Цены на запчасти, дефицит – об этом в автобизнесе не говорит только ленивый. Сейчас главный продающий скрипт в магазинах и автосервисах: «Покупайте сегодня, завтра точно будет дороже. Или не будет вообще». Поскольку с поставками сейчас действительно ситуация сложная, дистрибьюторы выставили защитные цены в прайсах.
Мы решили выяснить конкретно, в цифрах, как за последний квартал изменились цены на популярные бренды и товарные группы в канале b2b в сегментах aftermarket и OE.
Дмитрий Болховский |
Методология
Aftermarket-DATA является частью экосистемы маркетплейса запчастей ВИН-КОД.РФ и CRM для автосервисов Win-Sto.ru. В общей сложности на площадке работают более 1500 магазинов запчастей и НСТО. Годовая аудитория портала составляет ~ 4 миллиона уникальных пользователей, из них 9000 посещают платформу ежедневно. Отметим, что посетители портала – это представители профессионального сообщества, которые напрямую влияют на выбор той или иной запчасти или бренда конечным потребителем.
Рост цен на запчасти
В среднем цена рынка запчастей за 3 месяца выросла на 78,3%. В частности, в сегменте aftermarket цена повысилась на 80%, в OE рост цен составил 71%. Напомним, что доля оригинала в обороте рынка запчастей снижается год от года и на текущий момент составляет около 30%. Рост цен на оригинал отстает от динамики aftermarket. Это связано с большим количеством неликвидов на складах автодилеров. Цены по данным товарам, как правило, заморожены и напрямую не связаны с конъюнктурой рынка.
Рост цен по брендам
Цены по основным брендам в сегменте aftermarket изменились неоднородно. Это связано со структурой дистрибьюторов, а также с тем, обладает ли производитель запчастей собственным складом в РФ, импортирует продукцию сам или же отгружает запчасти с иностранных складов, оставляя импорт за дистрибьюторами.
Рост цен aftermarket по основным товарным группам
Если рассматривать рост цен на рынке по товарным группам, то можно увидеть следующую картину.
Цены и группы качества
Мы проанализировали динамику цен в разрезе групп качества. Напомним, что к сегменту «премиум» мы относим конвейерных поставщиков; к сегменту «стандарт» – бренды, работающие только на вторичном рынке, но обладающие собственным производством, или упаковщиков с широким ассортиментом (> 10K SKU) и международной географией; к сегменту «эконом» относятся локальные бренды-копировщики, размещающие заказы на азиатских производствах. Как правило, к «эконом» относятся private label дистрибьюторов или игроки с узким ассортиментом сверхликвидов по низкой цене.
Вопреки ожиданиям, прямой зависимости между группой качества и изменением цен мы не обнаружили. Подорожало абсолютно всё. И дело здесь не только в спекулятивной стратегии на фоне дефицита. Очевидно, даже если бренд формально не связан с западными рынками и не зависит от санкционной политики, существенную долю в его себестоимости занимает логистика, а также долларовые предоплаты (3–6 мес.) в адрес фактических производителей. Учитывая валютные риски и непредсказуемость поставок, упаковщики также вынуждены поднимать цену.
Он улетел, но обещал вернуться…
В начале февраля 2022 года мы опубликовали абсолютный рейтинг брендов aftermarket. В таблице ниже приводим данные о том, кто из производителей продолжает работать (active), а кто заморозил поставки или ушел с рынка (stop). Здесь деление можно произвести четко по географии. Ушли с рынка: США, Германия, Япония. Продолжают работать: Китай, Корея, Франция, Испания, Турция.
29 марта Правительство РФ выпустило известное Постановление № 506, разрешающее импорт товаров без согласия правообладателя товарного знака. Минпромторг уже включил в списки такие известные имена производителей автокомпонентов, как Bosch, Wabco, Gates, Mahle, Borg, Siemens, Cummins, Mobil, Shell, Texaco и др. Очевидно, если санкционное давление со стороны Запада будет нарастать, этот список будет только расширяться.
В вопросе параллельного импорта мы всегда стояли на стороне брендов. Компании, которые вкладываются в инновации, маркетинг и обучающие программы, имеют право влиять на каналы дистрибуции. Ведущие производители способствуют прогрессу рынка, а для долгосрочных инвестиций нужна уверенность, что ты контролируешь свой бренд.
Однако также следует вспомнить и про интересы дистрибьюторов, ретейла и НСТО. Эти компании создавали логистическую инфраструктуру, замораживали деньги, развивая ассортимент и формируя стабильные товарные остатки. Резкая смена поставщиков обязательно приведет к неликвидам в уходящей товарной линейке, а кредитное плечо у российского бизнеса не столь мощное, как у их западных коллег.
В ретейле некоторые компании вообще фокусировались только на определенных брендах, выполняя жесткие планы продаж, формируя лояльность клиентов и сотрудников. Что делать тем, у кого торговые точки или сайт заточены под стилистику известных марок, и следует ли считать их интересы менее значимыми, чем интересы производителей автозапчастей?
Справедливости ради следует отметить, что большинство западных компаний пока выжидают. Формально прекратив деятельность, многие из них просто отправили сотрудников в оплачиваемые отпуска. То есть стремятся сохранить бизнес в России. И, если политическая ситуация в ближайшее время стабилизируется, думаю, мы увидим быструю перезагрузку звездного состава.
Однако рассмотрим альтернативный сценарий. Допустим, премиалы уходят, и уходят надолго. В этом случае, несмотря на распространенное мнение «Шеф, всё пропало», реального дефицита запчастей мы тоже не прогнозируем. Дело в том, что премиальные бренды, лидеры рейтингов Aftermarket-DATA©, занимали всего лишь 40% от общего объема рынка.
Их позиции будут забирать менее известные коллеги, которые, тем не менее, обладают серьезной производственной базой и уже заработали себе репутацию качественных поставщиков.
Также, вероятно, в ближайшее время на рынок иномарок выйдут производители запчастей, ранее ориентированные исключительно на сегмент для отечественных автомобилей. Например, группа «ГАЗ» изучает возможность производства широкого ассортимента деталей, начиная от расходников (тормозные колодки, фильтры, свечи и т.д.) и заканчивая сложными автокомпонентами, такими как электроника, элементы топливной системы и моторной группы.
Конечно, текущая ситуация, прямо скажем, неидеальна. И многие с ностальгией вспоминают времена пандемии и кризис 2008 года. Но, как гласит мудрая китайская пословица, «в мире есть два идеальных человека: первый мертв, а второй еще не родился». Жизнь – в движении. Двигаемся только вперед!