«Авторетейл в России – 2015»: отрасль вырабатывает новую стратегию

«Авторетейл в России – 2015»: отрасль вырабатывает новую стратегию

03.12.2015 - 14:45
Приблизительное время чтения: 7 минут. Интересно, но нет времени читать?

В ноябре в Москве состоялся традиционный ежегодный форум «Авторетейл в России – 2015». Участники конференции – представители компаний-импортеров, а также дилерских предприятий, работники госструктур, а также эксперты и аналитики автомобильной отрасли – обсудили стратегии работы на кризисном рынке, поделились опытом, а также обозначили круг вопросов, которые ставит перед всеми участниками рынка нынешний кризис.

И, несмотря на сложные времена, которые в очередной раз выпали на долю дилерского бизнеса в России, в выступлениях спикеров была слышна уверенность в собственных силах. Понятно, что все уже давно свыклись с мыслью о том, что работать – продавать и обслуживать автомобили – придется уже в новом экономическом и рыночном контексте.

Тренды нового контекста, в котором приходится работать российскому автобизнесу, обрисовал исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. Он, в частности, отметил, что в массовом сегменте российского авторынка динамика продаж сократилась с начала года (за январь – октябрь) на 35%, всего здесь было продано 1 144 206 автомобилей. Спад продаж в премиальном сегменте авторынка за тот же период составил 21%, всего было продано 124 464 автомобиля. По словам эксперта, в 2015 году аналитики фиксировали постоянный рост цен на автомобили в России. В течение нынешнего года автомобили в России подорожали в среднем на 25%. Основной прирост цен был отмечен аналитиками в период с декабря 2014 по апрель 2015 года.  Чтобы продемонстрировать, насколько теперь для основной категории российских потребителей стало дорого покупать машины, аналитики сравнили цены на автомобили и динамику изменения заработных плат. Как уточнил Сергей, в 2008 году средняя зарплата в России составляла 17 300 рублей, а средняя цена на автомобиль достигала 552 000 рублей. В настоящее время средний уровень зарплаты увеличился до 33 000 рублей, средний ценник на автомобиль вырос до 1,2 млн рублей.

Однако рост цен на авторынке, а также снижение доходов населения – это не единственные факторы, которые определяют сейчас ситуацию в этой сфере. Болезненным ударом для всех были колебания курсов валют. По мнению «Автостат», до сих пор еще российская экономика не адаптировалась к новому курсу рубля. Такая адаптация может занять до трех лет.

В своих прогнозах развития авторынка в 2016 году аналитики «Автостат» исходят из нескольких факторов, которые, по их мнению, будут влиять и на продажи автомобилей, и в целом на рыночную ситуацию. Один из таких факторов – динамика цен на нефть. В частности, при стоимости нефти в 50 долларов за баррель емкость авторынка в 2016 году может сократиться на 20%, а при стоимости в 60 долларов – на 10%. И только если цены на нефть превысят 70 долларов за баррель, можно ожидать роста рынка (в пределах 10%). Эксперты агентства считают, что действенной мерой, способной стимулировать рост авторынка в 2016 году, может стать программа государственной поддержки. За период последних трех лет по программе господдержки было продано свыше 800 000 автомобилей. И для того, чтобы авторынок в 2016 году пошел вверх, по оценкам «Автостат», потребуется госпрограмма, рассчитанная на продажу по меньшей мере 500 000 автомобилей.

В рамках сессии «Развитие рынка автомобильного ретейла России в новых экономических условиях» с докладом на тему «Кодекс поведения автопроизводителей как инструмент саморегулирования рынка легковых автомобилей» выступила глава Управления контроля промышленности Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России) Нелли Галимханова. Она рассказала о работе ФАС в сфере контроля эффективности реализации дистрибьюторами Кодекса. В своем выступлении Галимханова особо отметила положительные изменения в сфере взаимодействия импортеров и дилеров. По мнению представителя ФАС, во взаимодействии этих двух сил автомобильного рынка стало больше понимания, произошли, в частности, положительные изменения в условиях заключения и расторжения дилерских договоров, а также в сфере применения дилерами идентичных запасных частей и деталей соответствующего качества при осуществлении ремонта автомобилей.

Напомним, что Кодекс поведения автопроизводителей был разработан Ассоциацией европейского бизнеса в России по согласованию и при поддержке ФАС. Своей целью Кодекс ставит формирование прозрачных правил взаимодействия автопроизводителей с дилерами и независимыми СТО.

Кодекс регулирует их взаимодействие в части таких вопросов, как заключение и расторжение дилерских соглашений, а также обеспечивает регулирование вопросов, связанных с применением запасных частей (классификация запасных частей, применение идентичных запчастей и запчастей соответствующего качества). По словам Галимхановой, помимо положительных моментов, которые выявил мониторинг ФАС, такое исследование также показало наличие расхождений в толковании и применениями дистрибьюторами и дилерами положений Кодекса.

Помимо «внутрицеховых» проблем, с которыми сталкиваются почти все импортеры, им приходится сейчас принимать и вызовы кризисного рынка.  Многие компании-импортеры по-прежнему уверены в будущем российского рынка, вопреки трудным условиям они продолжают реализацию долгосрочных программ развития в России. К числу таких компаний относится и Volkswagen. По словам Пьера Бутена, руководителя марки «Volkswagen легковые автомобили в России», немецкий концерн уже инвестировал в свое развитие на российском рынке 1,3 млрд евро. За счет вливаний в развитие производства Volkswagen в России, в настоящее время до 95% от всего объема продаж немецкой марки приходится на машины, изготовленные в России.

Стратегия Volkswagen на российском рынке в нынешнее время предусматривает работу в нескольких направлениях: сохранение активов, прибыльности и бренда. Все это подразумевает под собой активную работу, направленную на сохранение дилерской сети, а также повышение результативности и эффективности и, как следствие, возвращение своей доли рынка в России.

Держаться на ногах в нынешнее непростое время Volkswagen помогает не только тот задел, который компания успела сделать в докризисный период, но также, как было сказано выше, инвестиции в локальное производство, а также действия, направленные на сокращение издержек, возникающих в процессе импортных поставок, обновление своего модельного ряда, а также расширение своего предложения. По словам Бутена, Volkswagen планирует укрепить свои позиции на рынке SUV с помощью новых моделей.

Новую стратегию бренда LADA представил в своем выступлении Дени Петрунин, вице-президент по продажам и маркетингу ОАО «АвтоВАЗ». Он, в частности, отметил, что в настоящее время рыночная доля марки LADA составляет 18% (что выше показателей 2013 и 2014 гг. – 17 и 16% соответственно). В десятку самых востребованных автомобилей на российском рынке входят четыре модели LADA, среди которых Granta, занимающая лидирующие позиции на рынке, а также Largus, Kalina и LADA 4х4. Развитие марки LADA в ближайшие годы будет, по словам Петрунина, опираться на три основных компонента – стратегию бренда, стратегию продукта и стратегию дилерской сети. Перед LADA стоит весьма нетривиальная задача – оставаться привлекательной для клиентов маркой и повысить при этом свои технические характеристики. Запуск новинок марки LADA является мощнейшим инструментом для изменения отношения потребителей к продукции отечественного производителя. И в целом задумок у «АвтоВАЗа» в этом направлении немало, здесь также необходимо упомянуть о внедрении нового корпоративного стиля для дилерских автоцентров LADA, которое будет проходить в течение последующих трех лет. Говоря о развитии дилерской сети марки LADA, Петрунин отметил, что на начало текущего года сеть включала в себя 358 дилеров и сервисных партнеров, при этом подавляющая их доля представляет собой монобрендовые автоцентры. В будущем году расширение сети LADA планируется осуществлять за счет включения в нее сервисных партнеров, которые сосредоточены на представлении услуг послепродажного обслуживания.

Одной из самых интересных сессий форума «Авторетейл в России» стала сессия «Стратегии автопроизводителей и импортеров для российского рынка». В обсуждении этой темы приняли участие Алексей Лещенко, председатель совета директоров ГК «Модус», Вячеслав Зубарев, глава совета директоров ГК «ТрансТехСервис», Татьяна Луковецкая, генеральный директор компании «РОЛЬФ», Анжела Моисеева, генеральный директор «Автоцентр Сити».

Представители дилерского сообщества были единогласны в своих оценках рынка на 2016 год, заявив, что в будущем году падение продаж автомобилей продолжится, а первые признаки восстановления отрасли мы сможем увидеть не раньше чем в 2017 году. В нынешних условиях на авторынке России дилерскому бизнесу, как никогда ранее, необходимы прозрачные отношения с импортерами, а также возможность совместными усилиями снизить последствия неизбежных затрат. Одним словом, многие дилеры сейчас уже не могут работать в условиях, когда импортер повышает свои требования по продажам и попросту закручивает гайки.


Посмотрите похожие материалы: