Доля ДТП, произошедших по причине того, что водитель не справился с управлением автомобилем, по-прежнему высока. И в большинстве случаев «виновниками» таких происшествий становятся неисправная подвеска или же изношенные амортизаторы.
Перед износом все равны
Много раз говорилось о важности амортизаторов в деле безопасности дорожного движения. Повторим, однако, что надежные и исправные амортизаторы – это залог безопасной езды, в особенности на некачественных дорогах, а также в плохих погодных условиях. И только исправные и правильно подобранные амортизаторы могут обеспечить машине и маневренность, и управляемость, и уверенное торможение, и комфортную езду. Со временем, в силу многих причин, амортизаторы изнашиваются и теряют свою амортизирующую способность, то есть способность, с одной стороны, поддерживать постоянный контакт колеса с дорожной поверхностью, а с другой стороны, стабилизировать кузов машины в процессе езды. И все бы ничего, но амортизирующая способность теряется не сразу, а постепенно, а потому водителю зачастую сложно отследить, когда эта способность начала снижаться. К этому добавляется еще и неизбежный естественный износ.
Нет изношенным амортизаторам
Недаром некоторые производители амортизаторов рекомендуют проверять эти компоненты каждые 20 000 км пробега у автомобиля, который уже намотал 80 000 км. Езда на машине с изношенными амортизаторами может стать небезопасной, так как в этом случае водитель может легко потерять контроль над автомобилем из-за того, что машина становится неустойчивой.
Также увеличивается тормозной путь машины, возрастает риск отказа тормозов при объезде препятствия. И еще один важный момент. Очевидно, что амортизатор не работает изолированно, его работа связана с функционированием и других узлов. А потому в случае изношенных амортизаторов возрастает и износ шин, причем речь идет об износе точечного характера. А из-за таких шин нагрузка на амортизатор возрастает многократно, что и приближает их конец. Покрышками дело не ограничивается, так как страдает и работоспособность электронных систем безопасности автомобиля (ABS, ESP и проч.). И это не говоря уже о комфорте езды: изношенные амортизаторы хуже гасят колебания кузова, их частота, наоборот, возрастает, что и доставляет неудобство водителю и пассажирам.
Диагностика всему голова
Как известно, профилактика порой эффективнее лечения. А потому, чтобы не допустить преждевременного износа амортизаторов, нужно проводить их регулярную диагностику. К слову, о типичных дефектах:
1. Истирание слоя хрома на штоке поршня (возможные причины: амортизатор был установлен под сильным механическим напряжением, не совпадают места крепления).
2. Амортизатор негерметичен (возможные причины: износ уплотнения штока поршня из-за длительного срока службы, высоких нагрузок или попадания песка или загрязнения).
3. Деформация внешнего корпуса (возможные причины: повреждение из-за аварии, импульсная нагрузка, например повреждение при наезде на бортовой камень тротуара).
4. Деформация штока поршня (возможные причины: слишком высокие боковые силы, например, при аварии).
5. Износ резиновых шарниров (возможные причины: износ из-за длительного срока службы, износ из-за экстремальной нагрузки).
6. Амортизатор заклинил (возможные причины: деформация и заклинивание штока поршня, экстремальное заклинивание, например, при аварии).
7. Шток поврежден (возможные причины: работа без специнструмента).
Кстати, из-за использования неправильного инструмента, не предназначенного для работы с амортизаторами, возникают и другие дефекты. Например, отрыв резьбовой части, который возникает при установке амортизаторов под напряжением, а также вследствие затяжки крепежной гайки с высоким моментом. Повреждение шарнира может возникать как результат повреждения ограничителя хода амортизатора, а также вследствие перегрузок машины.