Их миллионы, и все как одна

Их миллионы, и все как одна

13.02.2015 - 14:54
Приблизительное время чтения: 4 минуты. Интересно, но нет времени читать?

Вряд ли найдется человек, который отнесет автомобильную свечу зажигания к очень сложным изделиям. Всего-то десяток, а то и меньше, несложных с виду деталей. Многие утверждают, что повторить ее конструкцию нетрудно. Некоторые даже демонстрируют какое-то количество вполне приличных изделий… Но, когда речь заходит о потребности автопарка целой страны, о десятках миллионов штук в год, то этот тираж оказывается не под силу. При рыночной стоимости стандартной свечи ее производство будет рентабельно только при миллионных тиражах. И с этим ничего не поделать. Произвести миллионы совершенно одинаковых как по характеристикам, так и по качеству изделий под силу только современному высокотехнологичному производству.  Именно на этом, на тиражах, поддерживающих уровень рентабельности производства, споткнулось и уже не поднялось отечественное производство автомобильных свечей. Заводов было много. Практически остался один. Тот, что находится под Саратовом в городе Энгельс. Когда-то и здесь был советский завод по производству свечей, но того завода уже давно нет, он умер, как умерли все производители отечественных свечей. Теперь в Энгельсе в одном из производственных корпусов старого предприятия (да и то занимая не всю его площадь) компанией Bosch воссоздано совершенно другое производство.

Bosch пришел сюда в 1996 году, в 2001 году здесь выпустили первую свечу с логотипом Bosch.

Главной целью создания нового производства называют импортозамещение. Действительно, при наличии недорогой, компетентной и стабильной рабочей силы, а также дешевых энергоносителей Россия импортирует слишком много. Именно наличие рабочей силы и энергоносителей позволило компании Bosch удешевить свою продукцию, степень локализации которой в городе Энгельс сейчас доходит до 90%.

Специалисты Bosch не скрывают, что любая модель свечи зажигания этой компании рождается в Бамберге, где расположены конструкторское бюро, испытательные лаборатории, опытное производство и т.д. Получив «благословение», новые конструкции свечей отправляются по местам производства: в Германию, Китай, Индию, Бразилию и Россию, в город Энгельс. Вместе с технической документацией на заводы следует команда технологов, инженеров, менеджеров, а также оборудование, приобретенное у тех же поставщиков, которые снабжали станками Бамберг.

Однако существует разделение труда, и пять заводов по производству свечей компании Bosch не являются однотипными клонами. Отличия колоссальны. Например, в Германии только 10% работ доверено человеку, в основном это только контроль качества. В России отчасти из-за более низкой оплаты труда, отчасти из-за меньших тиражей производства ручного труда больше. Производительность труда на заводе в Германии почти в пять раз выше из-за практически полной автоматизации производственных процессов. Меньшие тиражи саратовских свечей оправдывают отказ от полностью автоматической сборки.

Оборудование тоже не полностью идентично. Печи сушки керамического сырья, холодновысадочные автоматы, токарные станки, сварочное и резьбонакатное оборудование, станки для подгибки бокового электрода, перфорирования корпуса (Schutte, Hatebur, Bihler…), линии сборки изоляторов и линии конечной сборки, линия упаковки и производственная оснастка одинаковы на всех заводах. Печь обжига – сердце керамического участка – приехала из Германии. Там ее сменила другая, более производительная, рассчитанная на другой уровень автоматизации.

На заводе гордятся несколькими автоматами для сборки свечей. Они особенные, таких больше нет ни у кого, поскольку они спроектированы и изготовлены в Энгельсе. Их основное преимущество в том, что они могут быстро и легко переналаживаться на другую модель свечи. Это особенно ценно в условиях работы с большой номенклатурой. В Бамберге автоматы другие, производительность их выше, но на переналадку уходят часы.

Итак, специализация заводов различна. Энгельсу достались большое количество типоразмеров «стандартных» моделей свечей, мелкие серии более широкого ассортимента. От предшественника достался свой бренд «ЭЗ», привычный для автомобилистов России.

Однако по уровню сложности и качеству ограничений у завода нет. Единая система менеджмента качества, наличие всех требуемых сертификаций (ISO/TS 16949, ISO 14001…), отдельные сертификаты от GM-АВТОВАЗ, «Группы ГАЗ» и Volkswagen… На этом производстве во всем – от чистоты и порядка каждого помещения до архитектуры и экологии всего заводского комплекса – виден отпечаток немецкой педантичности (конечно, в хорошем смысле). За качество несет ответственность каждый член коллектива, здесь все направлено на удовлетворение спроса клиентов.

Долгие процедуры разрешения, постоянный аудит заказчиков при любой смене сырья или поставщика материалов дают свой результат  – допускаемый брак снижен с 1,7 свечей на миллион изделий в 2013 году до 0,35 случаев на миллион в 2014-м. Одинаковая норма качества распространяется для заводов как в Германии, так и в России. Поэтому свечи зажигания с заводов Bosch отправляет на автопредприятия всего мира, не делая никакой разницы между произведенными в разных странах свечами.

В прошлом году в Энгельсе выпущено 33 миллиона свечей зажигания различных марок и брендов. Из них 62% пошло на экспорт. Большой процент экспорта на заводе считают положительным фактором, поскольку поставки за рубеж позволяют нивелировать, насколько это возможно, последствия разразившегося кризиса.

Несмотря на то что договоры на поставку свечей подписаны со всеми производителями автомобилей в России, сейчас львиная доля выпуска свечей поставляется на внутренний вторичный рынок. Причина такого «перекоса» в том, что автопроизводители, собирающие в России «иномарки», пока не выпускают двигатели в России, а предпочитают завозить уже готовые силовые агрегаты из-за рубежа. Кроме того, после прекращения выпуска старых отечественных моделей автомобилей резко упало производство российских моторов. Значит, сократилось первичное потребление свечей. Однако специалисты считают, что это временные трудности. Компании Volkswagen, Ford и Renault-Nissan собираются в больших количествах производить автомобильные двигатели в России, а значит, спрос первичного рынка на свечи вскоре снова возрастет. 


Посмотрите похожие материалы: