Можно ли продлить жизнь АКБ?

Можно ли продлить жизнь АКБ?

24.01.2017 - 15:29
Приблизительное время чтения: 9 минут. Интересно, но нет времени читать?

Диагностика – неотъемлемая часть обслуживания АКБ

Практика показывает, что если водитель регулярно следит за состоянием своего аккумулятора, контролирует его технические параметры и принимает соответствующие меры по восстановлению показателей батареи до нормы, то АКБ служит значительно более продолжительный срок, чем общепринятые 3 года.

Одним из важнейших этапов обслуживания аккумулятора является его диагностика. Этапы диагностики, позволяющие сделать выводы о текущем состоянии батареи и прогнозировать ее работоспособность в будущем, отображены в табл. 1.

Измерение плотности электролита

Плотность электролита непосредственно связана с уровнем заряда аккумулятора, а также с температурой окружающей среды. Зависимость плотности электролита от заряда АКБ отражена в табл. 2.

В процессе разряда аккумулятора активная масса как положительного, так и отрицательного электродов превращается в сульфат свинца, а плотность электролита снижается вплоть до 1,1…1,14 г/см3. За счет осаждения сульфата SO4 на пластинах аккумулятор вырабатывает ток, при этом снижается концентрация электролита и повышается внутреннее сопротивление АКБ.

Если допустить полный разряд батареи, то активная масса превратится в сульфат свинца, который в течение короткого времени кристаллизуется и потеряет способность участвовать в электрохимических реакциях, а АКБ выйдет окончательно из строя. Подобное явление называется сульфатацией, и для его предотвращения необходимо не допускать длительного пребывания АКБ в состоянии разрядки, а оперативно ее заряжать, когда плотность электролита опускается ниже 1,22 г/см3.

 

Плотность измеряют ареометром, но также пользуются и рефрактометром. Уникальный электронный рефрактометр DH-10C массой всего 235 г был разработан японской компанией Atago. Прибор DH-10C прост и безопасен в эксплуатации: пробоотборная трубка опускается в банку аккумулятора, а встроенная «груша» обеспечивает забор образца электролита. При нажатии клавиши Start происходит определение параметров взятого образца, причем в приборе действует функция автоматической температурной коррекции в диапазоне от –10°С до +50°С. Затем на дисплее отражается значение плотности электролита.

Учитывая, что в качественном аккумуляторе разница между показателями плотности, полученными при замерах во всех банках АКБ, не должна превышать 0,03 г/см3, точные и быстрые измерения, производимые DH-10C, могут существенно продлить жизнь батареи автомобиля.

Если корректировка по температуре в ареометре отсутствует, то можно воспользоваться данными, представленными в табл. 3.

Электронные тестеры – критерии выбора

Плотность электролита, как известно, можно замерить только в АКБ открытого типа, а сегодня все более популярными становятся необслуживаемые аккумуляторы. Их диагностика затруднена: нельзя замерить плотность электролита или проанализировать изменение его цвета. Для диагностики необслуживаемых АКБ различных типов больше подходят электронные тестеры.

К наиболее качественным и распространенным на нашем рынке относятся тестеры компании Argus Analyzers, а именно модели АА350, АА400 и АА500P. Кроме того, широко используются тестеры мод. BAT 121 компании Robert Bosch и приборы американской компании Midtronics, например тестер CTS-655P inSPECT 65. Тестеры Midtronics с различными характеристиками – одни из наиболее часто встречаемых среди импортных приборов на полках европейских автомагазинов.

Тестеры аккумуляторов используются для диагностических исследований, перечисленных в п. 2, 3, 4 и 6 табл. 1, и основные отличия моделей заключаются в их функциональности, в возможности выполнения дополнительных тестов, не указанных в табл. 1. Конечно, практически все виды исследований можно с высокой точностью выполнять с помощью автомобильного осциллографа, но электронный тестер производит измерения гораздо оперативнее, им пользоваться легче и удобней.

Выбирая модель тестера для диагностики АКБ, следует не только определиться со своими финансовыми возможностями, но и решить, какие аккумуляторы нужно будет тестировать: 6-, 12- или 24-вольтовые. И также следует решить, какие виды тестов необходимо будет проводить и сможет ли прибор выполнять какие-либо дополнительные тесты, которые могут оказаться полезными.

Следует оценить, насколько удобно устроен прибор, имеются ли цветные диоды, информативный ли дисплей, имеется ли возможность получения дополнительной графической или текстовой информации. В случае необходимости распечатки результатов тестирования следует проверить, имеется ли в приборе встроенный принтер, а также есть ли возможность подключения к внешнему принтеру. Также нелишним будет узнать, есть ли возможность подключения прибора к компьютеру, например, для сохранения результатов тестирования.

Безусловно, важно, чтобы прибор сопровождала инструкция на русском языке, в которой была бы отражена информация о критериях оценки состояния аккумулятора и указывалось, при каких условиях результаты тестирования могут иметь существенные погрешности. Необходимо определиться и с возможностью ремонта тестера, ведь в сложном электронном приборе что-либо самостоятельно ремонтировать запрещают инструкции.

 

Электронные тестеры необходимо подключать непосредственно к клеммам аккумулятора, а не к проводам бортовой сети. Определяя состояние АКБ, необходимо помнить, что измерения могут не соответствовать реальным параметрам батареи в некоторых случаях, например при тестировании новых АКБ, находившихся на хранении, или же сухозаряженных батарей, если их тестирование происходит непосредственно после заливки электролита. Неверными будут и результаты тестов, выполненных сразу после зарядки АКБ зарядным устройством, поскольку в этом случае напряжение в химически возбужденной батарее превышает его нормальное рабочее напряжение. Ошибочные параметры выдаст и аккумулятор, расходовавший ток на предельных возможностях, ̶ даже недостаточно качественный аккумулятор активизируется за счет протекающих химических процессов, и его рабочие показатели будут завышены. Лучше, когда тестирование происходит не менее чем через час после завершения зарядки или же после высокого энергопотребления.

Проверка аккумулятора при работающем двигателе

При подключении контактов мультиметра, переведенного в режим вольтметра, на дисплее прибора должно отражаться напряжение 13,5…14 В. Если же напряжение менее 13,4 В и даже ниже 13 В, то это значит, что АКБ полностью не заряжается. Если после отключения всех потребителей – магнитолы, освещения, кондиционера и т.д. – напряжение не поднимается до нормы, это означает, что имеются проблемы с работой генератора.

При включении всех потребителей на работающем автомобиле напряжение на батарее машины не должно падать ниже 12,8…13 В, потому что при снижении напряжения до 13 В и менее аккумулятор будет постоянно разряжаться, и генератор не обеспечит должной зарядки.

Измерение напряжения холостого хода батареи

Многие водители напряжение холостого хода или величину ЭДС (электродвижущей силы), являющих собой разность потенциалов между клеммами АКБ при разомкнутой цепи, путают с рабочим напряжением. Но рабочее напряжение – это напряжение, которое обеспечивает заряженный годный аккумулятор при номинальной нагрузке.

А для измерения напряжения холостого хода требуется отключение всех потребителей, и даже ключ из замка зажигания необходимо удалить. На основании замеров холостого хода батареи можно определить степень заряда АКБ.

Надо заметить, что за счет особенностей конструкции некоторых АКБ показатели напряжения в них могут отличаться до 10% от указанных в табл. 4.

Если температура батареи ниже +20°С или выше +30°С, то следует скорректировать полученные цифры напряжения холостого хода батареи.

Степень заряженности батареи информирует только о возможности накапливания энергии в данном аккумуляторе, но в то же время остается неясным, насколько емкость исследуемого аккумулятора отличается от его первоначальной емкости. Оценка АКБ только на основании степени его заряда не является исчерпывающей, но измерение ЭДС позволит быстро обнаружить крупную неисправность АКБ, например замыкание пластин или обрыв соединения между банками.

Определение утечки тока аккумулятора

Утечки тока – это значение потока, теряемого аккумулятором во время стоянки автомобиля. Многие водители считают, что если все потребители в автомобиле отключены, то аккумулятор не разряжается. Это было бы действительно так, если бы в машине не действовали электронные системы управления, различные охранные устройства и аудиоцентры.

Определиться с допустимым значением утечки токов непросто. Для карбюраторных автомобилей, в которых отсутствовали какие-либо электронные системы, инженеры компаний Audi/VW считали допустимым утечки тока от 1 до 3 мА. Но затем автомобили стали комплектовать магнитолами, сохраняющими в памяти настройки, и потребление тока покоя увеличилось. Сегодня же число потребителей в автомобиле растет – блок памяти системы управления, штатный иммобилайзер, дополнительная система сигнализации и т.д. Поэтому расход тока многократно возрастает и оценивается примерно в 50 мА.

Если аккумулятор быстро разряжается, что особенно заметно при долгой стоянке, следует выяснить, куда ток уходит. Для этого необходимо запастись амперметром с диапазоном измерений от 0–5 мА до 0–10 А и установить на амперметре наибольший диапазон, например 0–10 А, и затем включить амперметр в схему, указанную на рисунке.

При этом надо отключить всех потребителей, например дежурное освещение салона, автоматически включаемое при открытии дверей. Для первого измерения следует отключить также и охранную сигнализацию. Затем нужно переключать амперметр на более низкие диапазоны измерения до тех пор, пока на дисплее не появится значение, соответствующее диапазону измерений.

Для определения потребителя, создающего утечку тока, надо последовательно, по одному, отключать приборы, вынимая из их цепи предохранитель. Если при удалении сопротивления показания амперметра меняются, то, значит, утечка тока найдена. В противном случае следует продолжать проверку, исследуя цепи, не оснащенные предохранителями. После выявления утечек следует рассоединить схему и закрепить провод массы на АКБ.

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

Использование нагрузочной вилки моделирует работу аккумуляторной батареи. В конструкцию прибора входят вольтметр, цифровой либо стрелочный, а также одно, два или целый набор нагрузочных сопротивлений, имитирующих при замерах действующих в автомобиле потребителей электроэнергии. Нагрузочная вилка качественно показывает общую работоспособность аккумулятора. Для получения достоверных данных о состоянии АКБ следует аккумулятор проверять полностью заряженным.

После 5-секундного нагружения аккумулятора с помощью нагрузочной вилки снимаем показания напряжения аккумулятора и определяем степень заряженности (табл. 5).

Пусковой ток

Что мы видим на этикетке аккумулятора? Там, как правило, указываются его номинальная емкость и пусковой ток. Это важнейшие, хотя и не все показатели, характеризующие эксплуатационные качества АКБ.

Величина емкости означает, что в течение цикла разряда исправный, заряженный на 100% аккумулятор должен равномерно отдавать электрический заряд силой п = En / 20 [A], где En – номинальная емкость, а 20 часов – стандартный цикл разряда. По окончании 20-часового цикла на клеммах аккумулятора замер должен показать напряжение не менее чем 10,8 В.

Кроме номинальной емкости, к характеристикам АКБ относится и резервная емкость, которая показывает, в течение какого времени сможет работать аккумулятор с током разряда в 25 А без подзарядки от генератора. Резервную емкость также иногда наносят на этикетку, и она указывается в минутах.

Что касается пускового тока, то тут указываются значение тока и стандарт, по методике которого этот ток был измерен.

Сила тока CCA (Cold Cranking Amps) измеряется также фактически в амперах, но надо иметь в виду, что ССА – это ток, поступающий от АКБ на стартер для пуска холодного двигателя. Единицы измерения такого тока еще называют «амперами холодного пуска двигателя».

Наиболее простым способом измерения пускового тока сегодня является использование токоизмерительных цифровых клещей. Сегодня торговая сеть предлагает такие клещи в большом ассортименте, разнообразного вида и мощности.

Производители некоторых тестеров, предназначенных для экспресс-тестирования аккумуляторов, заявляют о том, что функции их изделий позволяют определять ток холодной прокрутки путем измерения внутреннего сопротивления АКБ и математического преобразования измеренного значения в параметры степени заряженности и величины тока холодной прокрутки.

Однако специалисты утверждают, что задача измерения истинного пускового тока достаточно сложна и требует применения специализированного оборудования в лабораторных условиях. Именно в современных лабораториях производители аккумуляторов определяют пусковой ток, «выдаваемый» АКБ при температуре электролита –18°С и 2-ступенчатом разряде. А любые тесты, выполненные в иных условиях и по другим методикам, могут предоставить лишь приблизительные показатели пускового тока, как правило, достаточно далекие от реальных, указанных производителем на этикетке АКБ.

Из материалов статьи следует, что батарея автомобиля – сложное техническое изделие, за состоянием которого необходимо тщательно следить и своевременно производить необходимое обслуживание. Быстро и качественно проводить диагностику и при этом получать содержательную информацию об остаточном ресурсе АКБ помогают созданные сегодня специальные приборы-тестеры. Используя их по назначению и применяя полученные в ходе тестирования данные, можно не только добиться безукоризненной работы АКБ, но и прибавить к обычному сроку службы в 2…3 года как минимум еще такой же срок.

 


Посмотрите похожие материалы: