Мировое производство и потребление смазочных масел.
В течение последних лет общий объем мирового спроса на базовые масла остается почти на одном уровне. В 2013 году он составил 36,3 млн. тонн. Согласно прогноза «ЛЛК Интернэшнл» и впредь сохранится примерно тот же уровень рынка, оценивая возможный дальнейший рост спроса не более чем на 1% в год.
Однако продолжается серьезное изменение баланса спроса среди отдельных групп базовых масел. Так, если совсем недавно масло первой группы составляло подавляющее большинство-68% в 2007 году , то в 2013 году первая группа достигла лишь 53% от общего объема базовых масел. В 2014 году эта доля продолжает снижаться.
Несмотря на стабилизацию объемов спроса, ведущие мировые производители базовых масел продолжают вводить в строй новые высокопроизводительные предприятия.( Тут все глубже – объем правда не меняется, но в связи с развитием всяких строений ,авто и т.д меняется портфель требуемых базовых масел , - ты выше об этом говоришь , и в строй вводятся именно заводы по производству групп 2 и выше + GTL , действительно c превышением спроса ) В самое ближайшее время запланировано открыть еще ряд заводов. Анализ возможностей действующих и вступающих в строй в скором будущем производственных мощностей показывает, что все вместе взятые производители масел могут изготовить значительно больше базового масла, чем его требуется рынку (по прогнозу «ЛЛК Интернэшнл» баланса мирового спроса и предложения на 10 – 11 млн тонн). И разница между спросом и предложением будет только увеличиваться. Такая тенденция не может радовать производителей базовых масел.
Профицит базовых масел сказывается на его цене. Для производителя важным показателем является не столько абсолютная величина этой цены, сколько соотношении цен сырой нефти и базовых масел. Разница цен базовых масел и стоимости сырья неуклонно снижается.
Особенно ярко эта тенденция проявляется для базовых масел третьей группы, производство которых опережает потребление.
Профицит базовых масел на мировом рынке приводит к тому, что заводы работают не на полную мощность, ряд предприятий временно закрывают и даже полностью выводят с рынка.
Состояние российского рынка базовых масел.
По объемам потребления российский рынок находится на четвертом месте в мире, после США, Китая и Индии. Уровни производства и потребления базовых масел в РФ в течение нескольких последних лет относительно стабильны с некоторой тенденцией к снижению. В «ЛЛК Интернэшнл» считают, что характер российского рынка в ближайшее время меняться не будет. Хотя подписываться сейчас под какими-либо прогнозами – дело очень не благодарное.
Важнейшей спецификой рынка России является профицит базовых масел. Общий объем производства 2,3 млн. тонн (в 2013 году). Из них наша страна в целом экспортирует более миллиона тонн базовых масел в год.
Весь объем российского рынка делится на два сегмента – так называемый российский стандарт – Гост (бесприсадочные индустриальные масла и масла «гостовской» группы для коммерческого транспорта составляют около 50% рынка) и масла соответствующие западным спецификациям. Эти два сегмента отличаются совершенно различным ценообразованием. Если цена масел «гостовской» группы балансирует на грани себестоимости, то второй сегмент характеризуется достаточно высокой маржинальностью.
Переход предприятия с выпуска одной группы масел на другую требует проведения глубокой модернизацией производства. В связи с последними событиями, очень трудно сказать насколько быстро он может происходить. Жизнь меняется буквально на глазах и вместе с ней могут корректироваться планы нефтяных компаний.
Российские участники рынка все как один стараются освоить как можно больше импортозамещающей продукции, которая успешно конкурирует с продукцией ведущих мировых производителей. Однако переход на более высокие спецификации масел внутри индустрии сопровождается увеличением периода замены масла, что в свою очередь, негативно влияет на объемы потребления.
Важнейшие грядущие изменения на рынке смазочных материалов будут связаны (кроме всего прочего) и с «налоговым маневром» объявленным Правительством Российской Федерации. (Слушание в Парламенте и Государственной Думе еще не было завершено во время Конференции). В августе текущего года Правительство РФ установило новые параметры экспортных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты. Главная цель такого изменения – стимулировать модернизацию нефтепереработки в нашей стране. Второй важнейшей задачей «налогового маневра» станет выравнивание условий деятельности нефтяных компаний в рамках всего Таможенного союза. Изменения, вносимые «налоговым маневром», затронут все стороны рынка нефти и нефтепродуктов, в том числе и рынок смазочных материалов.
У производителя базовых масел, как сырья, есть два пути. Первый – это произвести из выпускаемого сырья готовые продукты и продать их внутри страны. Второй – экспортировать базовые масла, как сырье, за пределы РФ. Имея два канала реализации базовых масел, в компании Лукойл (и ряде других нефтяных компаний) оценивают экспортную альтернативу, как себестоимость базовых масел для производства товарной продукции внутри РФ. Анализ биржевых цен за последние пять на базовые масла, продающиеся наливом, подтверждает, правильность этого метода. В общем и целом, цена масел на российском рынке примерно соответствует экспортному паритету. Случалось, когда было по-другому, но эти периоды были кратковременными и неодинаковыми для разных нефтяных компаний. Значит, такой подход к ценообразованию отражает действительное положение дел на рынке.
Тогда уменьшение экспортных пошлин, запланированное в результате «налогового маневра», приведет к увеличению себестоимости сырья на российском рынке. Причем, при установленных сегодня цифрах (напомним, возможны еще возможны некоторые корректировки, поскольку законопроект пока не прошел окончательное чтение) и котировках базовых масел (эти котировки, конечно, могут тоже меняться) ожидается существенный (20%) рост стоимости сырья для производства базовых масел.
Из всего этого может быть сделан вывод, что увеличение экспортной альтернативы реализации базовых масел приведет на российском рынке к корреспондирующему повышению цен, которое производители готовой продукции вынуждены переложить на потребителя. Это будет сделано не из желания заработать больше, а просто пытаясь сохранить ту доходность, которая есть сегодня.
Надо учитывать , что расчет себестоимости готовых с учетом экспортной альтернативы базовых масел не является сегодня универсальной методикой . Это можно увидеть по аналитике цен на бирже, где предложение цен на готовые масла некоторых российских компаний иногда ниже себестоимости от экспортной альтернативы базы . Однако различные нефтяные компании могут использовать иные методики для определения себестоимости базовых масел. Поэтому их поведение на рынке и тактика участия в тендерах с российскими потребителями может существенно варьироваться.
Несмотря на профицит базовых масел, ряд нефтяных компаний (Татнефть, Роснефть, Газпромнефть) объявили о проектах по вводу новых производственных мощностей. Более того реализация части из них уже вступила в завершающую стадию. Открывающиеся производства в самое ближайшее время будут готовы поставлять базовые масла на рынок. Тем самым профицит рынка увеличится еще больше.
Итак в целом ситуация на рынке характеризуется увеличивающимся профицитом базовых масел, растущей конкуренцией и жесткой борьбой за объемы поставок. Из-за продолжающегося снижения цен рентабельность бизнеса смазочных материалов находится под большим давлением.
Еще одной важнейшей особенностью российского рынка смазочных материалов становится серьезный дефицит достойных инженерных кадров, который затрудняет поиск новых путей развития.
Кроме того, специалисты Лукойла отмечают, что наш потребитель лучше воспринимает импортные бренды. Такое отношение менять очень трудно.
Тактика Лукойла.
Анализ состояние мирового и российского рынка диктует тактику поведения игроков рынка.
В компании Лукойл еще несколько лет назад тоже были планы по развитию производства базовых масел второй и третьей группы. Между тем, на сегодняшний день специалисты компании достаточно осторожно подходят к реализации подобных проектов. В условиях профицита масел в мире и действия коллег по рынку, которые ведут к еще большему росту предложения внутри страны, специалисты компании критически взвешено подходят к оценке необходимости развития новых проектов, целесообразности и окупаемости вводимых в строй производственных мощностей. Например , что планы компании по дальнейшему развитию производства высокодоходных масел, могут быть реализованы без своего ресурса базовых масел второй и третьей группы, которое можно приобрести на открытом рынке. С точки зрения экономической эффективности такой шаг будет очень выгоден.
Сегодня поведение компании на рынке диктуется снижением издержек и поиском новых решений, способных стать генераторами дальнейшего развития.
Компания продолжает разрабатывать и производить высокотехнологичную продукцию, потребление которой в нашей стране медленно, но верно растет. Многолетние научные исследования и разработки позволили сформировать достойный портфель продукции, позволяющий конкурировать с ведущими мировыми производителями смазочных материалов. Причем эта конкуренция идет не только на внутреннем рынке. Приобретение бизнеса смазочных материалов в других странах позволило полностью обеспечить потребности европейского рынка и продвигать продукцию компании по всему миру.
Важнейшим направлением стала работа с автопроизводителями по сертификации продукции и получению официального одобрения ее для использования в качестве первичной и сервисных заливок.
Компания открываем новые мощности, но только для тех видов продукции, которые не находятся в профиците. Так, например, совсем недавно (8 сентября) в Волгограде совместно с РЖД был открыт завод по производству консистентных смазок, производственная мощность которого может достигать 30 тыс тонн. Это самое современное предприятие по производству смазок, только треть объемов которого будет использоваться для нужд РЖД, а остальные 2/3 будут предложены свободному рынку. У этого предприятия большое будущее и компания намерена развивать бизнес консистентных смазок.
Итак, Лукойл с оптимизмом смотрит в будущее, не закрывает никаких проектов развития ни внутри страны, ни за рубежом.
Сегодняшняя экономическая ситуация России бросает всем участникам рынка серьезные вызовы, в которых Лукойл видит для себя новые возможности. В компании считают, что девальвация рубля для отечественного производителя несет больше позитива, чем негатива, и предоставляет до определенной степени конкурентные преимущества. Задача отечественных компаний реализовать эти преимущества в полной мере.