Неожиданная проблема: устройство и замена фильтра АКПП
Заговоры окружают нас со всех сторон. К этому можно относиться с юмором, а можно и нет. Например, ни для кого не секрет, что срок службы современных автомобилей, несмотря на научно-технический прогресс и массовое производство, сократился в несколько раз. Как такое возможно? Да очень просто: все это делается намеренно, рассчитывается прогнозируемое старение, а причина, в принципе, всем понятна – заставить покупателя приобрести новый автомобиль, а старый списать, и желательно, чтобы последний никому не достался, а отправился сразу в металлолом. Зачем? Резонов несколько, и все они уважительные. Основной – разогнать застоявшуюся кровь экономики. Если экономика работает как хорошо смазанный часовой механизм и каждый член общества является его винтиком, сие и вправду здорово. На каждом витке денежная масса возрастает, увеличивается валовый продукт, и народ становится немного богаче. Потом идеологическая составляющая – экология, которой автомобильное лобби размахивает, как красным флагом, перед носом наивных любителей природы, также объясняет сокращение срока службы и увеличение конечной стоимости автомобилей. Но это там, а мы живем в России. У нас на экологию по большому счету всем наплевать, хотя соответствующие службы и пытаются делать хорошую мину при плохой игре.
В общем, россиянам лучше бы подошли более долговечные автомобили, а то завтра очередной кризис, машина, в соответствии с «прогнозируемым старением», развалится на части, а новую купить будет не на что. С ремонтом автомобилей сейчас возник ряд серьезных проблем, оно и понятно, производители пытаются сделать свою технику максимально неремонтопригодной или очень дорогой при восстановлении. Все идет в строку: рычаги подвески неразборные, ДВС не имеют ремонтных поршней, топливная аппаратура меняется сразу узлами, как электрика и электроника. В общем, попробуй почини (или попробуй заработай на качественный ремонт). Даже на этом мрачном фоне АКПП выглядит как ферзь на шахматной доске, играющий за автопроизводителей. Если сделать коробку необслуживаемой, больше гарантийного срока она вряд ли протянет. Коли и переживет его на пару десятков тысяч километров у очень аккуратного и меланхоличного водителя – очень хорошо. Стоимость нового «автомата» сравнима со стоимостью б/у авто, восстановить сей сложный и прецизионный механизм мало кто возьмется, и это очень дорого, а на контрактную коробку серьезной гарантии никто не даст. В общем, ограничил срок службы АКПП – задачу, считай, выполнил.
Однако стоит начать сначала. О конструкции «автоматов» мы уже писали, как и об особенностях их эксплуатации, так что не будем повторяться. Подробнее остановимся на функциях фильтра АКПП. Когда коробки были простыми гидравлическими, безо всяких электронных наворотов, даже тогда трансмиссионное масло ATF нуждалось в замене. Причем ресурс «минералки» был порядка 30 000–40 000 км, и любой адекватный человек понимал: меняешь масло – меняй фильтр, иначе смысла в данной работе мало – забитый фильтр будет создавать дополнительное гидравлическое сопротивление, и чем дальше, тем сильнее, и если даже ATF чиста как слеза, «автомат» от кончины это не убережет. Масляное голодание для АКПП означает быструю смерть.
Когда-то фильтрацию ATF простых старых «автоматов» неплохо обеспечивала простая мелкая металлическая сетка, завальцованная в корпус, иногда обходились даже без корпуса – главное, не пустить продукты износа гулять по масляным магистралям. В 90-е, по бедности своей, такие сеточки иногда просто промывали в ацетоне и ставили обратно. Извлечь из АКПП подобный фильтр изначально труда не составляло: открутил поддон коробки – вот он, вытаскивай и меняй. При подобном раскладе коробка способна была пережить сам автомобиль, но это всех перестало устраивать. Началась эпоха маркетинга и Евро-1, -2, -3, -4, -5, -6. Количество передач «автомата» стало расти как на дрожжах. Поначалу потребители этому только радовались, но когда разумное количество перешло в избыточное и возникли недоумение с недопониманием, 9-ступенчатую АКПП, к примеру, стали объяснять строгостью экологических требований. Обычную минеральную ATF потихоньку заменили на гидрокрекинговую, интервал замены увеличился, одновременно как-то ненавязчиво из инструкции по эксплуатации пропала такая обязательная строка, как замена фильтра коробки, и его менять вообще перестали, тем паче конструкция сильно усложнилась и достать оный из АКПП стало уже проблемой, а требования «Евротакса» по нормо-часам разбивались о дилерские маркетинговые ухищрения с низкой стоимостью ТО. Началось сие не вдруг и не сразу. Когда Mitsubishi Motors реализовал свою давнюю мечту и создал адаптивную коробку для всех, серии Invecs, на тот момент (1993 год) самую прогрессивную в бытовом сегменте, с фильтрами АКПП пришлось немного помудрить, так как поддона у данного агрегата не было. Сознательно сие было сделано или того требовали технические условия, непонятно, однако с фильтрацией ATF вопрос был решен, пусть и частично. Внутри поместили фильтр грубой очистки, снаружи – фильтр тонкой очистки, похожий по конструкции на масляный фильтр двигателя. Заменить внешний фильтр стало очень просто, а вот долезть до внутреннего брались далеко не все, причем стоимость данной операции была весьма серьезной: снять коробку, слить масло, располовинить ее, заменить фильтр и собрать АКПП обратно, ничего не напутав. Впрочем, Invecs разбирали редко, по той причине, что производитель заявлял о ресурсе внутреннего фильтра грубой очистки порядка 200 000 км. С этого момента наружный фильтр АКПП стал весьма популярен и начал использоваться многими автопроизводителями.
Но не всеми. Потихоньку и это веяние сошло на нет, и, дабы все-таки уберечь коробку от скорой кончины, тем паче продукты износа со временем трансформировались и стали совсем мелкими, был разработан новый единый (есть и исключения) фильтр АКПП – двухслойный фетровый. Он прекрасно очищает масляную систему от грязи, имеет высокую пропускную способность, однако, как и каждый фильтр, со временем имеет обыкновение забиваться и снижать требуемое давление в магистралях, если вовремя не озаботиться его заменой. А недостаток давления в современной АКПП, использующей фрикционы, чреват износом, развивающимся как снежный ком: пакеты фрикционов сжимаются не до конца, проскальзывают друг относительно друга, истираются, а продукты износа опять оседают в фильтре, снова снижая давление, проскальзывание увеличивается, фрикционы подгорают, и коробка в конце концов полностью выходит из строя. Запрограммировать на старение подобный агрегат стало совсем просто – надо учитывать стойкость масляной основы ATF в зависимости от свойств: минералка, гидрокрекинг или синтетика, просчитать пропускную способность и площадь фильтрующего элемента и ограничить возможность ремонтников на внедрение извне. Пока на самых современных автомобилях не стала применяться полностью синтетика, ATF все-таки было положено менять на ТО, теперь же появился термин «необслуживаемая АКПП». Что это значит? Только то, что живучесть современных синтетических сортов ATF, HVHVI, позволяет «автомату» не скончаться раньше гарантийного срока. На плановых ТО теперь этот узел полностью игнорируется, а если хозяин что-то заподозрит и все-таки поменяет ATF, сильного облегчения агрегату это не принесет – фильтр к моменту окончания гарантии уже забьется, а достать его из современных коробок, особенно лишенных поддона, будет очень непросто и весьма дорого. Даже если поддон все-таки присутствует, не торопитесь лезть туда сами, поскольку инженеры с маркетологами наверняка максимально усложнили работы по замене и, возможно (быстрее всего), придется заняться частичной разборкой – обесточить и снять гидроблок, отсоединить тяги, а потом желательно суметь все это собрать обратно и в нужном порядке. Просто необходимо понимать, что автомобиль – это не волшебная тележка, созданная феей-маркетологом, а механическое устройство, подверженное износу, а быстрому или медленному – зависит в том числе и от вас. Нет, к сожалению, «вечного двигателя», необслуживаемых коробок, «вечного» ATF и столь же «вечных» фильтров.
Так что же делать? Выход есть: существует срок службы ATF в зависимости от состава, и наш журнал об этом уже писал. Фильтр подлежит замене вместе с маслом, это аксиома. Ну а если автопроизводитель термином «необслуживаемая» уничтожил все подходы к ТО коробки, возможно, стоит обратить внимание на рекомендации изготовителя самой АКПП или вариатора. Сейчас, в эпоху глобализма, коробки обычно делают сторонние компании: Aisin, ZF, Jatco, Getrag и т.д. и т.п. Пока еще не все окончательно сговорились, искомые рекомендации можно найти, опираясь на бренд и марку агрегата.