Выставка-конференция Autoprom Russia – проект довольно-таки уникальный для нашего рынка и направлен на развитие сети поставщиков автокомплектующих. В рамках деловой программы выставки представители производителей автокомпонентов, сборочных предприятий, ведущие эксперты отрасли обсуждают самые актуальные вопросы и проблемы автомобильной отрасли: локализацию автокомпонентов, субконтрактинг и технологические цепочки, нормативную базу техрегулирования и стандартизации и проч.
Ключевая особенность выставки и ее отличие от других отраслевых мероприятий в России – ориентированность не на конечного покупателя автомобиля, а на специалистов автомобильной отрасли. По сути, это место встречи профессионалов, площадка для эффективного диалога, обмена мнениями и дискуссий между поставщиками автокомпонентов и представителями автомобильных заводов. Поставщики автокомпонентов различных уровней играют возрастающую роль в разработке и производстве автомобиля. От предприятий требуется быть способными адаптировать свои производственные процессы к очень высоким требованиям автопроизводителей, в том числе в отношении контроля качества, гибкости, поставки «точно в срок» и т.д.
В этой связи, конечно же, масштабная деловая программа, включившая самые актуальные вопросы индустрии, стала захватывающим событием автомобильной промышленности России и привлекла внимание большого количества посетителей и участников Autoprom Russia, среди которых были производители автомобильной техники; производители и поставщики комплектующих и запчастей для автомобильной техники; производители и поставщики оборудования для сборочных производств автопрома; производители материалов для автопрома; поставщики автопрома I–III уровня; оптовые дистрибьюторы комплектующих и запчастей; представители крупнейших дилерских центров, СТО, техцентров; представители федеральных и региональных государственных структур и проч.
На специализированной трехдневной конференции обсуждались наиболее актуальные для современной российской автомобильной отрасли темы. Говорили о реформе интеллектуальной собственности в России и импорте технологий, новых правилах и перспективах для российских перевозчиков. Безусловно, всех интересовало, как изменится рынок после введения госрегулирования, какие риски несут автопроизводители, страховщики, энергетические компании и отрасли, существующие за счет автопрома.
Одним из самых ожидаемых стало выступление исполнительного директора НП ОАР Игоря Коровкина. Он как бы задал тон всей конференции – признанный эксперт автомобилестроения подвел итоги уходящего года, рассказал о трендах 2014 г., проблемах отрасли, а также тех мерах, которые стимулируют ее дальнейшее развитие.
По мнению Игоря Коровкина, системными проблемами российского автомобилестроения являются:
1.Технологическое отставание, в том числе в информационных и коммуникационных технологиях, от западных стран.
2.Отсутствие производства высококачественных современных автомобильных компонентов и материалов.
3.Недостаток квалифицированного персонала.
4.Несовершенство отечественного законодательства:
- техническое (аккредитация, стандартизация, технические регламенты);
- налоговое (дифференциация транспортного налога);
- страховое;
- регулирования естественных монополий;
- отсутствие последовательной борьбы с контрафактом.
Исполнительный директор НП ОАР отметил, что ключевой задачей на 2014 год является последовательное продвижение мер поддержки и стимулирования отечественного автомобилестроения как в Российской Федерации, так и в ЕврАзЭС. Необходимо подготовить проекты законодательных актов, направленных на разработку правил и процедур поддержки российского бизнеса с учетом требований соглашений ВТО. В частности, соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, соглашение по правилам происхождения и т.д.
- субсидирование деятельности предприятий, связанной с повышением энергетической эффективности предприятий, с работами, направленными на защиту окружающей среды, созданием и модернизацией рабочих мест и развитием системы подготовки персонала;
- снижение сроков амортизации технологического оборудования;
- совершенствование системы кредитования.
По мнению Игоря Коровкина, однозначно оценить основные итоги работы автопрома в России в 2013 г. невозможно, поскольку были отмечены как положительные, так и отрицательные моменты, сыгравшие достаточно серьезную роль. К положительным итогам можно отнести принятие бюджета Российской Федерации, обеспечивающего в 2014 г. субсидии организациям автомобильной промышленности кредитными организациями в размере 70,7 млрд руб. Сократилась поставка на российский рынок контрафактной, фальсифицированной автомобильной техники. Наметилась стабилизация численности персонала при незначительном его росте в производстве компонентной базы. Количество занятых в отрасли составляет в настоящее время около 350 тыс. чел. Завершилась разработка 21 национального профессионального стандарта в соответствии с утвержденной профессионально-квалификационной структурой отрасли. Они находятся на утверждении в Минтруде России.
Отрицательные итоги также достаточно весомы. Сократились продажи легковых автомобилей на 9%, грузовых автомобилей – на 15,4%, автобусов – на 4,5%. Сократилось производство автомобильной техники: легковых автомобилей – на 2,8%, грузовых автомобилей – на 2,5%, автобусов – на 4,4%. Не обеспечено достижение локализации производства автомобильной техники и компонентов. Вывоз капитала из Российской Федерации за счет продажи автомобильной техники и компонентов составил 60–65% оборота рынка. Не удалось решить задачи по совершенствованию законодательства Российской Федерации, направленного на обновление парка автомобильной техники, технического и налогового законодательства.
Свою оценку рынка и его перспектив дал в свойственной ему манере и известный шоумен, заслуженный артист России Николай Фоменко:
– Хотелось бы, чтобы мы были не в последнем вагоне, а двигали рынок сами, создали что-то, что могло бы вывести страну из технологического тупика, чтобы начинали работать на стадии инжиниринга, а не на стадии производства. Ситуация в автомобильной промышленности такова, что никто нам ничего сейчас не даст – либо сами будем делать, либо, к сожалению, ничего не выйдет вообще. Главное, чем можно помочь специалистам отрасли, – это не мешать. Надо работать, хоть это дело и непростое.
Слова, конечно же, правильные, но какое отношение к автопрому имеет Николай? Или он уже серьезно думает, что его свежее шоу под названием MarussiaMotors можно воспринимать как реальный автопромышленный проект? Вероятно, да, но пока все выглядит именно как шоу, правда, уже порядком и поднадоевшее. Вот и на Autoprom Russia Николай в очередной раз пообещал представить предсерийный прототип нового автомобиля, возможно, уже в декабре… Но попытки создать интригу у него получаются все хуже и хуже, вероятно, потому, что он уже сам потерял интерес к этому шоу, из которого вряд ли когда-либо выйдет что-либо путевое именно с точки зрения автопрома.
Впрочем, оставим Николая, такие «свадебные генералы» по традиции присутствуют на всех значимых мероприятиях. В этой связи очень отрадно то, что Autoprom Russia не ограничился лишь набором подобных пусть и ярких, но все-таки пустышек и представил участникам и гостям мероприятия действительно интересную программу.
«Аспекты промышленной политики: оценка с опорой на опыт» – основная тема дискуссии, прошедшей в рамках первой части Ассамблеи топ-менеджеров промышленных предприятий России, состоявшейся в рамках Autoprom Russia. В Ассамблее приняли участие член Совета Национального объединения проектировщиков (НОП), председатель Комитета по технологическому проектированию объектов производственного назначения Игорь Мещерин, генеральный директор консалтингового агентства «Роял-Арк» Сергей Маслюк, руководитель проекта ОДК, эксперт Союза машиностроителей РФ Феликс Шамрай, директор инжинирингового центра «ФИНВАЛ-ИНЖИНИРИНГ» Борис Дегтярев и др.
Валерий Половинкин, профессор, референт генерального директора Крыловского ГНЦ, отметил следующее:
– Если доля машиностроения в общем производстве составляет меньше 20%, есть основания полагать, что экономика зашла в тупик. К таким же выводам можно прийти, если доля заимствования импортных продуктов в производстве составляет более 40%. В России эти показатели уже давно перевалили за критическую отметку.
«Убийцей машиностроения» специалист назвал исповедуемую сегодня государственными органами сырьевую стратегию. Феликс Шамрай был более категоричен, говоря о том, что происходит в данный момент с экономикой страны, он без обиняков напрямик констатировал – мы спускаем экономику в унитаз. Первоочередная задача сейчас – это бросить все силы на импортозамещение и не тратить финансовые средства, полученные от продажи природных ресурсов, на удовлетворение краткосрочных бесперспективных задач.
Очень интересным и ожидаемым оказался доклад Бориса Дегтярева, рассказавшего об опыте, рисках и новых решениях в модернизации машиностроения.
Ну и, естественно, тема контрафакта не оставила никого равнодушным. Однако с проблемами контрафакта сталкивается не только Россия, но и многие европейские страны с развитой экономикой. Например, в Германии, по данным эксперта, от контрафактной продукции страдают около 60% производств. Тем не менее свои доклады эксперты заканчивали с умеренным оптимизмом. По мнению специалистов, в стране достаточно талантливых людей, способных решить эту проблему.
Теме «Комплексная автоматизация – комплексный подход» был посвящен ряд интересных докладов, с которыми выступили участники второй части Ассамблеи топ-менеджеров промышленных предприятий России. Первыми слово взяли менеджеры высшего звена научно-технического центра НПЦ «Интелком» Алексей Балухто и Александр Мудрецов. Свои выступления они посвятили информационной поддержке жизненного цикла изделий на основе технологий и средств автоматической идентификации.
Илья Пельмегов, руководитель технического отдела «Аймол Лубрикантс», официального представительства голландской компании AIMOL в России и СНГ, наглядно проиллюстрировал, как достигается увеличение экономической эффективности предприятия за счет использования инновационных смазочно-охлаждающих жидкостей.
Конференция «Крепежные изделия и современные технологии выполнения соединений в промышленном и транспортном машиностроении» стала одним из самых интересных событий второго дня работы Autoprom Russia.
Мероприятие открылось выступлением Олега Николаева, генерального директора компании «Автолего». Его доклад – «Свинчивание как сборочный процесс. Требования к процессу сборки и к оборудованию при серийном сборочном производстве» – содержал интересную статистику. По данным господина Николаева, девять из десяти предприятий при создании своих конструкций не знают, с какими крутящими моментами производится резьбовая сборка. Между тем, как отметил Олег Николаев, малейшие нарушения нормативов могут привести к браку. Исключение, по наблюдениям специалиста, составляют «русские иностранцы» – крупные международные автомобильные компании, открывающие производства в России. Они тщательно отслеживают крутящие моменты при резьбовой сборке. Именно автомобильная промышленность, по мнению господина Николаева, может стать «локомотивом контроля качества» в этой сфере.
Вслед за Олегом Николаевым слово взял Александр Галкин, региональный директор по продажам немецкой компании Flaig+Hommel. Компания является поставщиком крупнейших автомобильных концернов, таких как Daimler и Volkswagen. Наиболее подробно спикер рассмотрел инновационные разработки компании – цельнометаллические стопорные гайки FS с новым запатентованным принципом работы. По словам Галкина, такие гайки отличаются особой экономичностью и обеспечивают стопорение даже в затянутом состоянии.
Заведующий лабораторией «Обеспечения информационно-машиностроительной платформы» при Политехническом университете Игорь Ульянцев познакомил участников и гостей конференции с «Базой знаний», единственным в своем роде информационным ресурсом, посвященным металлообработке. На сайте размещены более 100 источников информации, предоставленных крупнейшими предприятиями.
Одним из самых ярких выступлений в рамках конференции по крепежу стала презентация немецкой компании HeicoBefestigungstechnik. Представитель компании Рюдигер Ленч прямо в конференц-зале продемонстрировал работу со своей продукцией – гайками и шайбами, предназначенными для обеспечения надежности резьбовых соединений.
Особое внимание господин Ленч уделил клиновой шайбе Heico-Lock. Специалист отметил, что подобные шайбы подходят для систем, работающих в условиях сильной вибрации, больших динамических нагрузок, могут использоваться многократно. Они состоят из двух частей, что облегчает монтаж, исключает ошибки в этом процессе. Внутри шайб сходятся клинья, угол подъема которых выше, чем угол подъема резьбы. Такие шайбы производятся из стали с цинковым покрытием или из нержавеющей стали.
Как отметил господин Ленч, эта продукция отличается особой прочностью и предназначена в первую очередь для предприятий, в работе которых должен быть исключен малейший риск аварий. Продемонстрированные опыты и рассказ эксперта вызвали большой интерес участников конференции – некоторые из них пожелали поближе познакомиться с технологией производства таких изделий, однако подробности процесса представитель HeicoBefestigungstechnik раскрывать не стал.
Завершили конференцию сотрудники журнала «Крепеж, клеи, инструмент и...». Научный редактор издания Кирилл Нечаев выбрал в качестве темы своего выступления концепции инновационного крепежа XXI века. Главный редактор журнала Александр Осташев рассмотрел ситуацию на российском рынке крепежа.
Чрезвычайно важным и актуальным стал доклад Михаила Смирнова, менеджера по стандартизации и техническому регулированию AGC Glass Europe, сделанный в рамках Ассамблеи ведущих экспертов (еще одной конференции на Autoprom Russia). Он касался технического регулирования и стандартизации на российском рынке автомобильного стекла. Это одна из принципиальных отраслевых тем. По мнению эксперта, проблема в том, что сейчас хороший производитель качественного автостекла не имеет преимуществ перед плохим. К тому же обязательные требования и надзор не исправляют эту ситуацию. Практически отсутствует ответственность производителя (отзыв продукции, приостановка производства, полноразмерная компенсация используются редко); отсутствует стимулирование новой продукции; отсутствует эффективный контроль за соблюдением имеющихся требований; слабо защищен отечественный производитель.
С другой стороны, нормативно-техническая база устарела и недостаточно развита (за рамками R43), а бизнес-сообщество автостекольного рынка неорганизованно. Как следствие, правила игры не установлены, поведение игроков не контролируется; ассортимент и требования диктуются непрофессионалами.
В ближайших номерах мы обязательно вернемся к теме автомобильного стекла, рассмотрев ее подробнее, ну а теперь перейдем к представлению интересных новинок Autoprom Russia. И первое, с чего хочется начать, это первый конкурс молодых специалистов и предпринимателей в области автомобильной промышленности «ФОРСАЙТ». В нем принимали участие индивидуальные предприниматели и владельцы собственного бизнеса в возрасте до 31 года. Своей целью организаторы конкурса видят стимулирование молодежи к участию в разработке и реализации бизнес-проектов в области автомобилестроения. Таким образом, по их мнению, произойдет развитие деловой активности молодежного предпринимательства; повышение знаний и профессиональных навыков молодежи в вопросах предпринимательской деятельности. Но самое главное, подобные конкурсы могут оказать реальную поддержку молодежным инициативам по разработке и реализации инновационных, перспективных бизнес-проектов, обеспечивающих положительное влияние на отрасль.
Представленные на конкурс проекты оценивались по таким критериям:
- актуальность для отрасли;
- наличие инновационных решений;
- основные этапы реализации проекта;
- реальность и технологическая реализуемость бизнес-проекта;
- общий объем инвестиций, необходимых для реализации проекта, направления использования и размер привлекаемых средств, источники финансирования проекта;
- краткое описание производимой и реализуемой продукции (услуг), оригинальные черты, делающие продукцию (услуги) конкурентной (-ными);
- планируемый срок окупаемости проекта.
К сожалению, рамки данной публикации не позволяют нам сейчас познакомить вас с наиболее интересными проектами, но опять же в ближайших номерах мы обязательно вернемся к ним и рассмотрим их максимально подробно, поскольку они действительно заслуживают этого.
Среди других новинок, представленных на Autoprom Russia, нужно особо выделить широкий перечень изделий для автомобильной отрасли отечественного или почти отечественного – белорусского – производства. О многих из этих компаний мы, к своему стыду, даже ничего и не слышали, а между тем они предлагают качественные, конкурентоспособные товары. Так, компания «Робуст Технолоджи» представляет собой производственное предприятие, специализирующееся на контрактном изготовлении деталей или готовых изделий для сторонних заказчиков. Главным принципом работы является наиболее полное удовлетворение потребностей клиента. Производственная площадка расположена в Рязани, вблизи федеральной трассы М5. Это обеспечивает удобную логистику по доставке материалов и вывозу готовой продукции. Среди выпускаемой продукции – детские автокресла торговой марки Siger. Одна из ключевых технологических платформ компании Siger – экструзионно-выдувное производство. Для изготовления пластмассовой основы для детских кресел в 2008 г. приобретена и запущена высокотехнологичная экструзионно-выдувная машина.
Большинство производственных операций автоматизировано, поэтому влияние человеческого фактора сведено к минимуму, а установка систем входного контроля качества сырья и выходного контроля готовой продукции исключает попадание брака к конечному потребителю.
Используя в качестве чехла материал, созданный по специальному заказу с заданными параметрами – цвет, толщина, прочность на разрыв, устойчивость к истиранию, гипоаллергенность и др., компания предлагает своим клиентам готовую продукцию, не имеющую аналогов у конкурентов. Большие объемы заказов позволяют Siger получить скидки от производителей сырья, снизить себестоимость конечного продукта, а в итоге предложить клиентам наилучшую цену.
Минский завод специального инструмента и технологической оснастки ежемесячно выпускает около тысячи основных наименований (индексов) режущего и мерительного инструмента: резцы, фрезы, зенкеры, сверла, метчики и проч., а также разнообразных приспособлений, пресс-форм, штампов, другой оснастки. Во многих случаях это часто сменяемая продукция, которая изготавливается небольшими партиями. Особенность МЗ СИиТО – высокая, нередко измеряемая микронами точность обработки металла. С такими задачами способны справиться только высококвалифицированные кадры. Достаточно сказать, что среди рабочих завода немало специалистов, владеющих несколькими смежными профессиями и знающих свое дело на таком уровне, что их называют «рабочими-инженерами».
Ставропольский «Завод Атлант» – специализированное российское предприятие по разработке и производству электрических соединителей. Со дня основания завод специализируется на выпуске низковольтных, низкочастотных электрических соединителей. В настоящее время предприятие способно изготавливать до 123 млн соединителей в год. Основной продукцией предприятия являются герметичные соединители типа 2РМГ, 2РМГД, 2РМГП, 2РМГСПД, РРМ43, РРМ44, СНЦ30, СНЦ31 с обширной номенклатурой применяемых диаметров.
За последние годы предприятием освоен выпуск жгутов проводов; широкой номенклатуры комплектующих для производства жгутов проводов автотракторного электрооборудования и автоэлектроники. В компании считают, что ориентирование на потребности автомобильной отрасли может быть выгодно предприятию, и, возможно, в скором стремени компания сможет стать поставщиком автосборочных предприятий иностранных автобрендов в нашей стране. Для этого у нее есть самое главное – собственное современное производство.
В настоящее время на предприятии функционируют следующие производства: инструментальное производство по изготовлению литейных, прессовых форм, штампов, приспособлений, мерительного и режущего инструмента; производство спецтехнологического оборудования; литейное производство изделий из пластичных и термопластичных материалов; литейное производство из алюминия; производство по изготовлению деталей методом мехообработки и штамповки; гальваническое производство; производство по изготовлению деталей из резины; производство электрических жгутов проводов для автотракторной техники.
Использование современных технологий, наличие квалифицированных кадров позволяют заводу производить продукцию в соответствии с требованиями международных стандартов. С 1999 г. на предприятии функционирует система менеджмента качества, сертифицированная на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001 и комплексу стандартов СРПП ВТ. В 2008 г. система менеджмента качества была сертифицирована международной организацией TUV CERT на соответствие требованиям мировых автопроизводителей.
Компания «Энергосбережение» специализируется на разработке и производстве прогрессивных офисных, производственных и уличных светодиодных светильников. Она располагает собственными производственными мощностями и подготовленной командой специалистов, благодаря которым были созданы простые и очень эффективные светодиодные светильники для различных сфер применения, и в том числе для складских помещений, производственных цехов и проч.
В заключение остается сказать, что в этом году выставка-конференция Autoprom Russia собрала 539 компаний-участниц из 19 стран мира. Ее посетили почти 7000 специалистов. В 2015 г. выставка-конференция пройдет опять же в рамках Петербургской технической ярмарки, и организаторы обещают сделать мероприятие еще более масштабным и запоминающимся событием автомобилестроительной отрасли.