Шиномонтаж: считаем деньги заранее

Шиномонтаж: считаем деньги заранее

20.11.2015 - 14:42
Приблизительное время чтения: 6 минут. Интересно, но нет времени читать?

На любой СТО у руководства рано или поздно возникает необходимость (или желание) купить новое оборудование. Причин этому бывает несколько: критический износ старого, меняется парк обслуживаемых автомобилей, растут сложность и «наукоемкость» работ.

Кстати, не самая последняя причина – желание, чтобы мастерская выглядела «по-современному»: нынешний клиент уже не хочет, чтобы его «ласточка» ремонтировалась в темном, грязном гараже с помощью самодельных инструментов и допотопной техники. Ему подавай современные диагностические стенды с большими дисплеями.

В современных автомобилях устанавливается до 700 микрочипов, тогда как в настольном компьютере, например, в среднем до 10-ти. И ремонт таких машин стоит недешево. Так что желание клиента видеть на станции чистую «лабораторию» с красивым и сложным оборудованием, а не замызганную «слесарку» вполне оправдано.

Итак, кажется, что дальше все просто – руководителям СТО, решившим купить новое оборудование, остается только выбрать из того богатого ассортимента, который предоставляют поставщики.

Но это только кажется. Выбор нового как раз и является важнейшим (и очень сложным) действием, которое во многом определит будущую экономическую успешность бизнеса, а в отдельных случаях – и само его существование. И выбор оборудования для СТО не заканчивается на двух позициях – предложений по оборудованию сегодня десятки, если не сотни…

Мы сосредоточимся на наиболее простом и понятном – шиномонтажном. Тем более что правила выбора по большому счету одинаковы для всего ассортимента.

Смотрим на себя «со стороны»

На самом деле одинаковых, «среднестатистических» СТО просто не существует. Даже две станции, расположенные друг напротив друга, будут отличаться по составу и количеству клиентов. Причин этому много. Например, такая «мелочь», как  удобство заезда на СТО. Или есть в этом направлении сетевой магазин, в который люди едут в выходные за продуктами. Хватает ли парковочных мест в зоне их проживания? Средний возраст проживающих в «попутном» направлении? Основной модельный ряд автомобилей?  Есть ли у СТО услуга по хранению комплектов шин? И еще пара десятков таких вопросов…

Поэтому выбор оборудования для шиномонтажа должен прежде всего опираться на статистику. Если в основной массе клиенты ездят на вазовских машинах, а мастерская оказывает услуги шиномонтажа «от случая к случаю», то вполне хватит и китайского шиномонтажного станка, и балансировочного стенда общей стоимостью до 100 000 рублей.

Но если основная клиентура ездит на паркетниках или внедорожниках, то дешевый шиномонтажный станок, который обычно позволяет работать с дисками диаметром 10–20 дюймов, уже не устроит. Нужно более «продвинутое» оборудование, которое потянет на гораздо более крупную сумму – до 1 миллиона руб. Для примера: «бошевский» комплект из шиномонтажного станка ТСЕ 4470 и балансировочного стенда WBE 4430 обойдется как раз в миллион. Однако он позволяет работать с дисками до 28 дюймов. И имеет еще несколько преимуществ, о которых мы скажем несколько позже…    

Скупой платит дважды

Дешевые станки и стенды – потому и дешевые, что при их производстве экономили на всем. Стоимость материалов в цене того же шиномонтажного станка занимает от 60 до 70% его цены. Например, колонны на дешевых станках делаются из более дешевой стали и более тонкими – квадрат со стороной до 130–140 мм с тонкими стенками. А у дорогих станков колонны сделаны из более прочной стали и с сечением в среднем 160 мм. И стенки колонны толще. Кроме того, используются дешевая электрика, дешевая пневматика. Сначала это незаметно. Но когда станок или стенд сломается в сезон…

Все крупные производители также выпускают оборудование под разные запросы: тот же Bosch предлагает базовую модель – как бы «бюджетный» шиномонтажный станок  ТСЕ 4400. Он стоит дороже «совсем дешевых» – около 200 000 рублей. Но при этом позволяет работать с дисками до 20 дюймов (и есть вариант – до 23 дюймов). Но благодаря качественным материалам и комплектующим он прослужит дольше…

Есть и еще одна сторона вопроса: гарантия на оборудование.

Любой станок и стенд при активной эксплуатации без проблем служат примерно один год. Далее повышается риск поломок. Для шиномонтажных станков (правда, не всех, а только для более «продвинутых» ТСЕ 4430 и ТСЕ 4470) «Бош» дает гарантию на 100 000 циклов, то есть на 25 000 автомобилей или 4 года. Как показывает практика, за это время на ремонт станка без гарантии придется потратить суммы, сравнимые со стоимостью нового станка (а то и нескольких).

С балансировочными стендами та же история. «Бошевская» базовая модель WBE 4100 позволяет работать с колесами в сборе внешним диаметром до 1000 мм и массой до 60 кг. Стоит этот стенд около 180 000 рублей. Но на этом стенде предусмотрен ручной ввод параметров. То есть он предназначен для тех СТО, которые работают с колесами от случая к случаю.

Более «продвинутые» модели – WBE 4200, WBE 4400 и WBE 4430 – имеют больше опций: автоматические замеры параметров, возможность крепления грузиков за спицами колеса и т.д. Кроме того, они позволяют работать с колесами большого диаметра и массы. Например, WBE 4430 – это колесо в сборе диаметром до 1200 мм и массой до 80 кг. На этой модели установлены вал увеличенного диаметра, усиленные подшипники.

Естественно, мы не рассматриваем оборудование для грузового транспорта – там свои модели.

Считаем деньги

Парадоксально, но более «продвинутые» и, соответственно, более дорогие станки и стенды не дают значительного выигрыша в скорости работы – производительность и у «дешевых», и у «дорогих» моделей примерно одинаковая. Экономия 10–30 секунд на каждом колесе для СТО – явление не критическое, даже в сезон. Поэтому все улучшения и модернизации оборудования в конечном итоге направлены на удобство и простоту: слишком велика роль внимания и ответственности работника. Более дорогое оборудование берет на себя рутинные действия – автоматические измерения и ввод показателей, автоматическое торможение колеса в определенной точке и т.д. То есть за счет автоматизации процессов повышается качество работы.

Но не стоит забывать, что более дорогие модели станков и стендов позволяют работать с колесами большего диаметра. А «переобувание» их стоит гораздо дороже.

Итак, замена шин и балансировка комплекта колес недорогих моделей легковых автомобилей стоят в среднем 3000–3500 рублей. Колеса большого диаметра обходятся клиентам до 10 000 рублей. Если учесть накладные расходы, амортизацию и т.д., то прибыль оказывается сравнимой.

Но при этом высококачественное оборудование более надежно. То есть не ломается, а если что-то произойдет, то будет быстро отремонтировано по гарантии, то есть бесплатно. В частности, Bosch дает гарантию на 25 000 комплектов из 4 шин. То есть при средней стоимости работ 3000 руб. за гарантийный срок можно заработать до 75 млн рублей. И чистая прибыль составит около 15 млн рублей, что очень неплохо.

Отметим и еще один факт: крупные компании-производители не только продают оборудование, но и сдают его в лизинг. Bosch например определяет лизинговые платежи – в среднем после оплаты 30% стоимости они составляют около 50 000 рублей в месяц.

Много это или мало? Считаем. При затрате времени на один автомобиль порядка 20 минут да 10-часовую смену в сезон шиномонтажник свободно обслуживает до 30 машин в смену. 30 автомобилей по 3000 рублей – это 90 000 рублей в день. И это если не работать в две смены.

Соответственно, прежде чем выбирать шиномонтажное оборудование, нужно точно представлять его загрузку во внесезонное время. И если эта загрузка будет минимальной, то не стоит тратить деньги на приобретение качественного (и дорогого!) оборудования. Но если на СТО приезжает хотя бы 3–5 клиентов в день, то имеет смысл посмотреть на более дорогие модели.


Посмотрите похожие материалы: