Автосервисный бизнес новой реальности

Автосервисный бизнес новой реальности

19.06.2023 - 13:48
Приблизительное время чтения: 11 минут. Интересно, но нет времени читать?

Несмотря на наметившуюся стабилизацию рынка, текущий год вряд ли будет легче предыдущего. В этом абсолютно уверено подавляющее большинство участников конференции Союза автосервисов, посвященной отраслевым трендам 2023 года.

Впрочем, это не повод опускать руки. Настоящих профессионалов трудностями не испугать. Наш бизнес никогда не относился к числу легких, его ведение всегда было сопряжено с определенными сложностями самого разного порядка.

Предпосылки и перспективы

Описанию сложившейся на рынке ситуации, основных факторов, влияющих на ее развитие, и дальнейших перспектив было посвящено несколько аналитических докладов авторитетных экспертов.

Они выделили четыре ключевых аспекта, определявших потребительское поведение в 2022 г. Это санкции и вызванное ими повышение цен на энергоносители; усиление инфляции, причем инфляции глобальной, серьезно отразившейся на ценах на товары не только в России, но и во всем мире; возросшие проблемы в цепочках поставок из-за карантина в КНР; новые волны ковида и новые локальные ограничения, с ними связанные.

1

Хотя восстановление экономики все-таки происходит. Пусть и медленнее, чем планировалось. После рекордного роста в 2021 г., составившего 6%, 2022 г. принес только 3,4%. Ожидается, что 2023 г. даст лишь 2,9%. Но все равно с плюсом, что не может не радовать.  

Правда, цена товаров, по счастью закончившая свой рост, назад откатываться совершенно не собирается: стоимость доставки в январе 2023 г. на 76% ниже, чем год назад, но по-прежнему выше уровня 2020 г. на весомые 48%.

Российские реалии вполне гармонично коррелируются с общемировыми. Экономическая стагнация привела к тому, что объем розничной торговли в нашей стране в 2022 г. упал до 42,5 трлн руб. То есть на 6,7% к уровню 2021 г. Причем больше всего пострадал сегмент Not FMCG, то есть товаров неповседневного спроса, – минус 11,1% относительно 2021 г. К этому сегменту, как вы прекрасно понимаете, относится и вся совокупность автотоваров, включающая запчасти, технические жидкости, аксессуары, расходные материалы и проч. И хотя в денежном выражении 2022 г. принес этим товарам 16,1% плюса, обусловленного главным образом ростом цен – в среднем на 22,8%, – в штуках по итогу мы получили снижение продаж на 5,5%.

Наибольшее падение в свечах зажигания – минус 28%. Шины стали покупать реже на 19%, автомобильные лампы – на 16%. В этих же двух группах – единственных среди автотоваров – наблюдалось и снижение продаж в рублях – на 2 и 3% соответственно. Меньше пострадали тормозные жидкости (–11%), АКБ (–7%) и щетки стеклоочистителя (–6%). Охлаждающие жидкости (–5%) и трансмиссионные масла (–3%), по сути, вообще отделались «легким испугом» практически в рамках стандартных колебаний спроса год от года. В деньгах указанные товарные группы выросли от 5% (свечи зажигания) до 33% (трансмиссионные масла).

Моторные масла стоят особняком. Только в них по итогам 2022 г. имелся рост и в объемах (+2%), и в рублях (+44%). Что, в принципе, не удивительно – моторные масла применительно к потребительской корзине автомобилиста можно смело отнести к товарам пусть и не повседневного спроса, но уж точно первой необходимости. К замене масла у нас традиционно относятся очень щепетильно, и, похоже, никакие ненастья, бушующие в мировой экономике, не в состоянии помешать регламентному выполнению процедуры в положенные сроки.

А вот приоритеты выбора изменились. В прошлом году наибольшего увеличения продаж добились корейские (+56%) и российские (+42%) бренды моторных масел – автомобилисты своим рублем голосовали за них, опять же, прежде всего, благодаря более привлекательной стоимости. «Американцы» потеряли 13%, «китайцы» – 34%, «европейцы» – 17%.

Вывод из этих цифр напрашивается сам собой – фактор цены снова выходит на первый план с большим отрывом от всех прочих.

На него приходится 51,5%. Еще совсем недавно считавшиеся важными скорость доставки, простота подбора, широкий ассортимент сегодня потеряли всю свою привлекательность (от 16,4 до 23%). Хотя некоторое значение все еще имеют удобство покупки и наличие на складе (32,4 и 31,4%).

Они удерживают свое влияние во многом из-за сохраняющегося дефицита автозапчастей. Его на себе испытывает вся отрасль, и он не ослабевает. Наибольшую потребность ощущают, что закономерно, несетевые и сетевые СТО, а также официальные дилеры и малярно-кузовные центры (МКЦ). С ним столкнулось соответственно 54, 50, 46 и 45% участников данных сегментов. Меньше всего проблем у шиномонтажей – только у 11% из них возникали трудности. Что, по идее, тоже немало, учитывая узость и незамысловатость необходимого ассортимента.

Другая сторона дефицита – приумножившийся интерес к восстановленным и бывшим в употреблении деталям. По 44% МКЦ и шиномонтажей, по 43% несетевых СТО и частных гаражей, 38% сетевых СТО и 46% официальных дилеров стали использовать такие детали в гораздо больших количествах по сравнению с периодом до февраля 2022 г.

Сухие цифры статистики подтверждаются наглядным опытом участников рынка. Описывая ситуацию с наличием запчастей Renault, Алексей Подщеколдин, председатель совета директоров ГК «БН-МОТОРС», сообщил, что на складе поставщика отсутствуют 47% запрашиваемых позиций, которые регулярно используются на сервисе. Это свечи, рычаги, подшипники, ремни навесного оборудования, тормозные колодки, тяги стабилизаторов, амортизаторы и т.д. То есть самые ходовые детали, необходимость в которых возникает постоянно.

Почему так получилось? Ведь, как известно, за обеспечение запчастями по ушедшей французской марке сегодня отвечает АвтоВАЗ, который неоднократно заявлял о том, что проблем с поставками не будет: достигнуты все необходимые договоренности с партнерами и они, вроде как, неукоснительно соблюдаются.

Оказывается, в реальности ситуация выглядит, мягко говоря, немного иначе – запчасти в дефиците, и это запчасти регламентной замены, по сути, первой необходимости. Их отсутствие оказывает крайне негативное воздействие на весь рынок послепродажного обслуживания автотехники, поскольку Renault – одна из самых популярных марок в России. Парк этих автомобилей в нашей стране на 1 января 2023 г., по данным АА «Автостат» (здесь и далее до конца главы), насчитывает 2,23 млн (4,9%) ед. Столько же у Nissan – коллеги по альянсу, с которым многие позиции запчастей взаимозаменяемы. Больше из иномарок только Kia – 2,59 млн ед. (5,7%), Hyundai – 2,6 млн ед. (5,7%) и безоговорочной Toyota – 4,15 млн шт. (9,1%).

Свыше миллиона машин в российском автомобильном парке также у Volkswagen – 1,82 млн ед. (4%), Chevrolet – 1,69 млн ед. (3,7%), Ford – 1,34 млн ед. (3%), Mitsubishi – 1,25 млн ед. (2,8%) и Skoda – 1,09 млн ед. (2,4%). И все это тоже производители, покинувшие страну. Что будет с запчастями для их продукции? Ответ на этот вопрос приобретает особую важность в контексте безусловного факта – парк неотвратимо стареет (все легковые «Форды» и бюджетные «Шевроле» уже, в принципе, довольно сильно изношены, поскольку их продажи прекратились задолго до введения санкций) и потому машины нуждаются во все больших и больших объемах ремонтных работ и запчастей.  

Судите сами. Из 45,39 млн авто парка только треть моложе 10 лет! Это 15,4 млн ед., из которых лишь 3,3 млн ед. (7%) не достигли трехлетнего возраста. 6,1 млн ед. (14%) – 4–7 лет, и еще 6 млн ед. (13%) – 8–10 лет. А машин старше 10 лет – 29,9 млн ед. (66%). Несомненно, с одной стороны, это весьма привлекательно для рынка автотехобслуживания – для всех участников открывается его огромный потенциал. Но какие детали использовать в ремонте? Повалившие из всех щелей собственные торговые марки (СТМ) и непонятные новоявленные «европейские» («американские», «японские») бренды родом из азиатской глубинки? 

Конечно, риск – благородное дело, но готовы ли российские СТО рисковать не только репутацией, но и финансовым благополучием, устанавливая на машины поделки сомнительного качества? Ведь клиенты сегодня уже достаточно смышленые в плане защиты своих потребительских прав и с претензией медлить не станут. А за претензией недалеко и до суда – совершенно непродуктивное времяпровождение с очень неочевидным результатом. И представительство производителя запчасти сервисменам защититься не поможет, поскольку его нет, а «вольнонаемный» продавец наверняка уже давно скрылся в неизвестном направлении. Ищи-свищи.

Сегодня ответ на этот вопрос один из самых главных. И каждая СТО, каждая автомастерская должна сама для себя дать на него исчерпывающий ответ. Чтобы в дальнейшем строить свою работу, целиком и полностью опираясь на принятое решение – решение, от которого сейчас зависит очень многое.

Но мы немного отвлеклись. Итак, что же ждет рынок в 2023 г.? По мнению экспертов, определять рыночную ситуацию будет замедление спроса из-за кризиса в 2022 г. и пика продаж в 2021 г. Направление тренда – небольшой спад/возможно, некоторый рост в отдельные месяцы во втором полугодии 2023 г. При этом настроение потребителя, если не произойдет новых социально-политических потрясений, скорее всего, улучшится, что будет способствовать стабилизации рынка. Хотя ценовая чувствительность никуда не денется и, по всей видимости, еще заметнее обострится. В этой связи насыщение рынка и ценовое давление по-прежнему стимулируют стратегии продвижения по принципу «выжди и поймай», чтобы ускорить процесс покупки. То есть еще большее значение приобретут разнообразные краткосрочные акции, сезонные предложения и проч. подобные завлекалки. И маржинальности тут искать не стоит – хорошо, если будет хватать на обеспечение текущей деятельности, за счет сохранения оборота.

«А где же прибыльность?» – спросите вы. Вся прибыльность сконцентрируется в премиуме. Именно он на фоне общего рыночного замедления остается ее движущей силой. Так что определение следующего драйвера премиум-класса является ключевым.

Союз для автосервисов

В создавшейся непростой ситуации отрасли необходима компетентная поддержка. В первую голову такую поддержку может и должно организовать само профессиональное сообщество этой отрасли, которое, как никто другой, знает все ее проблемы и сложности. Объединившись, оно получает возможность гораздо более эффективно, чем каждый его участник в отдельности, воздействовать на любого из существующих контрагентов в лице поставщиков, партнеров, клиентов, органов власти и проч.

1

Союз автосервисов, бессменным председателем которого является Александр Пахомов, представляет собой именно такое объединение, за свою сравнительно недолгую историю сумевшее сделать очень и очень много. Представленный в 38 субъектах Российской Федерации и имеющий в составе 180 членов (164 действительных члена) Союз автосервисов руководствуется довольно простым, но чрезвычайно емким правилом: вместе мы можем больше.

Его миссия лаконичная и четкая. Она заключается в защите инвестиций и интересов как каждого участника отрасли, так и всей отрасли в целом на всех уровнях, включая межгосударственный. Объединение профессионалов способствует взаимному росту и выработке общей позиции коллег через внутриотраслевое общение, формирует отраслевую культуру, повышает эффективность предприятий, уровень профессиональных знаний сотрудников.

Конечно, кому-то поставленная цель – преобразовать российский рынок услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей до уровня лучших мировых стандартов – может показаться слишком амбициозной, но в текущей непростой ситуации ее достижение жизненно необходимо, поскольку для сохранения рынка как такового и бизнеса каждого из его участников сейчас, как никогда, важно внедрять высокие стандарты качества и тем самым повышать престиж отрасли в глазах клиентов. Нужно изо всех сил постараться изменить отношение автовладельцев, а заодно и государства к независимым станциям технического обслуживания автомототранспортных средств, продемонстрировав их компетенцию и профессионализм.

1

Чтобы решить поставленные задачи, Союз автосервисов в качестве экспертной организации принимает участие в совещаниях Совета Федерации РФ, в Общественной палате РФ, в работе УЗПП регионов.

Его представители проводят консультации с профильными комитетами Госдумы, осуществляя работу в рабочих группах по подготовке регулирующих документов.

Один из самых интересных проектов Союза автосервисов – «В гости к другу». Он посвящен обмену опытом и неформальному общению. В 2022 году восемь компаний принимали коллег в разных городах России.

Государство – это мы

С другой стороны, каждому предприятию отрасли важно выстраивать четкое, прозрачное взаимодействие с государственными органами. Не секрет, что в этом вопросе нередко возникают всевозможные каверзные ситуации, которых хотелось бы не допустить. Помочь их избежать или по меньшей мере максимально благополучно нивелировать последствия призван механизм уполномоченных по защите прав предпринимателей, существующий в каждом субъекте Федерации.

Московским опытом на конференции поделился Дмитрий Ануфриев, заместитель начальника управления уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве. Оставим в стороне условия функционирования, принципы и всю структуру данной институции. Гораздо важнее, чтобы вы поняли, что это действительно рабочая и довольно продуктивная система. Вот лишь несколько примеров реализованных/подготовленных к реализации за последние пару лет инициатив:

– принято субсидирование процентной ставки при кредитовании строительства или реновации гостиниц и туристической инфраструктуры (автор – общественный уполномоченный по вопросам гостиничного бизнеса Игорь Лаврик);

– увеличена длительность рассрочки по выкупу арендуемого государственного и муниципального имущества субъектами МСП с пяти до семи лет (автор – аппарат уполномоченного);

– в Москве создан механизм государственно-частного партнерства в сфере физкультурно-оздоровительных услуг (автор – общественный уполномоченный по вопросам фитнес-индустрии Ольга Киселева);

– использование в качестве актуального кода деятельности ОКВЭД, указанного в финансовых отчетах, а не в регистрационных документах (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), для справедливого распределения мер господдержки;

– введено 50%-ное субсидирование покупки МСП российского программного обеспечения (авторы – общественный уполномоченный по вопросам технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств Б.З. Турсунова, К.В. Проничев, Ю.А. Петров);

– запускается эксперимент по переводу микропредприятий на автоматизированную упрощенную систему налогообложения. Москва входит в пилот;

– устранение двойного привлечения к административной ответственности юридического и должностного лица за одно и то же правонарушение (по штрафам, рассчитываемым от кадастровой стоимости);

– упрощение регистрации сведений о юридическом адресе в ЕГРЮЛ и сведений о месте нахождении организации с помощью замены юридического адреса (адреса помещения) на электронный адрес.

Как видите, работа проделывается, действительно, немалая. И Союзом автосервисов, и уполномоченными по защите прав предпринимателей. Безусловно, в самое ближайшее время ее будет сделано еще больше. А потому даже в самых непростых экономических обстоятельствах российским автосервисам бояться нечего – у них всегда есть надежное плечо, которое им подставит профессиональное сообщество. Главное, являться его непосредственным участником и единомышленником. 

 


Посмотрите похожие материалы: