Генератор на диагностике

Генератор на диагностике

21.01.2015 - 13:08 2770
Приблизительное время чтения: 7 минут. Интересно, но нет времени читать?

Диагностика – важнейший этап ремонта любого узла автомобиля. Ее необходимость трудно переоценить, так как именно диагностика позволяет точно выявить причины и локацию неисправностей, чтобы в итоге все ремонтные усилия были направлены в нужное русло.

Генератор – важнейший элемент электрической цепи автомобиля, он обеспечивает восстановление заряда аккумуляторной батареи, а также запитывает всех энергопотребителей автомобиля. Тот факт, что от его работы зависит функционирование других узлов автомобиля, заставляет диагноста при выявлении неполадок в работе генератора быть особо внимательным. Порой бывает так, что симптоматика указывает на неполадки с генератором, а неисправность на самом деле может скрываться в других электронных системах машины. Поговорим о способах диагностики генератора, а также о мнимых неисправностях в работе данного узла.

Первый этап диагностики – опрос

Самым первым этапом работы может стать общение с автовладельцем. Если это внимательный автомобилист, он может рассказать диагносту о симптомах и видимых изменениях в работе автомобиля. Возможно, такая информация и не станет прямой помощью диагносту в выявлении не исправностей, но совсем пренебрегать ею не стоит.

Второй этап – осмотр генератора

Второй этап диагностики – осмотр генератора на автомобиле с включенной АКБ. В некоторых случаях все неполадки в электрике машины можно объяснить плохо натянутым ремнем, перегоревшим предохранителем или неработающим реле. Однако бывает и так, что внешне все в порядке, а проблема остается, и необходимо до нее докопаться. Самый простой способ – подключить к генератору амперметр и проверить показания тока, проходящего через обмотку возбуждения (стандартный показатель – 2,2 А). Для полноты картины можно подключить к генератору, вернее, к его отключенному реле, омметр и проверить напряжение. Потребуется сделать измерения дважды: между выводом, снятым с клеммы B генератора, и массой автомобиля (норма – не менее 20 Ом) и между выводом, снятым с клеммы W генератора, и массой автомобиля (показатель – не менее 25 Ом). Отклонение от стандартных показателей – повод для того, чтобы искать неполадки в бортовой сети машины.

Осмотр генератора после демонтажа

После демонтажа генератора с автомобиля необходимо осмотреть узел. В ходе такого осмотра диагност может оценить целостность поверхности узла, проверить подвижность его соединений (например, легкость вращения вала). Естественно, наличие серьезных нарушений поверхности генератора или нарушений в подвижности его компонентов говорит о том, что узел можно даже не проверять на стенде, а сразу разбирать. Разборку узла необходимо проводить с особым вниманием, следить, в частности, за тем, чтобы во внутреннюю часть генератора не попали посторонние предметы. А чтобы упростить процесс, разборку можно проводить, используя пневмо- и электроинструмент.

Осмотр внутренних повреждений

Уже после снятия верхней крышки генератора можно судить о степени исправности данного узла. На неполадки в работе могут указать поврежденные провода, наличие повреждения на корпусе щеткодержателя, плохая затяжка резьбовых соединений, а также наличие жидкости и пригара на элементах узла. На этом этапе также можно заменить щеткодержатель, в случае если было обнаружено повреждение его корпуса. При помощи тестера необходимо также снять показатели сопротивления с катушки возбуждения. Для этого требуется подключить тестер к контактным кольцам ротора; допуски по сопротивлению составляют от 2,7 до 0,35 Ом. При коротком замыкании или обнаружении обрыва обмотки ротор придется заменить.

Демонтаж диодного моста

Следующие этапы демонтажа – снятие диодного моста и конденсатора. Здесь необходимо внимательно проверить изоляцию и крепление вывода конденсатора к наконечнику и убедиться в отсутствии повреждений. Наличие пробоя конденсатора можно обнаружить при помощи тестера (омметра), при выявлении такой неисправности конденсатор надо заменить на исправный. Тестер также поможет проверить работоспособность диодного моста и обнаружить пробои обмотки статора. Для этого нужно подключить, согласно полярности, омметр к пластинам диодного моста и проследить за тем, чтобы стрелка прибора не отклонялась. В противном случае это указывает на неисправность диодов или втулок блока. Если стрелка тестера, подключенного «минусом» к минусовой пластине моста и «плюсом» к выводу фазы, не отклоняется, то можно сделать вывод об отсутствии короткого замыкания в диодах обратной полярности. При обнаружении каких-либо отклонений в показаниях прибора придется заменить диодный мост.

Снятие шкива генератора, ротора и статора

Следующий этап – снятие шкива генератора, ротора и статора. На этом этапе следует осмотреть статор, убедиться в отсутствии повреждений изоляции, обмоточного провода, внимательно осмотреть зубцы статора, возможно, они повредились ротором или другим посторонним предметом. Проверку статора можно провести с помощью тестера: поочередное измерение напряжения между двумя выводами статора должно дать примерно одинаковые показатели.

Стендовые испытания

Диагност может проверить работоспособность генератора и на испытательном стенде. При помощи стенда можно убедиться в исправности узла, а также проконтролировать соответствие характеристик его работы номинальным показателям. Стенд позволяет проверить генератор в разных режимах его работы (реверсивном и прямом), изменить его нагрузку, отследить напряжение отсечки и тока нагрузки, а также сымитировать различные условия функционирования узла (например, работу при больших оборотах двигателя или на холостом ходу).

Прежде чем устанавливать диагностируемый генератор на стенд, необходимо проверить плотность контактов щеток с кольцами коллектора, а также очистить от грязи сами кольца. При включении генератора на стенде происходит его возбуждение, при этом вольтметр должен показать напряжение больше, чем напряжение на АКБ. Если возбуждения нет, необходимо проверить состояние щеток и колец – возможно, такая ситуация вызвана их износом или неплотным контактом. В случае если возбуждение возникло при подключении «стороннего» регулятора напряжения, делаем вывод о том, что «родной» регулятор генератора поврежден.

На испытательном стенде после нескольких минут работы генератора можно замерить силу тока отдачи. В пределах нормы она не должна опускаться ниже 44 А. Если наблюдаются более низкие показатели, можно говорить о неисправностях в обмотках статора и ротора, а также об износе щеток или колец или же о повреждении вентилей. Все эти компоненты необходимо проверить дополнительно. О повреждении вентилей может судить еще и по тому, насколько резко происходит снижение токоотдачи при прогревании генератора. Испытательный стенд также поможет проверить и функциональность регулятора напряжения, для чего необходимо увеличить нагрузку работы генератора на стенде, снять показания вольтметра и убедиться, что они соответствуют норме.

Комплексная проверка бортовой сети

После проведенной диагностики, ремонта генератора или замены его компонентов необходимо проверять работоспособность агрегата в реальных условиях. Это позволит избежать проблем c мнимыми неисправностями, ведь порой неполадки в работе генератора могут свидетельствовать о неполадках в бортовой сети автомобиля или в его электрооборудовании.

Напомним, что генератор работает в паре с аккумуляторной батареей. Это два весьма тесно связанных, важнейших компонента электрической сети автомобиля. Связь здесь почти прямая: например, из-за неисправной батареи может выйти из строя генератор. А неисправный генератор становится фактором риска для аккумулятора: из-за проблем с регулятором генератора может выкипеть электролит батареи или произойти ее разряжение.

Другой важный нюанс заключается в правильной диагностике симптомов неисправности генератора. Так, чрезмерный шум в работе генератора обычно связывают с износом его подшипников, однако проблема может быть не в них, а в их посадочных гнездах. И, конечно же, простая замена подшипников без замены крышки генератора проблему не решит. Другой пример: если нет сомнений по поводу исправности регулятора напряжения, но при этом фары все равно моргают, а в бортовой сети наблюдаются скачки напряжения, скорее всего, проблема кроется в недостаточно надежном крепеже щеток генератора. Встречаются также и «сезонные» неисправности, те, которые «всплывают» с наступлением холодов. К их числу относится и недостаточная токоотдача генератора. И чтобы убедиться в том, что в данном случае проблема связана не с батареей, необходимо хотя бы проверить зарядку генератора вольтметром.

Резюмируя, стоит сказать, что определенные, несложные работы по диагностике неисправностей генератора опытный автомобилист, имеющий знания о работе электрических цепей в автомобиле, может выполнить и самостоятельно при наличии специального, несложного инструментария. Однако для глубокой диагностики, которая поможет выявить сложные неисправности, ставящие под угрозу, в частности, работу бортовой электроники автомобиля, придется обратиться на специализированный сервис. Крайне важно, чтобы такая автомастерская располагала необходимыми для диагностики инструментом и оборудованием, а также качественными запчастями и опытными диагностами и механиками. Все это по большому счету и является залогом качественной проверки и ремонта генератора, которые позволят вернуть автомобиль владельцу в работающем состоянии и с надежной гарантией. 


Посмотрите похожие материалы: