Без покраски

Без покраски

15.10.2014 - 18:00 3056
Приблизительное время чтения: 13 минуты. Интересно, но нет времени читать?

Понятно, что эта технология применима далеко не во всех случаях. Ее можно применять лишь в случаях, когда повреждения не касаются несущей части автомобиля. Нет существенных повреждений детали, ну и, естественно, такая беспокрасочная методика подразумевает, что повреждение металла не сопровождалось уничтожением или повреждением лакокрасочного покрытия.

sergey

Сергей Лысенко, директор PDR CENTER:

–Технология беспокрасочного устранения вмятин актуальна в первую очередь только тогда, когда краска цела. Самый яркий пример – автомобили, побитые градом. Собственно, эта технология изначально и разрабатывалась для американских автозаводов именно как способ быстрого устранения следов от града на новых автомобилях.

Впрочем, сказанное не означает, что подобной технологии нет места при сложном кузовном ремонте под покраску, с разбором автомобиля и прочими его атрибутами.

Игорь Гдлян, мастер цеха «Рекордсмен Авто»:

–Технология исправления вмятин может использоваться и при традиционном ремонте для быстрой и экономичной рихтовки. Если жестянщик хорошо ею владеет, он сможет очень быстро устранять вмятины практически без следа. Так что потребуется минимум шпатлевки. Экономится рабочее время, экономится материал.

Действительно, такая технология позволяет устранять вмятины очень быстро – вместо многочасового ремонта, как правило, на ремонт одной вмятины уходят считанные минуты.

Сергей Лысенко:

– Ремонт быстрее традиционного с окраской. Маленькая вмятина устраняется, как правило, за 10–15 минут. Размером с кулак – до часа. При этом себестоимость работ оказывается чрезвычайно низкой. Никаких расходников. Никаких материалов. Полностью сохраняется заводское покрытие.

Для проведения работ используется специальный инструмент. Такой инструмент может быть нескольких типов.

Сергей Лысенко:

– Сама технология делится на несколько частей. Первый тип операций – их мастеру приходится производить чаще всего – подразумевает исправление вмятин в результате нажима изнутри на металл с помощью специальных приспособлений. Эти приспособления выполнены в виде крюков разной длины, разной формы. Благодаря чему у мастера есть возможность подлезть с внутренней стороны детали практически к любому повреждению, вне зависимости от того, где оно находится. Исключений мало.

Инструмент, который используется для таких работ, весьма разнообразен. Собственно говоря, именно за счет этого разнообразия и достигается универсальность этой технологии.

Игорь Гдлян:

– Крючками можно чинить любой автомобиль. Хоть легковушку, хоть автобус. Ограничений нет. Просто в каждом случае используются разные крючки.

bez_pokraski

При этом все многообразие инструмента может быть разделено на несколько больших групп – в зависимости от его предназначения.

Сергей Лысенко:

– Весь инструмент делится на разные группы. Так, одна группа включает в себя крючки для работы под усилителем. Такие приспособления выполняются со специальным плоским и тонким жалом. Есть крюки для работы при прямом доступе, когда механику ничего не мешает подобраться к повреждению. Такой инструмент имеет круглые загнутые кончики. Для работы в дверях и крыльях используются приспособления с двумя загибами, с помощью которых можно подобраться к той же вмятине на двери сверху через стекло. Есть также тонкие крюки для устранения неисправностей в трудных зонах – так называемые крюки для сложного доступа. Каждый из них делается специально под определенную зону. Люк бензобака, носик капота и пр.

В рамках своей группы крюки универсальны. И могут использоваться на разных автомобилях. Варьируется только длина рукояток в зависимости от габаритов ремонтируемой детали. Даже специализированные крюки, предназначенные для работы в определенной зоне, могут применяться и на других участках.

Сергей Лысенко:

– Часто сфера применения инструмента может варьироваться в зависимости от того, что подсказывает смекалка мастера. Самый яркий пример – в какой-то момент кто-то из рабочих заметил, что для ремонта вмятин в двери зачастую бывает удобно использовать плоские крюки, которые изначально задумывались как средство устранения вмятин на усилителях и в прочих труднодоступных местах. Такие плоские крючки легко проходят внутрь двери через отверстие для стекла. В результате с их помощью появляется возможность ремонтировать дверь вообще без какого бы то ни было демонтажа.

Второй тип инструмента предназначен для устранения повреждений с внешней стороны. Его используют в том случае, если в результате повреждения на поверхности металла образуются бугры, направленные вовне.

Сергей Лысенко:

– Для устранения бугров применяются в первую очередь специальные керны и гладилки для осаживания.

Третья группа инструмента используется в тех нечастых случаях, когда доступ к повреждению с помощью крюка оказывается невозможен. В этом случае применяются клеевые системы.

Сергей Лысенко:

– Нечасто, но бывает, что нет возможности подобраться к повреждению. Как правило, это бывает при повреждениях стоек, порогов и пр. В этом случае используется клеевая система. С ее помощью удается очень быстро устранить небольшие повреждения. По сути, этот метод аналогичен устранению вмятин с помощью споттера. Только вместо сварочного аппарата используется клей. С помощью грибков, которые подбираются по размеру вмятины и наклеиваются на поврежденное место, при помощи мини-лифтера и механического обратного молотка вмятина вытягивается. Понятно, что в этом случае к  металлу можно будет приложить меньшую, чем в случае со споттером, нагрузку. Хотя, если клей правильно нанести и выдержать, оторвать его достаточно трудно. Снимается грибок лишь с помощью специальной жидкости, после чего на поверхности не остается никаких следов ремонта – клей полностью безвреден для лакокрасочного покрытия.

Хотя вытягивать вмятины с помощью мини-лифтера и обратного молотка гораздо быстрее, чем при работе крючками, все же эта технология рекомендуется лишь в том случае, когда доступ к месту повреждения действительно затруднен. Во всех остальных ситуациях предпочтительнее крюки.

bez_pokraski_1

Сергей Лысенко:

– Крючком удается добиться идеального результата. В этом плане клей хуже. Поэтому его рекомендуется использовать лишь в тех случаях, когда крючками подобраться к повреждению невозможно.

Впрочем, и при ремонте доступных вмятин использовать клеевую систему можно. Для убыстрения работ. Но после выравнивания поверхности с помощью клея все равно потом потребуется подровнять ее крючком.

Игоря Гдлян:

– Мы довольно широко используем технологию вытягивания с помощью клея. Это значительно убыстряет работы в случае относительно серьезных – от одного сантиметра глубиной – повреждений. Сначала вытягивается вмятина, а затем повреждение дорабатывается с помощью крюка. Для вытягивания чаще всего используется мини-лифтер. Это такое приспособление, которое на специальных опорах устанавливается таким образом, чтобы вмятина оказалась точно под подъемным винтовым механизмом. Приклеенный к металлу жгут прикрепляется к этому механизму. И за счет вращения винта мастер вытягивает повреждение.

С таким мини-лифтером проблема только одна – он не позволяет работать на обширных повреждениях. Его можно использовать только тогда, когда размер вмятины не превышает расстояния между присосками.

Сергей Лысенко:

– Если оно больше, используем обратный молоток: механический инструмент, который, аналогично мини-лифтеру, подсоединяется к грибку и затем позволяет мастеру наносить направленные вовне удары постоянной амплитуды. Благодаря им поверхность металла по эффекту волны разглаживается.

Для работы со всем этим инструментом обязательно используются специальные аксессуары, которые упрощают доступ к труднодоступным местам, служат для защиты кузова от случайных повреждений и пр.

Сергей Лысенко:

– При работе мастер использует множество разнообразных аксессуаров. Специальная подушка расширяет дверь, защитный экран защищает окно. Упор с присоской позволяет создать искусственную точку опору для крючка.

Все подобные инструменты, как правило, продаются комплектами, которые составляются таким образом, чтобы у купившего их мастера была возможность в подавляющем большинстве случаев производить ремонт на любом автомобиле в любом месте.

Сергей Лысенко:

– Комплект представляет собой набор из разных инструментов. Как правило, он включает в себя основной минимум крючков – по нескольку размеров для всех зон. Плюс – клеевую систему, которая включает в себя собственно клей, жгутики разных размеров, мини-лифтер и обратный молоток. Плюс керн и гладилка для осаживания, ну и минимум аксессуаров – упоры, фиксаторы и пр. И главное – свет, в правильном подборе которого заключается половина успеха.

Для ремонта требуются специальные светильники, которые позволяют рабочим четко видеть место повреждения.

Сергей Лысенко:

– Традиционно для подсветки вмятин используются люминесцентные светильники. Сейчас также появились светодиодные светильники. Вне зависимости от типа от светильника требуется только одно – подсветить так, чтобы вмятину было очень хорошо видно. Сложность основная при ремонте именно в том и заключается, чтобы видеть, куда нажимать. Но при кажущейся простоте задачи выполнить ее не так-то просто. Именно поэтому светильники работают в определенном спектре, наиболее подходящем для контроля поверхности. И оснащаются специальным рассеивателем, отражателем и рефлектором.

Естественно, комплекты не могут полностью удовлетворить всем возможным запросам. Но они дают возможность производить ремонт в большинстве случаев. Поэтому, приобретая их, мастер уже сможет начинать работать. Ну а все, что потребуется плюс к набору, он сможет докупить по отдельности. 

bez_pokraski_2

Что же касается организации рабочего места, то преимущество этой системы заключается также и в том, что по большому счету никакого рабочего места и не требуется – подавляющее большинство работ будут производиться непосредственно на машине. Не помешает лишь приобрести специальный стенд-держатель для крючков – это позволит избежать постоянных поисков инструмента.

Такая нетребовательность к внешней обстановке и отсутствие расходных материалов вкупе с низкой энергоемкостью работ – по сути, расход электроэнергии потребуется лишь в рамках того, что нужно будет для питания светильников, – гарантируют низкую себестоимость работ, при том что заработать на них можно весьма изрядно.

Сергей Лысенко:

– Статистика такая – опытный мастер в среднем в день чинит от 4 до 6 машин, не особо при этом напрягаясь. При этом средний чек у нас составляет порядка 5300 рублей. Но это с учетом крупных ремонтов (как правило, градом битых машин), когда повреждений много и счет в итоге может составить до 50–60 тысяч. Если же брать без таких сложных, но нечастых ремонтов, средняя стоимость работ составит порядка 3–4 тысяч. Альтернатива – покраска – обойдется владельцу автомобиля раза в два дороже, и то если делать не у дилера. Причем тогда предстоит перекраска целого элемента. Поэтому на маленьких вмятинах выгода от нашей технологии огромная. Большие же повреждения с точки зрения стоимости работ, может быть, и лучше под покраску. Но многие все равно предпочитают обращаться к нам ради того, чтобы сохранить заводскую краску.

Спрос довольно большой. Опытный, хорошо себя зарекомендовавший мастер может рассчитывать на полную загрузку.

Сергей Лысенко:

– По нам самим делать выводы о спросе довольно сложно. Поскольку ремонт не является нашим основным бизнесом – мы все-таки больше продавцы оборудования – и мы не стремимся к тому, чтобы полностью загрузить подъемники. Поэтому у нас в среднем  в день делается порядка 4–5 машин, по выходным – чуть больше. У наших же учеников, у которых в Питере работают две точки в центре города, проходимость составляет порядка  12–15 машин на точку. То есть при том, что в каждом сервисе работает по два мастера, речь идет о полной их загрузке.

Игорь Гдлян:

– Спрос очень большой. У нас на сервисе все работы производятся по записи. Так вот на работы по удалению вмятин очередь на несколько дней вперед.

Освоить специальность, по заверениям Сергея Лысенко, не очень сложно. Для этого имеет смысл обратиться к поставщикам оборудования. Едва ли не все они оказывают услуги по обучению жестянщиков новой технологии.

Сергей Лысенко:

– Обучиться несложно. Опытный жестянщик, как правило, осваивает технологию за неделю. Для тех же, кто пришел, что называется, с улицы и не занимался раньше кузовным ремонтом, курс обучения оказывается более длительным, недели две, и после обучения все равно становление уже на рабочем месте занимает месяца четыре. Но мы все это время будем оказывать ученику максимальное содействие.  После окончания обучения наши ученики могут рассчитывать на поддержку. Получить помощь можно как на форуме, так и по телефону. На форуме причем сейчас уже практически все разобрано. Там есть практически все наши ученики. Благодаря им собрана база сведений для всех основных машин. Ну и мы видим, что после учебы люди обращаются к нам максимум где-то в течение полугода. Потом же поток обращений сходит на нет. Поскольку люди осваиваются и им уже нет необходимости искать советов на стороне.

bez_pokraski_3

Ну и в заключение несколько слов о выборе инструмента. Его предложений на рынке сегодня немало, но все-таки не так много, как по другим видам гаражного ремонтного оборудования. Это несколько упрощает задачу. Практически весь инструмент такого типа изготовляется либо американскими, либо немецкими производителями.

Сергей Лысенко:

– Сегодня такой инструмент в нашей стране продают не более 10 крупных производителей.

Отличия между их изделиями, безусловно, есть. Но если брать инструмент в одной ценовой категории, то речь скорее будет идти не о том, что что-то хуже, а что-то лучше. Просто каждый тип приспособлений будет иметь свои особенности, выбор между которыми – это уже дело предпочтений каждого покупателя. Например, американский инструмент при прочих равных более силовой, чем немецкий. Поэтому американские приспособления удобнее использовать в том числе при обычном ремонте. Поскольку к ним можно прикладывать большее усилие при покраске. У немцев же – отличная сталь, благодаря которой обеспечивается прекрасная чувствительность при работе. Много полезных приспособлений и технологических решений, которые позволяют повысить комфорт при работе с их инструментом, таких как наличие поворотных рукояток. Благодаря им можно без отрыва менять угол приложения сил. Крючком с такими рукоятками гораздо быстрее все делается. Причем в случае с немцами менять угол приложения можно, не извлекая крюк. У некоторых американцев тоже поворотные рукоятки есть. Но там нюанс. Чтобы изменить положение рукоятки, все равно надо извлечь инструмент. А это – потери времени. Но зато поворотная рукоятка позволяет сэкономить на меньшем количестве крючков. На более дешевом инструменте поворотных рукояток нет, и поэтому на каждый загиб требуется свой крючок. Скорость работы в результате оказывается еще меньше. И увеличивается набор инструментов, который обязательно должен хранить у себя мастер. Что несколько нивелирует разницу в цене между более дешевыми и более дорогими приспособлениями, которая в некоторых случаях может доходить до троекратной. 

Что касается выбора осветителей, то, как уже говорилось, они бывают светодиодные и люминесцентные. Люминесцентные плохи тем, что оказывают большее давление на глаза. Но при диоде не видна шагрень, а видна только поверхность. Люминесцентные, наоборот, в большей степени позволяют наблюдать шагрень. При этом экономить на свете, по мнению нашего эксперта, не стоит.

Сергей Лысенко:

– Свет очень сильно влияет на качество. Многие, на мой взгляд, совершают ошибку, приобретая профессиональные рассеиватели, но ставя на них обычную лампу. Чем дешевле и проще свет, тем проще и конечный результат. При сложном повреждении все блики будет очень сложно убрать с таким светом. В результате общий эффект с его помощью вроде бы и можно получить, но он будет не идеальным. Хотя все равно, согласен, многое зависит от рук.

Что же касается аксессуаров, то они в зависимости  от производителя  не сильно отличаются. Разве что сменные насадки, которых разные системы могут вообще не предусматривать. В то время как их применение позволяет в значительной степени уменьшить ассортимент необходимых крючков.

Сергей Лысенко:

– Например, надо поставить кант – берется специальная насадка под кант. Прокатывается поврежденное место. И все – кант ровный. Без насадки того же самого результата достичь было бы гораздо труднее. И дольше. За счет насадок увеличивается функциональность крючка. В этом плане американцы выигрывают, предлагая более широкий ассортимент насадок на все случаи жизни.

В целом действует обычное правило – покупая более дорогой инструмент, покупатель приобретает больший комфорт, большее удобство, большую функциональность. Хотя и самый простой инструмент позволяет эффективно производить ремонт в подавляющем большинстве случаев. Все-таки для конечного результата большую роль имеет мастерство мастера. Если человек умеет работать с металлом, чувствует его, знает все нюансы технологии, он сможет практически полностью удалять вмятины, что позволит ему привлекать к себе в сервис все новых и новых клиентов, обеспечивая высокую доходность бизнеса и скорое окупание вложений в инструмент и обеспечение новой технологии.


Посмотрите похожие материалы: