Международный форум «АвтоЭволюция-2018»: локализация производства и экспорт нам помогут
В Калуге уже в девятый раз прошел форум «АвтоЭволюция», на котором обсуждались перспективы, тенденции и ключевые проблемы развития автомобилестроения. Весной этого года была принята Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2025 года, в которой в общих чертах прописано, в каком направлении будет развиваться отечественный автопром в ближайшие семь лет и какими способами государство будет поддерживать отрасль.
Новый инвестиционный режим: какие меры планирует принимать Правительство России для стимулирования и поддержки автопрома в стране? Стратегия развития производства автокомпонентов: есть ли шанс полностью покрыть потребности рынка собственными силами? Новые технологии в автомобилестроении: готова ли отрасль к внедрению инновационных решений? Это основные вопросы, которые обсуждались на форуме.
По традиции открыл форум Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области, который рассказал о развитии автопрома в регионе.
За период с января по август Калужский кластер выпустил более 140 тысяч легковых и грузовых автомобилей, что уже превышает объем производства за весь 2017 год. Положительную динамику показали все предприятия отрасли, особенно хорошо идут дела у производителей коммерческой техники, в частности, спрос на грузовые автомобили Volvo оказался столь высоким, что предприятие оказалось в таком положении, что не всегда успевает выполнять заказы, которые поступают от потребителей.
Александр Морозов, заместитель министра промышленности и торговли РФ, рассказал, какие проблемы существуют на пути развития отечественного автопрома и что государство планирует сделать для поддержки отрасли в ближайшие годы.
По-прежнему основная проблема отечественного автопрома – это недозагрузка производственных мощностей, за последние полтора года ситуация несколько улучшилась, но все равно данный показатель далек от желаемого результата. В настоящее время производственные мощности позволяют выпускать в России 3,5 млн авто в год. На практике в 2014 году отечественные заводы были загружены на 54%, в 2015-м – на 39%, в 2016-м – на 37%, в 2017-м – на 44%. Если бы не мощная государственная поддержка, то результаты были бы еще хуже. В 2017 году на субсидии и льготы, направленные на поддержку автопрома, было выделено 60 млрд рублей.
Однако, несмотря на реализуемые государством меры поддержки автопрома, в последнее время наблюдается снижение рублевой составляющей в цене автомобилей и компонентов и, как следствие, доли российской добавленной стоимости. Так, в 2015 году доля рублевой составляющей в стоимости автомобилей была равна 53%, в 2016 году – 43%, в 2017 году – 39%. При этом большинство автомобильных заводов заявляют о росте локализации производства.
Поэтому Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2025 года предусматривает поддержку только тех автопроизводителей, которые будут развивать разработку и производство ключевых узлов и агрегатов: двигателей, коробок передач, систем управления, систем помощи водителю (ADAS), тяговых батарей. Также в перечень локализованных компонентов, на которые государство готово предоставлять льготы, входят: детали кузова, рамы, подрамники, элементы интерьера, детали шасси, другие различные системы автомобиля. Также, если компания вкладывает в НИОКР не менее 5% оборота, государство готово компенсировать до 50% вложенных средств.
Из новых инструментов, направленных прежде всего на развитие инновационных технологий, следует выделить специальные инвестиционные контракты (СПИК), по которым работает уже несколько автопроизводителей. Меры стимулирования направлены только на высоколокализованную и конкурентоспособную продукцию, в том числе и на внешних рынках.
Поскольку объем внутреннего рынка ограничен, основная точка экспорта автокомпонентов – сборочные центры международных производителей. С 2011 до 2017 год объем экспорта комплектующих в страны дальнего зарубежья вырос до 0,5 млрд долларов за счет увеличения в три раза поставок на глобальные производственные площадки. В частности, Volkswagen поставляет калужские двигатели в Европу, Renault производит в России кузова Logan для сборочного предприятия в Алжире, Ford Sollers поставляет российские комплектующие для кроссоверов EcoSport румынской сборки.
Общий экспорт автокомпонентов вырос с 1 млрд долларов в 2016 году до 1,3 млрд в 2017 году. Но при этом результат хуже 2013 года, когда было продано комплектующих на 1,5 млрд долларов. Такая ситуация возникла за счет существенного снижения поставок в страны СНГ. В долгосрочной перспективе ожидается дальнейшее снижение доли экспорта в страны СНГ за счет замещения устаревшего парка отечественных автомобилей иномарками.
Георгий Ротов, генеральный директор «Континентал Калуга», рассказал о том, как развиваются производство и экспорт автокомпонентов в Калужском кластере и что необходимо сделать для дальнейшего развития отрасли.
У Continental в Калуге три подразделения. Шинный завод производит летние, зимние и всесезонные шины для легковых и малотоннажных коммерческих автомобилей. Филиал ContiTech выпускает шланги для систем кондиционирования, пневморессоры, шланги усилителей рулевого управления. Continental Automotive делает блоки управления двигателем, топливные модули, компоненты инжекторных систем, топливные рампы. Шинный завод в 2017 году выпустил 3,2 млн шин, в 2018 году планируется произвести 3,3 млн шин.
Что касается перспектив увеличения экспорта, то поставки отечественных легковых автомобилей ограничивают необходимость адаптации под зарубежные рынки (для стран с жарким климатом, для Западной Европы – требования Евро-6, далее еще более строгие), создание сервисной сети в каждой стране и складов запчастей. Потенциально всего 1% мирового рынка открыт для экспорта из России.
Экспорт автокомпонентов возможен в основном только для сборки тех же моделей, выпуск которых организован в других странах. При этом экспорт комплектующих ограничен дефицитом высокотехнологичных производств.
Производство шин имеет больший экспортный потенциал по сравнению с другими компонентами. Во-первых, это универсальный продукт с наличием налаженных каналов сбыта на мировом рынке. Во-вторых, в России есть 70% локальных компонентов для производства шин (практически все, кроме натурального каучука).
Еще одно преимущество шинного производства – большой объем внутреннего рынка. В России – один из самых больших автопарков в мире – 42 млн автомобилей. Ежегодный объем рынка шин – 51 млн, 70% шин производится для вторичного рынка.
Для дальнейшего роста производства автокомпонентов в России требуется выполнение ряда условий. Во-первых, существенное увеличение производства невозможно без роста внутреннего потребительского рынка. Во-вторых, требуется снижение ввозных пошлин на компоненты. В-третьих, необходимо развивать технологичные автокомпонентные производства для увеличения объема локализации и снижения себестоимости продукции. В-четвертых, осуществление господдержки производителей автокомпонентов.
Денис Чирков, АРНЗО России, рассказал о перспективах экспорта комплектующих Альянса «АвтоВАЗ», Renault и Nissan российского производства. В России у Альянса четыре завода, общие производственные мощности рассчитаны на производство 1,2 млн автомобилей в год, на текущий момент производятся 26 моделей. Экспорт автокомпонентов «АвтоВАЗ», Renault и Nissan, произведенных в России, в последнее время значительно вырос. В 2016 году за рубеж было поставлено комплектующих на 40 млн евро, в 2017 году – на 100 млн евро. План на 2018 год – 130 млн евро, 2019 год – 151 млн евро, 2020 год – 175 млн евро.
В настоящее время экспорт компонентов осуществляется в 10 стран в четырех регионах. Основные комплектующие: приборы освещения, детали силовых агрегатов, алюминиевое литье, детали штамповки, изделия из пластика, свечи зажигания. Более 40 поставщиков, входящих в АРНЗО, уже экспортируют свою продукцию (включая внутреннее производство «АвтоВАЗа»).
В планах Альянса – максимальная локализация, снижение зависимости от курсов валют и инфляции, использование возможности синергии различных брендов, совместный инжиниринг «АвтоВАЗ», Renault и Nissan. Новые модели совместной разработки будут запущены уже в ближайшее время.
У России есть ряд конкурентных преимуществ для развития производства компонентов и увеличения объема экспорта. В частности, существуют возможности для локализации силовых агрегатов (двигатели, вариаторы, механические коробки передач). Государство поддерживает отечественных и мировых локализованных поставщиков и способствует развитию экспорта. В нашей стране конкурентоспособная стоимость рабочей силы и энергоносителей.
Однако есть и ряд проблем, которые мешают динамичному развитию отрасли. Один из негативных факторов – неблагоприятные условия макроэкономики. В нашей стране не локализовано производство многих материалов, необходимых для производства современных автокомпонентов (полимеры для топливных баков, нержавеющая сталь). У нас слабая локальная база поставщиков, включая отсутствие навыков по разработке деталей, низкая инвестиционная активность отечественных производителей автокомпонентов.
В целом глубокая локализация – ключевое направление развития новых проектов, с учетом нового ПП РФ №719. Однако для успешного развития отрасли необходимо разработать эффективную стратегию для поставщиков автокомпонентов (финансирование, проектирование, экспорт и т.д.) с участием государства, автопроизводителей и поставщиков с подробными дорожными картами. Также необходимо продолжать разработку локальных комплектующих и инвестировать в НИОКР. Для повышения локализации требуется освоить новые технологии (модули управления, электроника и т.д.), для достижения этих целей надо создавать совместные предприятия и (или) развивать техническое сотрудничество с локальными поставщиками.
Павел Бурлаченко, директор по поддержке экспорта (автомобилестроение и железнодорожная отрасль), Российский экспортный центр, подробно рассказал, почему необходимо развивать поставки автокомпонентов за рубеж, какие шаги в этом направления уже сделаны и что предстоит сделать в ближайшие годы.
Увеличение объемов экспорта необходимо прежде всего для возвращения автомобильной отрасли к экономически эффективным масштабам производства и создания условий для дальнейшей локализации и технического развития. Также для достижения этих целей требуется диверсификация рынков сбыта, что позволит компенсировать колебания внутреннего рынка России и рынков СНГ.
На пути развития экспорта автокомпонентов выделено четыре приоритетных направления.
- Создание общих условий для экспортно ориентированных производств автомобилей и компонентов.
- Поддержка экспансии национальных производителей на новые зарубежные рынки.
- Размещение на существующих заводах крупных экспортно ориентированных производств моделей для глобальных рынков.
- Интеграция российских производителей автокомпонентов в производственные цепочки мировых автопроизводителей.
В ближайшее время планируется увеличить экспорт автокомпонентов в 2,8 раза. Уже сейчас экспорт компонентов растет быстрее других направлений и в настоящее время вышел на второе место после экспорта легковых автомобилей.
Для развития экспорта разработаны и действуют механизмы поддержки. Это программа поддержки транспортировки продукции и специальная программа поддержки сертификации и омологации на внешних рынках, которые способствуют продвижению продукции на внешние рынки. Также существует специальная программа поддержки развития системы послепродажного обслуживания на зарубежных рынках. Помимо этого, Российский экспортный центр оказывает содействие в регистрации интеллектуальной собственности за рубежом.
С 2019 года для поддержки экспортеров в рамках Национального проекта начнут действовать корпоративные программы международной конкурентоспособности и единая система развития инфраструктуры экспорта.
Сергей Удалов, исполнительный директор, аналитическое агентство «АВТОСТАТ», выступил с докладом «Автомобильный рынок России».
По итогам 8 месяцев 2018 года продажи всех типов транспортных средств выросли. Самый большой рост показывает рынок легковых автомобилей (+17%), продажи легких коммерческих автомобилей и тяжелых грузовых автомобилей выросли на 6% и 9% соответственно, продажи автобусов выросли на 12%. При этом массовый сегмент легковых автомобилей растет быстрее рынка (+17,9%), и сегодня его доля составляет 90,4% в общем объеме продаж. Премиальный сегмент вырос только на 6%. Наиболее динамичный сегмент рынка – кроссоверы и внедорожники (+23%), которые занимают 42,9% рынка.
По прогнозам «АВТОСТАТ», в 2018 году рынок легковых автомобилей вырастет на 12%, до 1 700 000 автомобилей.
Продажи авто с пробегом с января по август выросли на 2,2% и составили 3,5 млн авто, что в 3,3 раза больше, чем новых машин. При этом соотношение новых и подержанных авто не изменилось за последние четыре года.
Далее Сергей Удалов выделил основные факторы, влияющие на динамику автомобильного рынка. Положительные: низкая база аналогичного периода прошлого года, накопленный отложенный спрос, цикличность смены автомобилей, рост цен на нефть и относительная стабилизация рубля. Отрицательные факторы следующие: снижение покупательной способности населения, санкции, экономическая и политическая нестабильность, рост цен на новые авто, продажи авто с пробегом как альтернатива новым.
Еще один фактор, который может привести к падению продаж новых автомобилей в перспективе, – это снижение интереса к ним у потребителей. Лишь 56% владельцев утверждают, что не откажутся от автомобиля никогда, 44% рассматривают возможность отказа при определенных условиях (развитие общественного транспорта, каршеринга и т.д.).
Подводим итоги форума. Похоже, государство намерено всерьез заняться увеличением производства и экспорта автокомпонентов. Хотя многие тактические вопросы еще не проработаны, но стратегия принята и видна готовность к совместному решению сложных проблем на пути развития отрасли.