Эволюция подшипника ступицы колеса

Эволюция подшипника ступицы колеса

22.07.2015 - 15:51
Приблизительное время чтения: 2 минуты. Интересно, но нет времени читать?

Совсем еще недавно такого особого подшипника вообще не существовало. Колеса автомобилей крутились на подшипниках, спроектированных для общемашиностроительных целей. Ставились два обычных шариковых или роликовых радиально-упорных подшипника «навстречу друг к другу». «Классические» «Жигули», переименованные на старости лет в «Ладу», наверное, последняя массовая легковая машина с подшипниками такого типа.

Плюсов у такой конструкции, кроме унификации и дешевизны, не так много – она требовала достаточно аккуратного и квалифицированного обслуживания. Не дотянешь – будут люфты и стуки, перетянешь – «лишняя» нагрузка здоровья подшипнику не добавит, приведет к затрудненному вращению колеса, перегреву... и к преждевременному выходу из строя в том и другом случае. Такую конструкцию относят к поколению 0, считают устаревшей, продолжая ее использовать в ступицах автомобильных прицепов, например, или в ступицах грузовиков.

Основные позиции на рынке занимают подшипники ступиц поколений 1–3. Компания NTN-SNR активно разрабатывает поколение 4, о чем в этом номере есть отдельная статья.

Деление подшипников автомобильных колес на поколения сейчас выглядит следующим образом.

Поколение 0: два отдельных подшипника – однорядные шариковые с глубокой дорожкой качения, либо однорядные шариковые радиально-упорные, либо однорядные роликовые конические. Подшипники требуют квалифицированной установки с полной разборкой ступицы. Требуется обслуживание в процессе эксплуатации. Сборка и регулировка влияют на предварительный натяг и срок службы.

Поколение 1: один подшипник закрытого типа – либо двухрядный шариковый радиально-упорный, либо двухрядный конический роликовый. Требуется установка в ступицу. Не требует обслуживания в процессе эксплуатации. Сборка и регулировка влияют на предварительный натяг и срок службы.

Поколение 2: подшипник с одним фланцем – двухрядный радиально-упорный шариковый подшипник либо двухрядный конический роликовый. Требуется упрощенная сборка ступицы. Не требует обслуживания. Сборка влияет на предварительный натяг и срок службы.

Поколение 3: подшипник со встроенными фланцами – двухрядный радиально-упорный шариковый либо двухрядный конический роликовый. Не требует сборки ступицы (собственно, являясь ступицей в сборе), не требует обслуживания. Сборка не влияет на предварительный натяг и срок службы. Имеет встроенный датчик скорости, т.е. каждая ступица поколения 3 снабжена кольцом ABS.

Из всего сказанного ясно, что важнейшим условием долговременной работы ступицы автомобиля является грамотная установка подшипников. (Исключением могут быть только ступицы поколений 3 и 4.) Поэтому производители ремкомплектов обычно снабжают их упрощенным инструментом и подробнейшими инструкциями по монтажу подшипников.

Дальше всех в этом направлении, видимо, пошел Schaeffler Automotive Aftermarket, не только предлагая высококачественные подшипники колес под торговой маркой FAG, но и разработав специальные решения по их монтажу и демонтажу, включающие в себя комплекты инструмента, с помощью которого можно значительно (на 60%) сократить время обслуживания ступиц автомобилей некоторых марок (Mercedes-Benz Sprinter, Vito, Viano, Volkswagen Crafter...). Замена подшипников колес этих автомобилей из-за особенностей их конструкции с помощью стандартного инструмента приводит к значительным трудозатратам.

 


Посмотрите похожие материалы: