Поскольку сцепление в автомобиле постоянно подвергается трению (в конце концов, это его работа), вряд ли стоит удивляться тому, что однажды оно приходит в негодность. Но всегда надо понимать, что на скорость его износа влияет огромное множество факторов, а, пожалуй, наиглавнейшим из них является стиль вождения. Поэтому судьба узла всецело в руках (в нашем случае точнее сказать – ногах) автовладельца. О том, как продлить срок службы сцепления, как за ним ухаживать, мы расскажем в этой публикации.
Важные функции
Мы ни в коей мере не сомневаемся в профессионализме наших читателей, отлично представляющих себе, что такое сцепление и как оно функционирует, однако позвольте начать с небольшого лирического отступления. Оно позволит лучше понять, скажем так, концептуальную суть узла и объяснить автовладельцам – вашим клиентам, – в чем важность сцепления как такового.
Итак. Чтобы мы могли помыть руки, принять ванну и т.д., по городскому водопроводу прокачиваются тонны воды. Единственное, что препятствует ее проникновению в квартиру потребителя, – небольшое устройство элементарной конструкции. Называется оно... Догадались? Кран! Точно так же двигатели автомобилей, на которых мы все ездим, после запуска производят огромные мощности, исчисляемые тысячами ватт. Для их своевременного использования, для правильного управления передачей их колоссальной энергии, в зависимости от конкретной ситуации, тоже нужно некое кранообразное устройство. У транспортного средства в его роли выступает сцепление.
Оно есть во всех автомобилях, независимо от типа коробки передач. Только у машин с автоматической КПП функцию сцепления выполняет гидротрансформатор, передающий крутящий момент на колеса за счет потоков трансмиссионной жидкости и давления, а не фрикционного сопряжения, как в «механике». И вот тут-то начинается самое главное. На самом деле сцепление автомобиля является многоцелевым устройством. Оно необходимо для прекращения передачи мощности на приводной вал, чтобы можно было переключать передачи. Кроме того, оно предотвращает остановку двигателя при включении передачи на малых скоростях. Наконец, оно также работает как тормоз для замедления автомобиля во время торможения двигателем.
Согласитесь, система с таким количеством ключевых функций непременно требует правильного использования. Вот об аспектах этого использования мы сейчас и расскажем, дав несколько полезных рекомендаций.
Езда на сцеплении
Езда на сцеплении – это фраза, которую во время обучения вождению мы слышали довольно часто – обычно от родителей или инструктора, но что они действительно имели в виду, когда говорили это? Зачем они это говорили?
По факту езда на сцеплении означает удерживание педали сцепления частично нажатой (положив ногу на педаль сцепления) после переключения передачи. В автошколе, получая первые уроки управления автомобилем, использование данного приема вполне оправданно. Он позволяет быстрее переключать передачи, не заглохнуть на низких оборотах и скорости (мгновенно выжав педаль до упора) и т.д. Однако в дальнейшей жизни за порогом автошколы это самая что ни на есть вреднейшая привычка, от которой следует немедленно отказаться.
Постоянное нажатие на педаль и, следовательно, создание даже малейшего усилия, приводящего к соприкосновению дисков сцепления, формирует дополнительную нагрузку и трение деталей, подвергающее их ускоренному износу. Поэтому никогда не относитесь к педали сцепления как к подставке для ног. Педаль сцепления всегда должна быть либо полностью выжата, либо полностью отпущена. Это, пожалуй, самый простой способ продлить срок службы автомобильного сцепления.
Нейтраль на кратковременных остановках
Остановившись на светофоре или в пробке, включите нейтраль и отпустите педаль сцепления. Удержание автомобиля на передаче с полностью выжатым сцеплением либо в положении педали сцепления, близком к моменту так называемого «подхвата», создает ненужную нагрузку, которой следует избегать.
Ведь смотрите, что происходит. Стоя на месте с включенной передачей и работающим двигателем, вы, по сути, прижимаете друг к другу три составные части сцепления: пружину, подшипник и диафрагму. Естественно, их износ происходит по полной программе. Чтобы его избежать, переведите рычаг в положение «нейтраль» и при необходимости используйте ручной тормоз – он в случае чего остановит движение автомобиля.
Распространенный аргумент в пользу обратного состоит в том, что при смене сигнала автомобиль с уже включенной скоростью может гораздо быстрее тронуться с места. Но, пожалуйста, будьте честны сами с собой. Сколько времени потребуется человеку для включения передачи? Если он не экзотичный ленивец, спустившийся с раскидистых деревьев Центральной или Южной Америки, на совершение немудреного действия ему понадобится не более секунды. Так что не беспокойтесь об этом – вы же не на гоночном треке. Лучше поберегите свое сцепление.
Быстро переключайте передачи
Автомобиль набирает скорость. 10 км/ч, 20 км/ч, 30 км/ч, вот уже пришло время для третьей передачи (в большинстве новых моделей автомобилей с «механикой» предусмотрены специальные индикаторы, сообщающие водителю, когда нужно переключить передачу). Не медлите, выжимайте педаль, переключайте передачу, отпускайте сцепление плавно, но быстро. Распространенная среди новичков, да и не только (после наших автошкол), привычка слишком долго удерживать сцепление при его отпускании довольно вредна и может пагубно сказаться на состоянии узла. Даже если задержать ногу всего на несколько секунд, вскоре эти секунды сложатся в значительный отрезок времени, если учесть, сколько раз приходится переключать передачу за неделю/месяц/год.
Оставлять машину на передаче (то есть не делать этого)
Еще одна, прямо скажем, нездоровая, но чрезвычайно распространенная в России привычка – парковать автомобиль «на скорости». Да, причины известны, причины понятны, но смотрите, что происходит, – если надолго оставить машину на включенной передаче, это создаст дополнительную нагрузку на сцепление, даже если двигатель не работает. Поэтому для сцепления всегда лучше, чтобы машину удерживал ручной тормоз.
Повторимся, обстоятельства, которые вынуждают многих из нас парковаться «на скорости», известны и понятны, но мы сейчас, в конце концов, говорим о сцеплении. Говорим всю правду и ничего, кроме правды. А значит, не можем не сказать о том, что парковка таким образом совсем не полезна для важного узла трансмиссии. Всегда помните об этом и имейте это в виду.
Старт на подъеме
В продолжение предыдущего пункта и старт на подъеме. Ручной тормоз – вот ваш наиболее эффективный, безоговорочный помощник! Его применение никогда не приведет к возникновению каких-либо неполадок или повышенного износа. Затвердите просто как «Отче наш»: никогда в стандартных ситуациях не использовать силу сцепления для удержания автомобиля на месте. Вы не только его критично нагружаете, сжигая фрикционный материал, но и фактически полностью лишаете себя возможности тронуться плавно, без рывков.
Хватит бессмысленного износа! Научитесь-таки работать «ручником» и уберите ногу с педали тормоза. Чтобы в таком положении легко стартовать, достаточно немного увеличить обороты и, постепенно отпуская сцепление и ручной тормоз, одновременно увеличивать газ. Эта техника только на первый взгляд кажется сложной; после некоторой практики она станет естественной. Вас же наверняка ей в автошколе учили. А там прививают довольно много полезных навыков.
Все под контролем. Все ли?
Любите класть руку на рычаг коробки передач, держа ситуацию, как вам кажется, под постоянным контролем? Разочаруем вас. Кое-что от вашего контроля все-таки ускользает.
Да, это удивительно, но такое положение руки приводит к тому, что детали, отвечающие за переключение передач, будут постоянно тереться друг о друга. И через какое-то время потеряют свою функциональность – в процессе движения передачи начнут периодически выскакивать (очень хорошо знакомая профессионалам неисправность).
Не думаете, что ваша рука весит слишком много? Безусловно, вы правы. Но тот факт, что она приподнята, означает, что через плечо, мимо предплечья, через кисть создается дополнительное давление.
К тому же и с точки зрения безопасности постоянно держаться за рычаг переключения передач не рекомендуется. Как ни крути, но строгие правила, написанные не чернилами, а кровью многочисленных ДТП, требуют, чтобы обе ваши руки во время вождения (когда вы не переключаете передачи) были на рулевом колесе.
Сцепление и тормоз
Эх, сколько же у нашего вождения вредных привычек. Давайте все-таки с ними решительно разберемся и финализируемся, искоренив (по возможности) из своей жизни. Благодаря этому автомобиль непременно скажет вам спасибо своим долгим исправным состоянием.
Ну нельзя, как многие любят, одновременно нажимать педали тормоза и сцепления во время торможения. Это не только вызывает ненужное использование сцепления, но вы также жертвуете большим тормозным усилием, снимая нагрузку с двигателя. Поэтому, если вы собираетесь снизить скорость, используйте сцепление только тогда, когда действительно необходимо переключить передачу. Удержание сцепления выжатым сразу после торможения однозначно снижает динамику замедления и потенциально приводит к аварии.
Подумайте о переключении передач
Подумайте о своих переключениях передач: они абсолютно необходимы? Есть ли у вас шанс в той или иной ситуации избегать переключения передач так часто, как вы это делаете? Попробуйте «заглянуть за горизонт» (вы же водитель – специально обученный человек, а не мартышка с «баранкой»), предусмотреть дальнейшие дорожные события, заметив опасности или другие причины, по которым вам, возможно, уже очень скоро придется переключиться обратно. Такая предусмотрительность позволит вам управлять автомобилем немного лучше и дольше поддерживать постоянную скорость, не переключая передачу каждые две минуты.
Звезда автоспорта
Даже если у вас нет карьерных перспектив в «Формуле-1», наращивание оборотов и сброс сцепления – просто безумное удовольствие. Абсолютно невозможно побороть искушение, когда у вас достаточно мощный автомобиль, навыки вождения выше среднего и вы единственный парень, стоящий на красный свет перед абсолютно пустой дорогой впереди. Однако, к сожалению, как бы это ни было весело, подобный старт слишком сильно нагружает сцепление.
Во-первых, переход в диапазон 4000–5000 оборотов при полностью выжатой педали уже сам по себе наносит большой вред всей системе сцепления. А последующее мгновенное высвобождение всей этой силы делает ей еще хуже, серьезно повреждая механизмы узла и идущий к шестерням входной вал. Поэтому, стартуя от светофора, всегда держите обороты как можно ниже. Убирайте ногу со сцепления постепенно и не торопясь.
Впрочем, если вы можете себе позволить частую замену сцепления, немного повеселиться никогда не помешает.
Переключение передач без использования сцепления
Переключение передач без сцепления в принципе возможно, но определенно не рекомендуется. Для переключения без сцепления требуется, чтобы передача, на которой вы сейчас находитесь, и передача, на которую вы переключаетесь, имели одинаковую скорость. Это действительно можно сделать только при низких и средних оборотах двигателя. Чем быстрее вы едете, тем сложнее это становится, и, конечно же, количество проб и ошибок, необходимых для выполнения задачи, может привести к повреждению коробки передач и трансмиссии.
Еще есть аспект безопасности. Переключение передач без сцепления занимает больше времени, чем обычное переключение. Грубо говоря, в передачу надо «попасть». Поэтому, пока вы будете ее «искать-поджидать», автомобиль какое-то время будет двигаться накатом на нейтрали (в напряженном потоке, при маневрировании это не совсем хорошо). Кроме того, и одна рука все это время у вас будет снята с рулевого колеса – факт также не очень позитивный.
Избегайте торможения двигателем
Последний совет о том, как продлить срок службы автомобильного сцепления, касается спорной темы торможения двигателем. Многие водители регулярно используют этот прием, чтобы замедлить движение машины. И хотя такое торможение может быть полезным в некоторых ситуациях, оно действительно заметно сокращает срок службы сцепления. А если выполнять его не идеально с правильным уровнем согласования оборотов, довольно быстро полностью «съедает» фрикционные поверхности.
Спору нет, когда автомобиль летит вниз по склону (да еще и скользкому, что у нас сплошь и рядом более чем полгода в год) и водитель чувствует, что использование тормозов может привести к заносу, конечно же, надо тормозить двигателем. Но в повседневной рутине стандартных условий движения следует все-таки полагаться на рабочую тормозную систему транспортного средства.
Баланс интересов довольно-таки логичен. Просто взгляните на цену деталей. Сколько стоят тормозные колодки и их замена и сколько стоит комплект сцепления с соответствующими работами? Вывод напрашивается сам без каких-либо дополнительных комментариев.