BRISK: иной взгляд на искру

BRISK: иной взгляд на искру

18.11.2014 - 14:51
Приблизительное время чтения: 10 минут. Интересно, но нет времени читать?

Мировые премьеры на "Automechanika Moscow" случаются не часто. Тем выше значение каждого из этих событий. Совсем недавно автомобильной свече зажигания исполнилось 110 лет. За этот срок она была изучена вдоль и поперек. Ее ресурс увеличили в тысячи раз, свечу научили работать при невиданных в начале прошлого века условиях, характерных для современных моторов, но внешне она оставалась очень похожей на свечу столетней давности. Тот же центральный электрод, один или несколько боковых и между ними воздушный (искровой) зазор, определяющий важнейшие характеристики свечи. Эксперты считали, что из этой конструкции выжали все возможное.

Однако даже, казалось, такой простой и полностью изученный узел таит в себе еще немало резервов. Но для того, чтобы их раскрыть, потребовалось взглянуть на проблему искрообразования совершенно с другой стороны, уйти от привычных конструктивных решений и отказаться от, казалось, незыблемого, от воздушного зазора, и даже ввести в конструкцию третий вспомогательный электрод.

Продемонстрировать совершенно другой подход к технологии искрообразования и даже, пожалуй, иную философию образования искры смогла компания BRISK, Czech Republic, представив в Москве не просто еще один вид продукции, а совершенно революционное решение – свечу BRISK Premium Evo.

Пояснить значение этого события согласился сам хозяин компании BRISK, господин инженер Моймир Чапка, который в преддверии двух знаменательных дат: 80-летия со дня учреждения одного из старейших производителей свечей зажигания и 20-летия поставок продукции BRISK в Россию – дал интервью для нашего журнала.

«Автокомпоненты»: Наши читатели, без всякого сомнения, знакомы с продукцией BRISK, и, тем не менее, пожалуйста, расскажите кратко о портфолио компании.

Моймир Чапка: Как известно, основным видом продукции BRISK являются свечи зажигания. Компания гордится тем, что может представить практически полный ассортимент свечей для всех видов автомобилей, мотоциклов, лодок, скутеров, для садовой техники… Словом, для всех двигателей внутреннего сгорания, которым необходимы свечи зажигания. Причем BRISK выпускает как стандартный ряд свечей, так и свечи с электродами, в составе которых есть драгоценные металлы – вставки из практически чистого серебра или платиновые и иридиевые наконечники электродов. Сейчас в нашем каталоге более 600 видов свечей зажигания, не считая специальных видов, например, для микродвигателей моделей самолетов. Конвейерные поставки свечей осуществляются на предприятия Volkswagen Group, Volvo и ряд других, в числе которых АвтоВАЗ.

Вторым по значимости видом продукции стали различные виды датчиков, используемые в системе впрыска, ABS и других жизненно важных системах автомобиля. Компания BRISK поставляет датчики для первичной комплектации, например, наши датчики установлены на всех автомобилях Volkswagen Group, от Skoda до Bentley. Поскольку эти датчики практически не выходят из строя, то объемы поставок на вторичный рынок невелики. Разработка каждого нового датчика производится при теснейшем сотрудничестве с производителями автомобилей. Такая совместная работа по конструированию и всесторонним испытаниям датчика может продолжаться в течение двух лет и требует 2–3 миллионов евро инвестиций. Зато потом датчик выпускается до смены модельного ряда.

BRISK выпускает электроды розжига газовых агрегатов: котлов, тепловых пушек и т.д. Принцип их действия похож на работу автомобильных свечей зажигания. В Россию эти изделия проникают вслед за распространением аппаратуры, в которую они устанавливаются.

Наше портфолио включает в себя высоковольтные провода – эта продукция пользуется спросом, поскольку работает совместно со свечами зажигания.

Аккумуляторы BRISK – наш сопутствующий продукт. Они выпускаются партнерской компанией, мировым производителем аккумуляторов, под нашим контролем.

Вся продукция BRISK изготавливается только на европейских заводах. Принципиальная позиция компании заключается в том, что BRISK не может производиться, скажем, в Китае.

«Автокомпоненты»: Чтобы закончить с технической стороной вопроса, расскажите, пожалуйста, про новую свечу Brisk Premium Evo.

Моймир Чапка: Давайте еще раз заострим внимание на том факте, что мы именно в Москве впервые, раньше, чем в Европе, представляем миру нашу новую разработку. Это сделано благодаря давним и прочным взаимоотношениям с вашей страной и тому значению, которое играет для нас Россия. Мы даже еще не показали эту свечу у себя на родине в Чехии. Только сегодня утром (в день интервью) «Новости Чехии» опубликовали сообщение о презентации в Москве новой свечи.

Итак, BRISK всегда был инновационной компанией. Мы первыми предложили свечи с теплоотводящей вставкой из практически чистого серебра, которые очень хорошо показали себя в двигателях внутреннего сгорания, работающих на газе.

Некоторое время назад мы разработали совершенно новую свечу BRISK Premium (ZC/ZS), предназначенную для работы в мощных двигателях гоночных машин.  В свечах этого типа впервые в мировой практике появились вспомогательные (в дополнение к центральному и боковым) электроды, выполненные в виде кольцевого слоя благородных металлов, нанесенных с помощью запатентованной технологии плазменного осаждения на изолятор. В такой свече при подаче импульса от системы зажигания проскакивают сразу две искры: поверхностная (с центрального электрода на вспомогательный кольцевой) и воздушная искра (со вспомогательного электрода на корпус). Эта свеча в ходе многих спортивных соревнований уже доказала свою эффективность. Она пользуется огромным спросом для гоночных машин и в больших количествах закупается, например, в США.

Представленная в Москве свеча стала дальнейшей эволюцией (отсюда «Evo» в названии) свечи BRISK Premium. Нанесение кольцевого вспомогательного электрода из благородных металлов на изолятор свечи теперь выполнено по совершенно новой лазерной технологии, благодаря которой нанесенный слой металла и керамика образуют единую структуру и ресурс работоспособности свечи увеличивается многократно. Новая свеча совмещает в себе высокую эффективность воспламенения топливовоздушной смеси с длительным сроком работы, она не предназначена для спорта и может быть использована на самом широком круге ДВС. Эффективность воспламенения достигается проверенным и обкатанным на гоночных свечах способом – импульс напряжения создает в свече сразу две искры: одну поверхностную (с центрального электрода на кольцевой вспомогательный) и вторую воздушную (с вспомогательного электрода на один из четырех или шести боковых). Причем теперь совершенно не важно, что при быстро протекающих в камере сгорания турбулентных процессах смешение распыленного топлива с воздухом происходит каждый раз по-разному. Поскольку искра не связана положением искрового промежутка, то она сама имеет возможность выбрать место с оптимальным в данный момент для воспламенения составом смеси в любом месте круга, центром которого является центральный электрод. Кроме того, распространению фронта пламени не препятствуют никакие холодные электроды.

Задача каждого автопроизводителя – снизить расход топлива. Мы, начиная с этой московской выставки, предлагаем свечу, которая прекрасно решает эту задачу и сама по себе по сравнению со стандартной классической свечой экономит как минимум 3% топлива. («Как минимум» потому, что в лабораторных испытаниях получено даже 5%, но при любых погодных и эксплуатационных условиях гарантируем не менее 3%.)

«Автокомпоненты»: Вы сказали, что BRISK поставляется почти в 80 стран мира. А какие из них наиболее интересны для вашей компании?

Моймир Чапка: О почти 80 странах мира мы говорим, когда имеем в виду только официальные поставки. Если учитывать и поставки, которые осуществляют наши партнеры, то количество стран, где известна торговая марка BRISK, возрастет до 150. Среди них очень важными регионами для нас являются Северная Америка и, конечно, Европа, перспективными – Южная Америка и Африка, где автомобилизация развивается очень быстрыми темпами (уже сейчас мы снабжаем своей продукцией всю Северную Африку). Очень большие объемы идут в Саудовскую Аравию, где работает наш стратегический партнер, снабжающий все соседние страны. Но на совершенно особом месте стоят Восточная Европа и, конечно, Россия.

Когда я пришел в компанию, то передо мной стояли три главные задачи:

  • создать собственный современный испытательный центр для тестирования перспективных разработок;
  • разработать и освоить производство (создать портфолио) максимально полного ассортимента свечей зажигания и датчиков;
  • организовать поставки свечей в Россию.

Еще в 1995 году было принято решение идти со своей продукцией в Россию. На этом пути вставали очень серьезные препятствия. Самые тяжелые испытания пришлись на время после дефолта 1998 года. Всем здесь было очень трудно работать. Иностранные банки отказывали в кредитах фирмам, работающим с Россией. Тогда многие западные компании вообще ушли с рынка. Мне приходилось на своих плечах держать все связанные с поставками риски.

Но эти трудные времена прошли, и сейчас объемы наших поставок в Россию говорят, что тогда игра стоила свеч.

«Автокомпоненты»: Как вы стали хозяином компании?

Моймир Чапка: На самом деле это интересный вопрос, потому что BRISK представляет собой самый светлый и правильный, чуть ли не образцово-показательный подход к приватизации.

Когда в Чехии происходила приватизация, то тот, кто хотел приватизировать какое-то количество акций того или иного предприятия, должен был подготовить приватизационный проект, в котором отразить экономическую и техническую стороны развития компании. Я представил свой проект в правительство Чешской Республики. А потом, чтобы стать единоличным хозяином, нужно было выкупить 150 тысяч акций, владельцами которых были как крупные приватизационные фонды, так и частные лица. Причем цена акции должна была быть согласована с Чешским национальным банком, который следил, чтобы стоимость сделки не была занижена. И все-таки в течение 10 лет (с 1994 по 2004 год) удалось выкупить все акции и стать хозяином компании.

«Автокомпоненты»: Расскажите о вашей самой большой удаче.

Моймир Чапка: Получение 100% акций компании – это очень большая удача. Удача улыбнулась, когда удалось создать такие условия, что вместо 8 млн продаваемых только в Чехии свечей в год фирма стала производить и продавать по всему миру 60 млн свечей и еще 3 млн датчиков в год (при этом количество сотрудников сократилось на треть).

Безусловной удачей для компании, которой владеет один человек, стала та огромная доля вторичного рынка России, которую удалось отвоевать у самых маститых конкурентов. Чтобы обеспечить своей продукцией такую большую территорию, требуется ежедневная очень трудоемкая и исключительно высокопрофессиональная работа всех сотрудников компании. Объемы поставок в Россию напрямую зависят от наших партнеров, со многими из которых мы вместе уже 19 лет. Дружеские отношения с российскими компаньонами, а также покупка предприятия в Озерске Калининградской области – это еще две большие удачи.

«Автокомпоненты»: Планирует ли компания расширение производства в России?

Моймир Чапка: Мы уже ведем переговоры с компанией «Рено-Ниссан», контролирующей теперь АвтоВАЗ, и в этом году подписали договор на поставку свечей в Тольятти. В «Рено-Ниссан», как это делается во всем мире, хотят, чтобы на каждый вид продукции было два поставщика. Один поставщик у них уже есть. Теперь BRISK будет вторым, но для этого нам придется локализовать производство в России. Реализация этих планов потребует огромных инвестиций, но в будущем году производство свечей BRISK должно прийти в Россию.

«Автокомпоненты»: Санкции не станут помехой осуществлению этих планов?

Моймир Чапка: Я против санкций. Считаю решение по их введению неразумным.

До недавнего времени сотрудничество России с Европой росло и укреплялось. Сегодня бизнес-класс Чешской Республики не понимает, что происходит на Украине. Совершенно точно, что это не на пользу бизнесу.

Нам санкции не будут помехой, мы будет идти своим путем, развивая сотрудничество с Россией. Главное, чтобы рубль не упал.

«Автокомпоненты»: Как вам живется в России и что мы как СМИ можем сделать, чтобы было лучше?

Моймир Чапка: Если бы я не был доволен состоянием дел и положением компании BRISK в России, то считал бы, что 20 лет жизни прошли впустую.

А СМИ как информационный партнер могут очень многое. Самое главное для нас – это полная и объективная подача информации.

«Автокомпоненты»: Наверное, последний вопрос. Какими автомобилями вы пользуетесь?

Моймир Чапка: Я всю свою жизнь покупал и покупал автомобили. Сначала была Skoda, потом опять Skoda, потом «Lada-2107», Citroen, Peugeot… Сейчас у меня пара новых машин: Bentley Continental и Range Rover Sport. Если спрашивать про все, то найду в гараже еще мотоцикл Harley Davidson и четырех живых коней…

Нам остается только поблагодарить за содержательную беседу очень удачливого человека и от всего сердца пожелать, чтобы удачи в его жизни и делах не кончались никогда.


Посмотрите похожие материалы: