Гаражное оборудование: тенденции и новинки

Гаражное оборудование: тенденции и новинки

01.09.2023 - 19:42
Приблизительное время чтения: 14 минуты. Интересно, но нет времени читать?

Эволюция автомобильных технологий вполне закономерно приводит к разработке нового оборудования для мастерских. О том, в каком направлении происходит его развитие, а также о последних новинках в данной области и ситуации на российском рынке мы сейчас расскажем.

Главные технологии

По счастью, производители гаражного оборудования оказались не только готовы к текущему сценарию глубоких изменений в отрасли, как технологических, так и социально-поведенческих, но и выступили, в известном смысле, предвестниками целого ряда позитивных перемен, поскольку многие из них непосредственно напрямую взаимодействуют с автомобилестроительными концернами. В этой связи важно понимать, что технологии, как известно, никого не ждут, и это так же верно для автомехаников, как и для всех тех, кто работает в других отраслях промышленности. Сразу несколько инноваций последнего времени стали активно влиять и существенно преображать индустриальный ландшафт автосервисного бизнеса. Среди них:

  • Дополненная реальность: предполагается, что та же технология, которая используется в играх и проч. развлечениях, поможет механикам визуализировать диагностику при ремонте автомобиля путем создания живого изображения самого автомобиля. Эта прямая трансляция дополняется сенсорным вводом, генерируемым компьютером, – звуком, видео, графикой и/или данными GPS. Разрабатываемые облачные приложения подключаются по беспроводной сети, обучая механиков сложным ремонтным операциям. Им больше не придется перелистывать многостраничные руководства по техническому обслуживанию, пытаясь понять картину, – дополненная реальность мгновенно и точно подскажет правильную последовательность действий и укажет, например, какие болты с каким моментом необходимо затянуть.
  • Объемная 3D-печать: ожидается, что к 2025 году объем данного рынка по всему миру составит около 10 миллиардов долларов. С помощью этой методологии уже созданы целые автомобили, и прогнозисты указывают на огромный потенциал деталей, создаваемых по запросу для индивидуальной настройки и иных конечных целей, не только транспортных средств, но и технологического оборудования, выполненных 3D-печатью. Другие предсказывают появление шасси, изготовленного 3D-печатью и предназначенного для обеспечения наибольшей безопасности, которое можно просто заменить после столкновений.
  • Прогнозная аналитика и большие данные: оптимизируя данные, аналитики могут находить закономерности и аномалии, которые могут помочь автопроизводителям и производителям оборудования предвидеть распространенные потребности в техническом обслуживании и ремонте автомобилей, а также поведение и предпочтения клиентов, чтобы сервисные центры были лучше подготовлены к удовлетворению потребительского спроса.
  • Технологии беспроводной передачи данных: технические гуру работают над автомобильными инновациями, которые могли бы позволить механикам удаленно диагностировать проблемы автомобилей с помощью концепций беспроводной передачи данных, куда более мощных, нежели современный Wi-Fi или Bluetooth, чтобы они могли не только заказывать запчасти и готовиться к обслуживанию до того, как клиент привезет автомобиль, но и выполнять сложнейшие работы, прежде им недоступные в силу определенной специфики.
  • Алюминиевые детали: этот более доступный материал, который когда-то использовался только в автомобилях высокого класса, но сейчас находящий все более широкое применение и появляющийся уже на транспортных средствах бюджетного класса, намного легче стали, обеспечивает лучшую экономичность энергопотребления и характеризуется высокой степенью переработки. Тем не менее в процессе ремонта он работает совсем по-другому, нежели сталь, и механики должны быть соответствующим образом обучены.
  • Искусственный интеллект и интернет вещей: фундаментальные мегатренды и мегатехнологии, за счет которых развиваются все описанные выше направления. ИИ и ИВ лежат в основе глобальных технологических процессов современности, выступая главной движущей силой так называемой «Индустрии 4.0» или четвертой промышленной революции за счет тотального внедрения в производство киберфизических систем, по сути, стирающих границы между физическим, цифровым и биологическим мирами.

Направления развития

Влияние искусственного интеллекта на отрасль в целом и на автомобильное оборудование в частности огромно. Эта новая технология как инструмент, предназначенный для более эффективного использования ресурсов, при условии, что сначала будут решены некоторые из основных вопросов, связанных с ней, такие как этические и юридические последствия, обладает колоссальным потенциалом.

Огромный объем данных, обрабатываемых в современных автомобилях, требует новых алгоритмов, и производители усердно работают над внедрением их в свое оборудование, стремясь предложить более эффективные услуги. В дополнение к оборудованию авторемонтникам также придется иметь дело с новой бизнес-моделью: клиенты трансформируются из автовладельцев в простых пользователей автомобиля, поэтому традиционная помощь превращается в, скажем так, имитацию поведения; все это требует собственного цифрового оборудования. 

К этому добавляется тот факт, что по мере превращения автомобилей из статусного атрибута исключительно в средства мобильности традиционная техпомощь переходит из технического обслуживания и ремонта в предотвращение неисправностей и/или плановое техническое обслуживание. А это требует, в дополнение к новому способу проектирования оборудования, полной доступности информации о техническом обслуживании и ремонте от производителей автомобилей. 

Надо сказать, что доступ к данным об автомобиле и технической информации – извечная проблема для всей отрасли, которая долгое время сталкивалась с распространением различных и несовместимых форматов, данных, протоколов и стандартов связи. Искусственный интеллект с его технологиями машинного обучения и интернета вещей может помочь в этом, способствуя разработке более эффективного подключаемого оборудования. Взаимосвязь между оборудованием, мастерской, автомобилем, заказчиком и производителем является краеугольным камнем будущих и более эффективных услуг по ремонту автомобилей в условиях свободной конкуренции.

К тому же, учитывая быстро развивающийся технологический сценарий, необходимо в срочном порядке ввести новые инспекционные тесты для электронных систем безопасности. К сожалению, законодатели отстают в этой области. Результаты исследований и экспериментов по новым тестам, основанным на существующих технологиях, уже доступны в Европе, но для обеспечения принятия этих тестов нового поколения требуются политическая осведомленность и возобновление сотрудничества со стороны производителей автомобилей. Как считают многие компетентные эксперты, развивающийся сценарий – это чрезвычайно реактивная отрасль, состоящая из компаний, которые, похоже, способны предвидеть будущее. Тем не менее предстоит проделать большую работу над общими стандартами и правилами для защиты свободной конкуренции и безопасности как профессионалов, так и граждан.

Слияния и поглощения

Интересно, что происходящие технологические изменения оказывают заметное влияние и на бизнес ключевых участников рынка, стимулируя консолидацию за счет поглощения более сильными игроками более слабых, неспособных в одиночку противостоять вызовам времени, но при этом обладающих достойным и привлекательным технологическим потенциалом. В течение последних двух лет произошло три крупных сделки в области M&A (слияние и поглощение) именно в сегменте гаражного оборудования.

Так, в 2021 г. Snap-on, мировой инноватор, производитель инструментов, оборудования, диагностики, информационных продуктов о ремонте и системных решений для профессиональных пользователей, выполняющих критически важные задачи (владелец хорошо известных в нашей стране брендов: Blackhawk, Car-O-Liner, Hofmann, John Bean, JOSAM, Mitchell 1, Pro-Cut, SUN и проч.), приобрела Dealer-FX Group примерно за 200 миллионов долларов наличными. Dealer‑FX является разработчиком и поставщиком программных решений для сервисных операций для клиентов производителей оригинального автомобильного оборудования и их дилеров. Dealer-FX специализируется на системах управления программным обеспечением, коммуникационных платформах и обширной интеграции данных, а также предлагает оцифрованное решение, которое повышает производительность дилерского центра и улучшает качество обслуживания владельцев транспортных средств. Это приобретение дополняет и расширяет существующий бизнес Snap-on в области OEM-производителей и дилерских центров в рамках ее группы Repair Systems & Information, которая предоставляет электронные каталоги запчастей, необходимые программы для инструментов и диагностики, а также пользовательскую аналитику производителям оборудования и более чем 50 000 дилерских центров по всему миру.

Год спустя Stertil Group, входящая в Citadel Enterprises, приобрела компанию Nussbaum. Это приобретение демонстрирует приверженность Stertil Group продолжению инвестиций в предоставление решений для подъема транспортных средств в сфере технического обслуживания, ремонта и сервисного обслуживания транспортных средств как для частных, так и для государственных мастерских и OEM-производителей по всему миру.

Обе компании продолжат распространять автомобильные подъемники через свои существующие специализированные дистрибьюторские сети по всему миру. Обе компании входят в число лидеров в сегменте подъемников для легковых и грузовых транспортных средств. Nussbaum хорошо известна тем, что в 1985 году стала изобретателем легендарного двойного ножничного подъемника Jumbo, и в настоящее время предлагает полный ассортимент подъемников для легких транспортных средств. Эти подъемные решения выбирают многие производители высокопроизводительных автомобилей по всему миру. 

Stertil Group продает свою линейку подъемников большой грузоподъемности под торговой маркой Stertil-Koni. Одной из моделей тяжелых подъемников Stertil-Koni является регенеративный беспроводной экологичный мобильный подъемник для транспортных средств Earthlift, управляемый с помощью интеллектуальной системы управления ebright.

Как сообщается, семья Нуссбаум спокойна за то, что их наследие, созданное почти пятьдесят лет назад, находится в надежных руках. Новые владельцы, Stertil Group, будут и дальше развивать это наследие на производственных мощностях в Германии. 

И уже в текущем году опять же Stertil Group выкупила бизнес Beissbarth, чтобы продолжить более чем 120-летнюю историю компании. По словам представителей Stertil, Beissbarth предлагает инновации, качество и экспертизу в области решений для проверки и контроля состояния автомобильной техники, которые станут ценным дополнением к компетенции Stertil Group. Благодаря этой сделке Группа хочет сформировать комплексный подход для текущих и будущих разработок в области транспортного оборудования. 

В итоге все три компании, специализирующиеся в своих основных сегментах, будут продолжать работать как отдельные экспертные подразделения со своими собственными каналами сбыта. В то же время они вносят дополнительный вклад в комплексный подход к разработке высококачественных продуктов и расширение присутствия Группы на рынке. В рамках Stertil Group они получат поддержку, необходимую для дальнейшего решения проблем и возможностей, связанных с текущими и будущими разработками в области сжигания топлива и электрификации в автомобилестроении и оборудовании.

Альянс Ravaglioli и Texa обошелся без слияний и поглощения. Два крупных специалиста по оборудованию автомобильных мастерских в 2021 г. подписали техническое соглашение, позволяющее интегрировать их компетенции в совместную разработку новых продуктов с использованием комбинированных технологий.

Компании, которые уже сотрудничают в области калибровки радаров и камер, а также оснащения для контроля и регулировки углов установки колес, заявили, что договорились о преимуществах более структурированного соглашения, позволяющего тождественно реагировать на вызовы, которые потребуют от автомобильных мастерских технологических изменений, вносимых новыми поколениями авто- и электротранспортных средств. Ожидается, что тесное сотрудничество между командами R&D с самого первого этапа конкретных проектов, в основном ориентированных на технологии схода-развала и ADAS, еще больше укрепит лидерство обеих компаний в области инноваций и исследований, применяемых при конструировании и производстве оборудования для СТО.

1

Российские реалии

Тем временем на российском рынке в сегменте гаражного оборудования происходят деградационные процессы, в ходе которых из арсенала отраслевых предприятий постепенно вымывается (ввиду естественно износа и прихода в негодность, усугубленного отсутствием надлежащего сервисного обслуживания) высокотехнологичное оснащение. Многие западные бренды свернули свое официальное присутствие, а оставшиеся функционируют на полулегальном положении в полуобморочном состоянии. Из-за этого поставки осуществляются в режиме, как принято говорить, «серого» или «параллельного» импорта.

Естественно, эти поставки значительно затруднены, непредсказуемы и грешат высокими рисками.

Гарантийная поддержка и обновление программного обеспечения производителями прекращены. 

Такое положение дел наиболее негативным образом сказывается, конечно же, на электронном или содержащем электронику оборудовании. В отличие от сугубо механического или минимально компьютеризированного оснащения, аналоги которого нашлись довольно быстро, оно сейчас основной претендент на скорое попадание в максимально критическую зону. И дело даже не столько в дефиците – привезти-то можно все что угодно, – сколько в последующей сервисной поддержке, без которой «умные железки» превращаются в дорогостоящий хлам.

Разные поставщики и сервисмены решают этот вопрос по-своему. Кто-то еще живет старыми запасами и откровенно пиратскими взломами, кто-то нашел сочувствующих в странах с открытым доступом, но в любом случае так долго продолжаться не может. Становясь все более и более технологичными, автомобили требуют не менее технологичного обслуживания.

Уже есть огромная проблема с обслуживанием систем ADAS (интеллектуальных ассистентов движения, таких как контроль полосы, адаптивный круиз-контроль, чтение дорожных знаков и проч.), не все ладно с датчиками TPMS (контроль давления в шинах), калибровать радары и камеры после замены лобового стекла также весьма затруднительно.

С простым оборудованием заминок нет. Его как возили из Китая и близлежащих стран, так и возят те же дистрибьюторы, что и прежде специализировались на данной теме. Плюс к ним присоединились в недалеком прошлом поставщики «фирменной» продукции. Поэтому конкуренция обострилась, но в целом для рынка это хорошо, поскольку она, отчасти, сдерживает наметившийся оголтелый рост цен.

Качество? Не поменялось. Да, многое из этих шиномонтажек, балансировок, подъемников, прессов и т.д. делается на тех же заводах, что и оборудование глобальных брендов, у них порой даже внешний дизайн идентичен, но вот подход к производству, «начинка» и последующая сервисная поддержка различаются разительно. Впрочем, на год-два достаточно напряженной эксплуатации его хватает, а что будет дальше, сегодня мало кого интересует. Вопрос выживания именно сейчас в настоящее время имеет первостепенное значение, а дальше, как говорится, хоть трава не расти.

Будущее туманно, и наблюдаемая социально-экономическая динамика не внушает позитивных эмоций – расстаться с бизнесом, диверсифицировать его в менее технологичные сегменты сегодня, согласно опросам, готово как никогда много представителей профессионального сообщества.

А между тем во всем остальном мире множится число нового прогрессивного гаражного оборудования, которое способно заинтересовать и российских авторемонтников. Появляются даже новые типы такого оборудования. Например, специальные транспортеры для тяговых аккумуляторных батарей.

1

Мобильные подъемники для АКБ

Если СТО занимается обслуживанием электромобилей и PHEV, ей нужны не только автомобильные подъемники, выдерживающие разнообразные нагрузки, но и надежные системы транспортировки тяжеловесных аккумуляторных батарей электромобилей и подключаемых гибридов и других компонентов во время работы.

Вес аккумуляторных батарей электромобилей различается в зависимости от их размера и емкости для хранения энергии, но обычно аккумулятор Tesla Model S весит около 544 кг, а Model Y – 771 кг. При таких массах сотрудникам СТО просто необходима помощь специализированного оснащения, которое выдерживает вес аккумуляторной батареи, но при этом может быть легко перемещено и установлено под поднятыми транспортными средствами.

Мобильные электрогидравлические ножничные подъемники Cormach представляют собой уникальную систему, разработанную с использованием мощной гидравлической системы, которая обеспечивает грузоподъемность 1500 кг, достаточную для размещения крупных автомобильных аккумуляторных батарей от EVS и PHEV. Они комплектуются автоматически наклоняемой двухплоскостной станиной, обеспечивающей размещение и закрепление тяжелых компонентов, а также дистанционно управляемой регулировкой положения стола. У них есть съемный задний отсек для увеличения размера стола и механический предохранительный клапан для регулирования скорости опускания.

Максимальная высота подъема – 1800 мм, время подъема – 29 секунд. Преимущество данных подъемников в том, что они позволяют транспортировать и другие компоненты. Например, коробки передач или двигатели.

Диагностика тяговых батарей

Компания MAHLE Aftermarket Service Solutions, по утверждению ее представителей, первой на рынке запустила специальную функцию для диагностики тяговых батарей электромобилей в дополнение к своему обширному плану диагностики гибридных и электрических транспортных средств. Сканирование EV и PHEV – E-Scan – это новый раздел, который дополняет диагностические инструменты MAHLE TechPRO и BRAIN BEE CONNEX и позволяет проводить реальное сканирование электрической системы для оценки соответствующих параметров. 

Диагностическая проверка аккумулятора необходима как для обслуживания и ремонта электромобилей, так и для определения их остаточной стоимости. Данный функционал включен в комплексы E-Health и E-Care, где E-Health выполняет диагностику АКБ через разъем для зарядки и оценивает измеренные данные в облаке. Таким образом, состояние аккумулятора может быть классифицировано по отношению ко всем другим зарегистрированным аккумуляторам той же модели в автопарке. Кроме того, E-Health генерирует прогноз оставшегося срока службы тяговой батареи.

В свою очередь, E-Care – это сервисный модуль для выполнения технического обслуживания контуров охлаждения автомобильных аккумуляторов.

MAHLE TechPRO/BRAIN BEE CONNEX распознает все коды ошибок в среднем за 30 секунд. Система на базе Linux взаимодействует со всеми модулями, установленными в автомобиле, и реагирует на более чем 54 000 подробных описаний кодов ошибок OEM. Все протоколы передачи данных хранятся локально, что позволяет при необходимости выводить данные без необходимости повторного подключения к автомобилю.

1

Высокие вольты

Мультибрендовое диагностическое устройство mega macs X с поддержкой DoIP было разработано Hella Gutmann с учетом сверхбыстрых стандартов связи для автомобилей будущего. Кроме того, его можно гибко адаптировать в любое время в соответствии с потребностями мастерской, например, для проверки высоковольтных транспортных средств – новый измерительный модуль MT-HV позволяет проводить необходимые измерения в диапазоне высоких напряжений. Беспроводное соединение mega macs X с MT-HV создает «команду мечты» для работы на самых разных типах транспортных средств. К ним относятся электромобили и гибридные автомобили, бортовые сети которых рассчитаны на напряжение до 1000 вольт, а также обычные автомобили с низковольтными бортовыми сетями.

Метрологический модуль MT-HV, специально разработанный для mega macs X, оснащен жестко интегрированным высоковольтным измерительным оборудованием и имеет отсек для модулей, в который можно вставлять низковольтные метрологические блоки Hella Gutmann. Это значительно расширяет возможности MT-HV. При использовании соответствующих аксессуаров общий модуль будет выполнять функции 2-канального мультиметра, 2-канального быстродействующего осциллографа и профессионального высоковольтного измерительного прибора. 

Благодаря этому появляется возможность для измерения высокого напряжения, до 1000 вольт, измерения сопротивления изоляции с регулируемым испытательным напряжением, измерения компенсации потенциала на высоковольтных компонентах и измерения сопротивления, например, на высоковольтной сервисной вилке. Обязательным условием для любых измерений высокого напряжения являются конфигурация mega macs X на самом высоком программном уровне X5 и разблокировка соответствующей лицензии на использование X5.

 


Посмотрите похожие материалы: