SKF Group сегодня – это ведущий мировой производитель и поставщик подшипников и подшипниковых узлов, а также систем смазывания, мехатроники, уплотнений, оборудования для мониторинга состояния и сопутствующих изделий. Представительства компании SKF Group располагаются более чем в 130 странах, а всего в мире работает около 15 000 компаний-дистрибьюторов продукции SKF.
Дмитрий Молчаков, директор направления автозапчасти «СКФ» в России, рассказал нам о том, в каком направлении развивается сейчас компания SKF Group, а также о тенденциях, которые действуют на рынке подшипников.
Основной тенденцией, которая определяет многие направления работы в автокомпонентной отрасли, является улучшение технических характеристик транспортных средств при снижении габаритов, веса узлов и агрегатов, а также строгие требования по защите окружающей среды. «Компания SKF отвечает самым жестким требованиям, предъявляемым как со стороны автопроизводителей, так и со стороны экологов, – отмечает Дмитрий. – Благодаря использованию специальных материалов производимые SKF детали имеют небольшие габариты и вес. В то же время технические характеристики нашей продукции соответствуют запросам клиентов, гарантируют высокую надежность и эффективность». Благодаря оптимально сконструированным комплектующим (в том числе специальным уплотнениям и смазкам) и высокому качеству изготовления, ступичные узлы SKF имеют небольшое внутреннее трение и низкий уровень шума. Снижение трения и веса вносит посильный вклад в дело повышения показателей экономичности современных автомобилей и позволяет защитить окружающую среду от негативного воздействия.
В современном мире существуют определенно положительные перспективы широкого внедрения интеллектуальных систем, которые позволяют проводить анализ эффективности работы подшипников. Компания SKF является производителем мехатроники для разных отраслей, в том числе и для автомобильного производства. «Мы поставляем данные системы, например, для механизмов открывания входных дверей на автобусы Volvo, делаем также мехатронику для роботизированных коробок передач PSA Group, стояночных тормозов автомобилей и т.д., – уточняет Дмитрий, – что касается сферы подшипников, то есть разработки с мехатроникой, которые позволяют регулировать внутренний зазор ступичного узла в зависимости от условий работы (внешней температуры, нагрузок и др.)».
Среди новейших разработок компании SKF необходимо упомянуть указатель остаточного ресурса ступичного узла, который устанавливается на грузовые автомобили. Такой указатель крепится к ступице и на основе ее вибрации выдает информацию о ее состоянии на экран в салоне автомобиля. Также есть совместные с другими именитыми производителями комплектующих разработки подшипников с контролем давления в шинах и с возможностью подкачки. Использование таких прогрессивных технологий, как считает Дмитрий, позволяет своевременно внести коррективы для обеспечения безопасности на дорогах и снижения эксплуатационных расходов владения автомобилем.
Одна из последних разработок SKF – подшипники для гибридных автомобилей. «Если мы говорим о гибридных подшипниках, то имеются в виду узлы, в которых тела качения могут быть выполнены из разных материалов, – уточняет Дмитрий. – Например, половина тел качения из специальных сплавов металла, а вторая половина из керамики. Это позволяет достичь нужных характеристик при снижении веса».
Для рынка электромобилей и гибридных автомобилей SKF выпустила подшипники со встроенными датчиками, SKF MESBU. Подшипники SKF MESBU специально разработаны для повышения эксплуатационных характеристик электромобилей и гибридных автомобилей, включая функцию запуска и остановки с использованием стартеров-генераторов. Они также значительно упрощают процесс производства и позволяют сократить расходы клиентов на производство, поскольку датчики поставляются в сборе и их рабочие характеристики не зависят от процесса сборки у клиента.
Развитие технологии по производству подшипников cо встроенными датчиками для синхронных двигателей позволило создать SKF MESBU для асинхронных двигателей, где более высокая точность контроля достигается за счет использования технологии магнитного датчика в подшипнике. Устройство, аналогичное импульсному датчику положения, подает высокоточный выходной сигнал, который позволяет оперативно измерять скорость и направление в асинхронных электродвигателях. Компактная конструкция и улучшенные характеристики SKF MESBU способствуют уменьшению веса и размера электродвигателя, а также позволяют снизить затраты клиентов. В результате повышается экономичность процедуры сборки и снижаются затраты на выпуск готовой продукции.
Также SKF производит подшипники со специальным покрытием Insocoat, защищающим от повреждений электрическим током. Покрытие состоит из оксида алюминия толщиной 100 мкм и выдерживает напряжение до 1000 В постоянного тока и минимальное сопротивление 50 Oм. Покрытие Insocoat придает подшипнику электроизоляционные свойства, что позволяет увеличить срок службы оборудования и практически исключить проблему электрической эрозии.
Компания Schaeffler имеет многолетнюю и богатую значимыми для отрасли достижениями историю. В настоящее время на мировом рынке автокомпонентов Schaeffler представлена бизнес-подразделением Schaeffler Automotive Aftermarket. Под марками INA и FAG производитель представляет на мировом рынке широкий ассортимент подшипников и системы линейного перемещения. В концерне Schaeffler Group работают более 80 000 человек, а в подразделении Schaeffler Automotive Aftermarket заняты около 1300 специалистов. Годовой оборот Schaeffler на мировом рынке составляет, по данным за 2013 год, около 11,2 млрд евро. Производитель имеет партнерские отношения с 11 500 компаниями в сфере автомобильной промышленности, а в сфере НИОКР сотрудничает с 30 конструкторскими бюро во всем мире.
О достижениях Schaeffler Group в сфере разработок и производства подшипников рассказывает Юрий Александров, технический специалист компании Schaeffler. По словам Юрия, с начала 2000 годов в сфере автомобильного производства происходит активная «модулизация» подшипниковых узлов. «Если принимать за основу обычные ступичные подшипники классической конструкции, так называемого первого поколения, то они имели одно достоинство – низкую стоимость, – отмечает Юрий. – В остальном масса недостатков – необходимо выбрать точное количество смазки, ее тип, отрегулировать, выпрессовать и запрессовать каждое из колец». Ошибки в данных операциях приводили к серьезному сокращению срока службы данного узла. Именно по этой причине многие автопроизводители перешли на второе поколение подшипников, где ступица, например, уже является частью внутреннего кольца подшипника, объясняет эксперт. Такие варианты исполнения имеют встроенные кассетные уплотнения, исключающие попадание влаги и грязи, смазаны и отрегулированы. Несмотря на отсутствие одной из операций по запрессовыванию, установка таких подшипников оказывается порой сложнее, но если иметь правильный специнструмент, то установка возможна, без снятия поворотного кулака. Самый современный вариант исполнения – это полностью готовый подшипниковый модуль с интегрированными активными датчиками, считывающими скорость вращения колеса. Максимальный ресурс и простота установки на болтовом соединении – это стандарт современных автомобилей после 2010 года выпуска.
Юрий Александров: «Одной из проблем российского рынка является, на мой взгляд, низкое качество дорожной сети. А инжиниринг большинства автопроизводителей порой не предусматривает эксплуатации легкового автомобиля по таким проблемным дорогам. Это приводит к совершенно различным показателям ресурса деталей в европейских странах и России. Следующая проблема – недостаточно высокая квалификация автомехаников, несоблюдение процедур по регулированию ступичного узла, пренебрежение динамометрическими ключами, отсутствие специнструмента для подшипников 2-го поколения. Мы в состоянии бороться со второй проблемой с помощью бесплатных практических семинаров, которые мы все чаще проводим непосредственно на территории самих СТО».
Одной из главных новинок Schaeffler Group в сфере автомобильных подшипников стал совместный проект компаний FAG, GKN и BMW. По словам Юрия, реализация этого проекта помогла избавиться от проблемного соединения ШРУСа и ступицы через шлицевой вал. «Теперь соединение этих элементов вынесено на внутреннюю торцевую поверхность ступицы, что позволило увеличить надежность системы, передавать больший крутящий момент и обеспечить легкость обслуживания подвески автомобиля», – уточняет Юрий. Дальнейшее развитие ступичных подшипников FAG направлено на снижение потерь на трение в уплотнениях, и уже имеется патент на систему LowFrictionTorque (LFT), где удалось снизить трение на 15%, не потеряв в качестве защиты от попадания внешних загрязнений. «Также наиболее актуальной остается проблема снижения пятна контакта тел качения с дорожками внешнего и внутреннего кольца, – отмечает эксперт, – и здесь мы также имеем системы ступичных подшипников с 3 и даже 4 рядами шариков, что позволяет создавать либо подшипники малых размеров, либо легко вращающиеся узлы, но воспринимающие те же нагрузки, что раньше воспринимали только роликоподшипниковые варианты исполнения».