Международный форум «АвтоЭволюция-2018»: локализация производства и экспорт нам помогут

Международный форум «АвтоЭволюция-2018»: локализация производства и экспорт нам помогут

26.11.2018 - 16:15 22
Приблизительное время чтения: менее минуты. Интересно, но нет времени читать?

В Калуге уже в девятый раз прошел форум «АвтоЭволюция», на котором обсуждались перспективы, тенденции и ключевые проблемы развития автомобилестроения. Весной этого года была принята Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2025 года, в которой в общих чертах прописано, в каком направлении будет развиваться отечественный автопром в ближайшие семь лет и какими способами государство будет поддерживать отрасль. 

Новый инвестиционный режим: какие меры планирует принимать Правительство России для стимулирования и поддержки автопрома в стране? Стратегия развития производства автокомпонентов: есть ли шанс полностью покрыть потребности рынка собственными силами? Новые технологии в автомобилестроении: готова ли отрасль к внедрению инновационных решений? Это основные вопросы, которые обсуждались на форуме.

эволюция

По традиции открыл форум Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области, который рассказал о развитии автопрома в регионе.

За период с января по август Калужский кластер выпустил более 140 тысяч легковых и грузовых автомобилей, что уже превышает объем производства за весь 2017 год. Положительную динамику показали все предприятия отрасли, особенно хорошо идут дела у производителей коммерческой техники, в частности, спрос на грузовые автомобили Volvo оказался столь высоким, что предприятие оказалось в таком положении, что не всегда успевает выполнять заказы, которые поступают от потребителей.

Александр Морозов, заместитель министра промышленности и торговли РФ, рассказал, какие проблемы существуют на пути развития отечественного автопрома и что государство планирует сделать для поддержки отрасли в ближайшие годы.

По-прежнему основная проблема отечественного автопрома – это недозагрузка производственных мощностей, за последние полтора года ситуация несколько улучшилась, но все равно данный показатель далек от желаемого результата. В настоящее время производственные мощности позволяют выпускать в России 3,5 млн авто в год. На практике в 2014 году отечественные заводы были загружены на 54%, в 2015-м – на 39%, в 2016-м – на 37%, в 2017-м – на 44%. Если бы не мощная государственная поддержка, то результаты были бы еще хуже. В 2017 году на субсидии и льготы, направленные на поддержку автопрома, было выделено 60 млрд рублей.

Однако, несмотря на реализуемые государством меры поддержки автопрома, в последнее время наблюдается снижение рублевой составляющей в цене автомобилей и компонентов и, как следствие, доли российской добавленной стоимости. Так, в 2015 году доля рублевой составляющей в стоимости автомобилей была равна 53%, в 2016 году – 43%, в 2017 году – 39%. При этом большинство автомобильных заводов заявляют о росте локализации производства.

Поэтому Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2025 года предусматривает поддержку только тех автопроизводителей, которые будут развивать разработку и производство ключевых узлов и агрегатов: двигателей, коробок передач, систем управления, систем помощи водителю (ADAS), тяговых батарей. Также в перечень локализованных компонентов, на которые государство готово предоставлять льготы, входят: детали кузова, рамы, подрамники, элементы интерьера, детали шасси, другие различные системы автомобиля. Также, если компания вкладывает в НИОКР не менее 5% оборота, государство готово компенсировать до 50% вложенных средств.

эволюция2

Из новых инструментов, направленных прежде всего на развитие инновационных технологий, следует выделить специальные инвестиционные контракты (СПИК), по которым работает уже несколько автопроизводителей. Меры стимулирования направлены только на высоколокализованную и конкурентоспособную продукцию, в том числе и на внешних рынках.

Поскольку объем внутреннего рынка ограничен, основная точка экспорта автокомпонентов – сборочные центры международных производителей. С 2011 до 2017 год объем экспорта комплектующих в страны дальнего зарубежья вырос до 0,5 млрд долларов за счет увеличения в три раза поставок на глобальные производственные площадки. В частности, Volkswagen поставляет калужские двигатели в Европу, Renault производит в России кузова Logan для сборочного предприятия в Алжире, Ford Sollers поставляет российские комплектующие для кроссоверов EcoSport румынской сборки.

Общий экспорт автокомпонентов вырос с 1 млрд долларов в 2016 году до 1,3 млрд в 2017 году. Но при этом результат хуже 2013 года, когда было продано комплектующих на 1,5 млрд долларов. Такая ситуация возникла за счет существенного снижения поставок в страны СНГ. В долгосрочной перспективе ожидается дальнейшее снижение доли экспорта в страны СНГ за счет замещения устаревшего парка отечественных автомобилей иномарками.

Георгий Ротов, генеральный директор «Континентал Калуга», рассказал о том, как развиваются производство и экспорт автокомпонентов в Калужском кластере и что необходимо сделать для дальнейшего развития отрасли.

У Continental в Калуге три подразделения. Шинный завод производит летние, зимние и всесезонные шины для легковых и малотоннажных коммерческих автомобилей. Филиал ContiTech выпускает шланги для систем кондиционирования, пневморессоры, шланги усилителей рулевого управления. Continental Automotive делает блоки управления двигателем, топливные модули, компоненты инжекторных систем, топливные рампы. Шинный завод в 2017 году выпустил 3,2 млн шин, в 2018 году планируется произвести 3,3 млн шин.

Что касается перспектив увеличения экспорта, то поставки отечественных легковых автомобилей ограничивают необходимость адаптации под зарубежные рынки (для стран с жарким климатом, для Западной Европы – требования Евро-6, далее еще более строгие), создание сервисной сети в каждой стране и складов запчастей. Потенциально всего 1% мирового рынка открыт для экспорта из России.

Экспорт автокомпонентов возможен в основном только для сборки тех же моделей, выпуск которых организован в других странах. При этом экспорт комплектующих ограничен дефицитом высокотехнологичных производств.

Производство шин имеет больший экспортный потенциал по сравнению с другими компонентами. Во-первых, это универсальный продукт с наличием налаженных каналов сбыта на мировом рынке. Во-вторых, в России есть 70% локальных компонентов для производства шин (практически все, кроме натурального каучука).

Еще одно преимущество шинного производства – большой объем внутреннего рынка. В России – один из самых больших автопарков в мире – 42 млн автомобилей. Ежегодный объем рынка шин – 51 млн, 70% шин производится для вторичного рынка.

Для дальнейшего роста производства автокомпонентов в России требуется выполнение ряда условий. Во-первых, существенное увеличение производства невозможно без роста внутреннего потребительского рынка. Во-вторых, требуется снижение ввозных пошлин на компоненты. В-третьих, необходимо развивать технологичные автокомпонентные производства для увеличения объема локализации и снижения себестоимости продукции. В-четвертых, осуществление господдержки производителей автокомпонентов.

Денис Чирков, АРНЗО России, рассказал о перспективах экспорта комплектующих Альянса «АвтоВАЗ», Renault и Nissan российского производства. В России у Альянса четыре завода, общие производственные мощности рассчитаны на производство 1,2 млн автомобилей в год, на текущий момент производятся 26 моделей. Экспорт автокомпонентов «АвтоВАЗ», Renault и Nissan, произведенных в России, в последнее время значительно вырос. В 2016 году за рубеж было поставлено комплектующих на 40 млн евро, в 2017 году – на 100 млн евро. План на 2018 год – 130 млн евро, 2019 год – 151 млн евро, 2020 год – 175 млн евро.

В настоящее время экспорт компонентов осуществляется в 10 стран в четырех регионах. Основные комплектующие: приборы освещения, детали силовых агрегатов, алюминиевое литье, детали штамповки, изделия из пластика, свечи зажигания. Более 40 поставщиков, входящих в АРНЗО, уже экспортируют свою продукцию (включая внутреннее производство «АвтоВАЗа»).

эволюция3

В планах Альянса – максимальная локализация, снижение зависимости от курсов валют и инфляции, использование возможности синергии различных брендов, совместный инжиниринг «АвтоВАЗ», Renault и Nissan. Новые модели совместной разработки будут запущены уже в ближайшее время.

У России есть ряд конкурентных преимуществ для развития производства компонентов и увеличения объема экспорта. В частности, существуют возможности для локализации силовых агрегатов (двигатели, вариаторы, механические коробки передач). Государство поддерживает отечественных и мировых локализованных поставщиков и способствует развитию экспорта. В нашей стране конкурентоспособная стоимость рабочей силы и энергоносителей.

Однако есть и ряд проблем, которые мешают динамичному развитию отрасли. Один из негативных факторов – неблагоприятные условия макроэкономики. В нашей стране не локализовано производство многих материалов, необходимых для производства современных автокомпонентов (полимеры для топливных баков, нержавеющая сталь). У нас слабая локальная база поставщиков, включая отсутствие навыков по разработке деталей, низкая инвестиционная активность отечественных производителей автокомпонентов.

В целом глубокая локализация – ключевое направление развития новых проектов, с учетом нового ПП РФ №719. Однако для успешного развития отрасли необходимо разработать эффективную стратегию для поставщиков автокомпонентов (финансирование, проектирование, экспорт и т.д.) с участием государства, автопроизводителей и поставщиков с подробными дорожными картами. Также необходимо продолжать разработку локальных комплектующих и инвестировать в НИОКР. Для повышения локализации требуется освоить новые технологии (модули управления, электроника и т.д.), для достижения этих целей надо создавать совместные предприятия и (или) развивать техническое сотрудничество с локальными поставщиками.

Павел Бурлаченко, директор по поддержке экспорта (автомобилестроение и железнодорожная отрасль), Российский экспортный центр, подробно рассказал, почему необходимо развивать поставки автокомпонентов за рубеж, какие шаги в этом направления уже сделаны и что предстоит сделать в ближайшие годы.

Увеличение объемов экспорта необходимо прежде всего для возвращения автомобильной отрасли к экономически эффективным масштабам производства и создания условий для дальнейшей локализации и технического развития. Также для достижения этих целей требуется диверсификация рынков сбыта, что позволит компенсировать колебания внутреннего рынка России и рынков СНГ.

На пути развития экспорта автокомпонентов выделено четыре приоритетных направления.

  1. Создание общих условий для экспортно ориентированных производств автомобилей и компонентов.
  2. Поддержка экспансии национальных производителей на новые зарубежные рынки.
  3. Размещение на существующих заводах крупных экспортно ориентированных производств моделей для глобальных рынков.
  4. Интеграция российских производителей автокомпонентов в производственные цепочки мировых автопроизводителей.

В ближайшее время планируется увеличить экспорт автокомпонентов в 2,8 раза. Уже сейчас экспорт компонентов растет быстрее других направлений и в настоящее время вышел на второе место после экспорта легковых автомобилей.

Для развития экспорта разработаны и действуют механизмы поддержки. Это программа поддержки транспортировки продукции и специальная программа поддержки сертификации и омологации на внешних рынках, которые способствуют продвижению продукции на внешние рынки. Также существует специальная программа поддержки развития системы послепродажного обслуживания на зарубежных рынках. Помимо этого, Российский экспортный центр оказывает содействие в регистрации интеллектуальной собственности за рубежом.

эволюция_5

С 2019 года для поддержки экспортеров в рамках Национального проекта начнут действовать корпоративные программы международной конкурентоспособности и единая система развития инфраструктуры экспорта.

Сергей Удалов, исполнительный директор, аналитическое агентство «АВТОСТАТ», выступил с докладом «Автомобильный рынок России».

По итогам 8 месяцев 2018 года продажи всех типов транспортных средств выросли. Самый большой рост показывает рынок легковых автомобилей (+17%), продажи легких коммерческих автомобилей и тяжелых грузовых автомобилей выросли на 6% и 9% соответственно, продажи автобусов выросли на 12%. При этом массовый сегмент легковых автомобилей растет быстрее рынка (+17,9%), и сегодня его доля составляет 90,4% в общем объеме продаж. Премиальный сегмент вырос только на 6%. Наиболее динамичный сегмент рынка – кроссоверы и внедорожники (+23%), которые занимают 42,9% рынка.

По прогнозам «АВТОСТАТ», в 2018 году рынок легковых автомобилей вырастет на 12%, до 1 700 000 автомобилей.

Продажи авто с пробегом с января по август выросли на 2,2% и составили 3,5 млн авто, что в 3,3 раза больше, чем новых машин. При этом соотношение новых и подержанных авто не изменилось за последние четыре года.

Далее Сергей Удалов выделил основные факторы, влияющие на динамику автомобильного рынка. Положительные: низкая база аналогичного периода прошлого года, накопленный отложенный спрос, цикличность смены автомобилей, рост цен на нефть и относительная стабилизация рубля. Отрицательные факторы следующие: снижение покупательной способности населения, санкции, экономическая и политическая нестабильность, рост цен на новые авто, продажи авто с пробегом как альтернатива новым.

Еще один фактор, который может привести к падению продаж новых автомобилей в перспективе, – это снижение интереса к ним у потребителей. Лишь 56% владельцев утверждают, что не откажутся от автомобиля никогда, 44% рассматривают возможность отказа при определенных условиях (развитие общественного транспорта, каршеринга и т.д.).

Подводим итоги форума. Похоже, государство намерено всерьез заняться увеличением производства и экспорта автокомпонентов. Хотя многие тактические вопросы еще не проработаны, но стратегия принята и видна готовность к совместному решению сложных проблем на пути развития отрасли.


Посмотрите похожие материалы: