим цилиндрам, прижимающим колодки к тормозному диску. Вторая группа – жесткие трубопроводы из медного сплава либо из алюминия с защитным антикоррозионным покрытием. По ним тормозная жидкость поступает из главного тормозного цилиндра к гибким шлангам.

Качественный гибкий резиновый шланг должен быть очень прочным, но в то же время достаточно эластичным. Шланг не должен «дубеть» на морозе, чтобы в местах перегибов не возникали трещины, он рассчитан выдерживать без каких-либо изменений воздействие противогололедных реагентов и не менять своих свойств при частых перепадах давления тормозной жидкости.

Все более широкое распространение получают у нас тормозные гибкие шланги, армированные нержавеющей оплеткой. Конечно, в отличие от обычных такие шланги стоят дороже и имеют более сложную конструкцию: под железной оплеткой, покрытой ПХВ, расположена очень прочная пластиковая трубка. Армированные шланги совершенно безболезненно выдерживают большие перепады давления тормозной жидкости. Исследования компании Stoptech показали, что при динамичной езде водитель нажимает на педаль тормоза до 15 раз в минуту и при этом сечение армированного гибкого шланга совершенно не меняется. За счет постоянной жесткости армированные шланги позволяют водителю лучше чувствовать автомобиль в движении и точнее дозировать тормозное усилие.

В настоящее время в продаже представлен широкий ассортимент как армированных, так и резиновых тормозных шлангов от ведущих мировых производителей: японской компании HKS, немецкой TRW, английских компаний HEL Performance и Goodridge, американской Stoptech и других.

Однако оригинальные шланги стоят очень дорого. Сегодня множество отечественных предприятий, такие как «Белмаг» (г. Магнитогорск), GidroMaster71 (г. Тула), «УРТ» (г. Миасс), Fenox (Беларусь) и многие другие, изготавливают РВД высокого качества, а компания «АвтоСпортИнжиниринг» (г. Москва) освоила даже выпуск армированных тормозных шлангов.

Технология изготовления РВД, в т.ч. и тормозных шлангов, достаточно проста, хотя и требует, безусловно, определенной подготовки, а главное – наличия соответствующей оснастки. Как утверждают некоторые экономисты, затраты на приобретение всего комплекса оборудования, а это 4–5 небольших станков, окупаются всего за 8–9 месяцев даже при минимальной загрузке.

Производство шлангов высокого давления (без фитингов) является сложной и ответственной технологией, и предприятий, выпускающих качественные рукава, в мире немого. Это известные компании Diesse (Италия), Manuli Rubber Industries, Parker Hannifin Corporation, Semperflex AG (Австрия, Чехия), Rapisarda, компания Hydroscan из Швеции и некоторые другие. Поставщиком рукавов Komatsu является компания Yokohama Rubber Co., Ltd., а индийская компания Parker Markwel Industries Pvt. Ltd. обслуживает такие компании, как Volvo India Ltd., Saab, Atlas Copco Ltd., Caterpillar India Pvt. Ltd. и др. Российский Завод «Сварог» из Новокузнецка также производит РВД достойного качества.

Одним из главных параметров шланга является диаметр условного прохода (DN), его значение наносится заводом-изготовителем на поверхность рукава. В импортных шлангах DN задается в дюймах, однако диаметры практически совпадают с диаметрами условного прохода шлангов в миллиметрах, выпускаемых нашей промышленностью, хотя незначительные расхождения есть.

Самая ответственная операция при изготовлении РВД – это обжим фитинга, операция производится на специальных обжимных прессах. Некоторые производители проверяют качество обжима замером наружного/внутреннего диаметров. Такой подход допускается, имеются специально разработанные таблицы соответствия внутреннего и наружного диаметров, они даже прилагаются к паспортам обжимных станков. Но все-таки это не совсем надежный метод проверки качества. Более прогрессивный подход заключается в том, чтобы проверять качество шлангов только на специализированных испытательных стендах.

Непосредственно перед обжимом, если это немассовое производство, к новому шлангу подбирается соответствующий фитинг. Шланги на импортную технику комплектуются фитингами самых различных стандартов. В Японии приняты стандарты ALI и ALR. Английский стандарт BSP базируется на дюймовых резьбах, стандарт NF, принятый во Франции, предусматривает резьбы с мелким шагом и т.д. Существуют стандарты NPT, NPSM, по ним работают американцы. Немецкий стандарт DKO-L, так же как и российский стандарт DKL, «закладывает» в соединениях метрические резьбы. Для определения типа и шага неизвестной резьбы необходимо произвести замеры старого фитинга штангенциркулем и резьбомером и обратиться к справочным таблицам. Таким образом, если есть уверенность в надежном производителе неоригинальных шлангов, то их вполне можно использовать и не зацикливаться на поиске «фирменных» деталей.

Как часто нужно менять элементы тормозных линий?

Скажем сразу, что определенных сроков нет. Эксплуатационный ресурс тормозных шлангов зависит, как уже сказано выше, от свойств материалов и качества изготовления компонентов. Однако не менее важное значение имеют условия эксплуатации автомобиля и стиль вождения. Так, наиболее короткий эксплуатационный ресурс у гибких шлангов спортивных машин. Как известно, высокая мощность двигателя провоцирует водителя ехать с повышенной скоростью, а чем выше динамика езды, тем чаще приходится тормозить. Большая скорость – это значительные нагрузки при торможении, именно поэтому гибкие шланги скоростных машин подвержены быстрому износу.

Быстрее, чем в других типах автомобилей, изнашиваются гибкие тормозные шланги в массивных автомобилях представительского класса. В них из-за большой массы и высокой мощности двигателя на тормозные шланги часто действует повышенное давление тормозной жидкости.

Недолгим сроком эксплуатации характеризуются гибкие шланги и в полноприводных внедорожниках, особенно участвующих в мероприятиях offroad. Тут причиной выхода из строя являются механические повреждения: такие машины при езде по пересеченной местности часто встречаются с выступающими камнями на дороге и другими препятствиями.

И еще одна категория – автомобили с регулируемым дорожным просветом. Они также известны тем, что их гибкие тормозные шланги менять приходится довольно часто. Движения подвески при регулировках клиренса приводят к усталостным изменениям материала тормозных шлангов, и в результате в них довольно быстро появляются трещины.

А вот наиболее редко проблемы с тормозными шлангами возникают у тех автомобилистов, которые используют свои небольшие машины в основном для поездок за город, тяжелые грузы на таких автомобилях они не перевозят и не ездят на высоких скоростях. В обычных же автомобилях специалисты рекомендуют менять гибкие шланги каждые 5–6 лет. Для жестких трубопроводов срок эксплуатации также во многом зависит от стиля вождения и задач, выполняемых автомобилем. Средний период их надежной работы составляет 6–8 лет. И хотя в автомобилях класса люкс жесткие трубопроводы уверенно «выхаживают» и по 15 лет, специалисты рекомендуют для профилактики менять жесткие трубки раз в 10 лет.

Сложно ли поменять тормозные шланги?

Как говорилось выше, строгих сроков замены не устанавливается, состояние шлангов нужно просто регулярно контролировать, в т.ч. и при диагностировании тормозной системы на стенде. Малейшие трещинки и потертости уже являются поводом для замены. Иногда некачественный шланг и полгода не выдерживает, а случается, что разрыв рукава происходит именно во время такой диагностики на роликовом стенде, когда на педаль тормоза действует максимальное усилие, потому что шланг перетерт либо штуцер его корродирован.

 Заменить тормозные шланги несложно, при условии, что к ним имеется хороший доступ и резьбовые соединения получится рассоединить. Однако может оказаться так, что коррозия настолько повлияла на резьбу, что попытка открутить гибкий шланг приведет к прокручиванию и поломке жесткого штуцера. А потому нужно быть готовым к дополнительным проблемам и расходам.

Схема замены для большинства машин является типовой. Прежде всего снимается колесо, шланг к тормозному суппорту которого надо менять. Если в машине предусмотрены датчики износа колодок, то следует отсоединить отрицательный провод от АКБ, а после вынуть провод, соединяющий колодку и датчик износа.

Затем откручивается спецболт с отверстием для циркуляции тормозной жидкости, крепящий тормозной шланг к тормозному цилиндру. Болт может заржаветь и не откручиваться, его предварительно необходимо обработать жидкостью типа WD40, а при обратной сборке желательно заменить на новый. Откручивать заржавевшие шестигранные головки следует очень аккуратно, чтобы не сбить грани. Лучше всего использовать специальный инструмент для работы с «проблемными» болтами.

Болтовое соединение уплотняется двумя шайбами из мягкой меди. Они одноразовые, т.е. при монтаже нового шланга нужно ставить новые шайбы. Сразу после удаления болта отверстие в тормозном цилиндре следует заглушить от попадания пыли и грязи.

Затем необходимо раскрутить соединение гибкого шланга с жестким трубопроводом. На этом этапе возникает наибольшее количество проблем. Обычно соединение фиксируется специальной скобой, которую необходимо, ослабив соединение, демонтировать. Место соединения тормозной трубки и шланга очищается и обрабатывается WD40, а затем раскручивается с применением специального ключа, называемого тормозным. Если открутить не получится, то понадобится менять также и тормозную трубку. Откручивать лучше, имея кого-то рядом, кто бы смог закрыть после откручивания отверстие в тормозной трубке, предотвратив вытекание тормозной жидкости и ее контакт с воздухом.

Новый шланг монтируется оперативно, чтобы в тормозную жидкость попало как можно меньше влаги. Все действия выполняются в обратном порядке, причем, чтобы шланг совершенно не проворачивался, необходимо контролировать положение специально нанесенной на резину цветной полосы. Резьбовые части штуцеров необходимо перед сборкой смазать, а после закрепления шланга к тормозному цилиндру необходимо прокачать тормоза, для этого также понадобится помощник.

Как предупредить коррозию?

Гибкие резиновые тормозные шланги подвержены многочисленным повреждениям, возникающим из-за условий эксплуатации – морозная зима, реагенты на дорогах, плохое состояние дорожного покрытия, – а также связаны с некачественным составом резины. В результате на шлангах могут образовываться «грыжи» или возникать местные увеличения сечения, что грозит падением давления в магистралях и снижением силы торможения. Но наиболее часто шланги приходится менять из-за возникающих потертостей, трещин, корродирования штуцеров.

Коррозия, наряду с дефектами, возникающими в результате механических воздействий, является самым распространенным фактором выхода из строя и для жестких трубопроводов. Можно ли предупредить коррозию?

Дело в том, что тормозная жидкость – субстанция крайне гигроскопичная, и она впитывает воду, беря ее из микроскопических пор эластичных шлангов. Шланги, в свою очередь, компенсируют изъятую воду из атмосферы, и эту воду опять впитывает тормозная жидкость. Это довольно трудно представить, особенно если учесть, что шланги выдерживают герметичность при давлении свыше 350 бар, и тем не менее тормозная жидкость вбирает в себя воду из пор резины гибких шлангов.

Если не менять жидкость в положенные сроки, то присутствие воды изменяет свойства тормозной жидкости: температура кипения становится более низкой (а она не должна быть ниже 180°С), а температура замерзания – более высокой. Известны случаи, когда температура кипения такой обводненной жидкости снижалась на 30°C! Кипение жидкости, так же как и ее замерзание в сильный мороз, приводит к отказу работы системы торможения.

Но вода в тормозной жидкости уничтожает еще тормозные трубки и штуцера, металлические элементы подвергаются коррозии не только снаружи, но и с внутренней стороны. Чем реже меняется тормозная жидкость, тем сильнее проявляется внутренняя коррозия тормозных линий.

Рецептов увеличения сроков использования элементов тормозных линий немного – устанавливать только качественные детали, например использовать армированные гибкие шланги, приобретая их у проверенных поставщиков, ездить спокойно и максимально аккуратно, а тормозную жидкость менять не реже одного раза в 2 года.


Посмотрите похожие материалы: