РЫНОК АВТОСТРАХОВАНИЯ: НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН

РЫНОК АВТОСТРАХОВАНИЯ: НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН

12.01.2017 - 15:11 715
Приблизительное время чтения: 4 минуты. Интересно, но нет времени читать?

Почему эта проблема стала столь актуальна именно в нынешнее время? Дело в том, что ежемесячно выплаты по ОСАГО растут. Сейчас средняя по стране сумма компенсации ущерба по «автогражданке» составляет 68 000 рублей, а в пяти регионах России (Адыгея, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край и Ростовская область) она превысила 100 000 рублей. Похожая картина и в Поволжье. В этой ситуации многие страховые компании несут убытки. Это связано с тем, что в данных регионах активизировались так называемые «черные юристы», деятельность которых граничит с мошенничеством. Они действуют по такой схеме: перекупают у собственников права требования к страховщику и через суд взыскивают большие суммы. Лидер по таким судебным делам – Волгоградская область. Представитель одной из ведущих страховых компаний назвал такие цифры. Убыточность страховщика по данному региону составляет 260%, и 58% выплат осуществляется через суд. Для сравнения: в Москве только 8% страховых случаев доходит до суда. Страховщики признают, что во многом они сами создали почву для работы юристов-мошенников. Многие компании долгие годы сознательно занижали стоимость страховых выплат, а ремонт по ОСАГО не всегда выполнялся качественно.

Чтобы рынок страхования стал цивилизованным, планируется сделать ремонт приоритетным, при этом качество работы сервисных станций должно соответствовать единым стандартам. В конечном итоге это выгодно не только страховщикам, но и всем участникам авторынка. Автосервисы в этом случае смогут увеличить клиентскую базу, автовладельцы будут получать качественно отремонтированные автомобили.

В связи с этим АСА начала работу по созданию пула автосервисов, соответствующих единым требованиям. В различных регионах РФ проводится аудит предприятий. Для осуществления ремонта по ОСАГО в масштабе всей страны достаточно примерно 4000 центров, осуществляющих кузовной ремонт. При отборе сервисов приоритет отдается качеству выполняемых работ, главное – не допустить к участию в пуле гаражные мастерские. В перспективе АСА планирует ввести немецкую систему технического аудита, при которой каждый ремонтник ставит электронную подпись после выполнения работ. Это позволит в случае ДТП, произошедшего из-за технической неисправности транспортного средства, выявить виновника аварии.

Главная проблема на сегодняшний день заключается в том, что сейчас нет единого стандарта для работы сервисных станций, даже у официальных дилеров применяются разные методы и технологии. Например, какие-то предприятия могут осуществлять ремонт деталей из алюминия или пластика, а какие-то нет. Все это влияет на стоимость и сроки ремонта. Поэтому создание единой методики расчетов ремонта – сложная, но очень важная задача. Если единые стандарты будут введены, то это существенно снизит возможности для работы «черных юристов».

Но на сегодняшний день нет не только единого стандарта для СТО, но нет и стандарта взаимодействия между страховыми компаниями и сервисными станциями. Сейчас у каждой компании свое программное обеспечение, а потому необходимо создавать общую базу данных. В настоящее время ремонт по ОСАГО, как правило, осуществляется на основе договора между страховщиком и автосервисом. Это неудобно для клиента, во-первых, потому, что у него нет альтернативы, во-вторых, при такой схеме не обеспечивается необходимый контроль за качеством ремонта. Создание пула автосервисов, работающих по единым стандартам и с общей базой страховых компаний, позволит потребителю самостоятельно выбирать СТО и осуществлять ремонт сразу, минуя страховую компанию. Однако введение такой системы невозможно без изменения действующего законодательства.

Введение приоритета ремонта вместо денежного возмещения – дело, конечно, хорошее, но вряд ли это получится утвердить в качестве закона, поскольку здесь могут быть нарушены права собственника. Поэтому необходимо создавать такие условия, чтобы автовладельцу было выгодно выбирать ремонт вместо денежной компенсации. Надо сказать, что в последние годы многие автомобилисты и так отдают предпочтение ремонту по ОСАГО. Например, по данной одной из ведущих страховых компаний, работающей на столичном рынке, в первом полугодии 2016 года ремонт выбрали 13% клиентов, за тот же период прошлого года – только 10%.

Сейчас обсуждается вопрос об отмене такого понятия, как износ автомобиля. Понятно, что если износ большой, то клиент, как правило, отказывается от ремонта. Но мнения страховщиков по этому вопросу разделились. Представители ряда компаний утверждают, что даже без учета износа ремонт выгоден, поскольку страховщикам в автосервисных предприятиях предоставляются большие скидки. Многие участники рынка готовы нести дополнительные расходы на ремонт, лишь бы клиент не пошел в суд. В то же время в некоторых компаниях полагают, что отмена износа – это дополнительные расходы, что приведет к неизбежному повышению тарифов.

В любом случае необходимость внесения изменений в работу по взаимодействию страховых компаний и автосервисов назрела давно. Необходимо сделать данную сферу бизнеса более цивилизованной и прозрачной. В противном случае деятельность «черных юристов» может разрушить саму систему ОСАГО. С этим согласны практически все участники рынка.

  


Посмотрите похожие материалы: