Эксперты в один голос советуют воздержаться от эксплуатации автомобиля с изношенными или поломанными амортизаторами. В противном случае начнут страдать все детали подвески, а также шины. Более того, велика вероятность ухудшения сцепления шин с дорогой, увеличивается длина тормозного пути, что, в свою очередь, повышает риск образования ДТП.
Сколько времени на износ?
Учитывая весьма неприятный факт, что амортизатор не вечный, отметим, что ломается он не мгновенно (исключением может стать заводской брак). Как правило, износ детали – вещь постепенная, но неизбежная, поэтому специалисты рекомендуют диагностировать амортизатор не реже раза в год или каждые 20 000 км. Причем делать это следует на специализированном компьютерном стенде. Благодаря таким превентивным мерам амортизаторы могут прослужить 60 000–80 000 км. На сегодня усредненный ресурс работы амортизаторных стоек, как показывает практика, составляет примерно 30 000 км.
«Менять амортизатор или чинить его?»
Вспоминая времена тотального дефицита запчастей в стране, большинство водителей лучшей идеи, кроме как восстановить изношенный амортизатор, и придумать не могли. В случае если деталь починить не представлялось возможным, уже приходилось искать аналог для замены. И в то время, и сегодня стоял один и тот же вопрос: «Менять амортизатор или чинить его?». Обстоятельства изменились, сегодня на рынке можно найти любую деталь, любого производителя, по нужной цене, а вопрос замены остался актуальным. На него мы и постараемся ответить, разделив аргументы на «за» и «против».
Однозначно чинить выгодно
Как и другие, даже более сложные узлы в автомобиле, амортизаторы поддаются восстановлению. Но решая взяться за починку детали, приходит следующий, весьма логичный вопрос: «Сколько это будет стоить?». Конечно, это зависит от объема ремонтных работ, но обычно восстановление амортизатора обходится дешевле стоимости нового на 20–40%, а если брать в расчет, что замена амортизаторов проходит только парами, то сумма экономии удваивается. Надежность и эксплуатационный ресурс восстановленного амортизатора будут зависеть от разных факторов. Прежде всего, восстановительные работы должны проходить с максимальным соблюдением чистоты. Ведь, хотя клапаны и очень надежны и изнашиваются в последнюю очередь, попадание в них даже малейших частиц пыли может привести к неплотному прилеганию, что снизит эффективность работы амортизатора. Также важную роль играют качество применяемых запчастей и используемое оборудование и оснастка. В идеале можно рассчитывать, что после ремонта ресурс восстановленного амортизатора будет приближаться к ресурсу нового. По крайней мере, авторитетные сервисы дают на восстановленные амортизаторы гарантию, она составляет в среднем не менее 30 000 км пробега либо год эксплуатации.
Владелец, отдавая изношенный амортизатор мастеру, может оговорить характеристики, которыми будет обладать отремонтированный амортизатор. В процессе ремонта его могут сделать «мягким» или более «жестким». Сейчас все чаще используются неразборные амортизаторы. Однако сегодня на специализированных СТО имеется оборудование, которое позволяет делать из неразборных стоек разборные, не только обеспечивая текущий ремонт амортизатора, но и предоставляя возможность чинить его в дальнейшем.
Стоит ли игра свеч?
Как мы говорили ранее, владельцы автомобилей разбились на два лагеря, которые считают, что починить можно, да к тому же выгодно, но так же много противников «ремонтного подхода». И у них есть много серьезных доводов. Поверхности имеющихся в амортизаторе пар трения изнашиваются обоюдно, и, хотя резиновые детали срабатываются быстрее, износу подвержены и металлические поверхности. И выработка происходит неравномерно, внутренняя геометрия рабочего цилиндра нарушается, а компенсировать этот износ на 100% заменой резиновых элементов нельзя. Конечно, замена старых уплотнений на новые, возможно, даст некоторый недолговременный эффект (перестанет подтекать масло), но назвать такой ремонт полноценным сложно. Поэтому более чем на 50 000 км пробега ни один автосервис гарантии на восстановленный амортизатор не дает.
Конечно, вполне возможна ситуация, когда автомобилист обращается на СТО для того, чтобы его амортизаторам придали свойства, отличные от стандартных, но это, как говорится, уже другая история. К слову сказать, для спортивных автомобилей так называемый ребилд амортизаторов, или ремонт с точной настройкой на определенные параметры, – обычная практика. Но насколько для обычных автомобилей может быть безопасным внесение изменений в конструкцию амортизатора, предугадать сложно.
Не навреди
Для многих автомобилистов решение использовать отремонтированные амортизаторы связано с соображениями экономии. Часто встречаются машины, у которых демпфирующие характеристики подвески регулируются в зависимости от режима эксплуатации. В других машинах используются системы для сохранения постоянной высоты дорожного просвета. Покупая подобный автомобиль, особенно с приличным пробегом, желательно предварительно выяснить, какова стоимость используемых амортизаторов. Иногда цена может шокировать. Владельцы таких машин вынуждены покупать неоригинальные стойки либо оригинальные, но подержанные. Выходом из положения может оказаться и ремонт стоек. Но хотя замена амортизатора – дело затратное, зато и гарантия на замененные компоненты предоставляется на 3–4 года, если, конечно, не нарушать правила эксплуатации. Так что чинить или менять – каждый владелец решает для себя сам.