Эффективность торможения автомобиля зависит от множества факторов, важнейшим из которых считается коэффициент трения колодок. Величина этого коэффициента в идеале должна быть постоянна, а на практике не выходить за пределы заданного коридора (примерно 0,45…0,5 +/– 15% для колодок вторичного рынка европейских автомобилей) при любых, даже самых критических условиях эксплуатации автомобиля. Причем чем в более широких пределах изменения таких эксплуатационных параметров, как начальная скорость торможения, температура пары трения (колодки и диска в зоне контакта) и давление в тормозной системе, коэффициент трения не выходит за установленные рамки (при соблюдении ряда других требований, естественно), тем качественнее считается колодка.
Последнее утверждение лежит в основе методики всех испытаний, всех тестов, определяющих потребительские свойства тормозных колодок вторичного рынка. В этот раз мы знакомим читателей с результатами тестирования тормозных колодок одного из самых популярных автомобилей российского автопарка – Ford Focus II. Испытания были проведены по инициативе редакции нашего журнала. Выбор колодок соответствует тенденции российского рынка последних лет – потребитель больше не экономит на собственной безопасности. Поэтому для тестирования выбраны комплекты колодок переднего тормоза, относящиеся к премиум-сегменту, а именно следующих семи торговых марок:
- Hagen; GD1260, SB HR55T 4D15AT, Made in Korea;
- Mintex; M1109/1GF MDB2634 WVA 23723;
- Brembo; P24 061 WVA 23723 07/14 701;
- Pagid; PA 4065GF T1436 HELLA 80B 355011-19;
- Ferodo; FER 23723, FDB 1594;
- Bocsh; WVA 23723, RB9195 302 3009;
- TRW; LMS-116, GDB1583, 18.1181, LUCAS 21139-1
- Zimmermann; 237224, 1336501 OZ 301.
Испытание по поручению «Макс-Медиа» проводил Центр лабораторных испытаний ФГУП «НИМИ» с использованием инерционного динамометрического стенда СТН-НАМИ и оборудования, аттестованных по ГОСТ 8.568-97 в натурном узле тормозного механизма автомобиля Ford Focus II с вентилируемым диском (диск предоставлен компанией АТЕ) по методике И 1972.37.101.55-88, принятой на АвтоВАЗе. Подготовка оборудования к испытанию (выбор инерционной массы – момент инерции маховика должен соответствовать моменту инерции автомобиля) выполнена согласно требованиям Правил №90 ЕЭК ООН и составляет 5,6 кгс∙м∙сек2.
Испытанию подвергались по 2 колодки из каждого комплекта по следующим программам:
- Программа испытаний на стенде СТН-НАМИ:
- приработка;
- испытание №1 (до «FADE»);
- испытание №2 (до «FADE»);
- испытание №3 (до «FADE»);
- испытание №4 («FADE»);
- испытание №5 (до «FADE»);
- испытание №6 (до «FADE»);
- испытание №7 (до «FADE»).
В первом испытании при постоянной температуре (1000С) и скорости начала торможения (100 км/ч) меняют давление в тормозном приводе (20–40–50–60–80 кг/см2). Этим испытанием имитируют режимы единичного торможения от слабого до экстренного со скорости 100 км/ч до полной остановки автомобиля. Измеряется замедление.
Во втором – при постоянном давлении в приводе (50 кг/см2) и температуре (1000С) меняют скорость начала торможения (40–60–80–100–120–140 км/ч). Испытание имитирует режимы единичного торможения при различных начальных скоростях торможения. Измеряется замедление.
При третьем испытании при постоянном давлении (50 кг/см2) и начальной скорости торможения (100 км/ч) меняют температуру колодки 50–100–150–200–250–300–3500С. (Поскольку автомобили Ford Focus II оснащены высокоэффективными тормозными механизмами, в условиях стендовых испытаний невозможно достичь более высоких температур.) Цель испытания – оценка эффективности торможения при различной температуре колодки. Измеряется замедление.
При четвертом испытании имитируют движение автомобиля по горному серпантину – испытание FADE – 2 периода по 25 циклов торможения с параметрами: начальная скорость 100 км/ч, конечная скорость торможения 50 км/ч, давление 50 кг/см2, время цикла 45 сек. Замеряются замедление и температура колодки.
Испытания №5, №6 и №7 повторяют испытания №1, №2 и №3 после FADE. Цель испытаний – прогнозирование стабильности рабочих характеристик на протяжении всего срока службы.
Редакция журнала «Автокомпоненты» благодарит за сотрудничество в проведении данного испытания наших партнеров: компанию «Экзист» за предоставление суппорта; Otto Zimmermann за предоставление дисков и тормозных колодок; компанию «Авто-Евро» за тормозные колодки BREMBO; ТД «Мера» за тормозные колодки HAGEN; компанию HELLA за тормозные колодки PAGID; компанию «Федерал Могул» за тормозные колодки Ferodo; TMD FRICTION за тормозные колодки MINTEX, BOSCH, TRW.
Тормозную эффективность определяет совокупность эффективности отдельных торможений, эффективности повторных торможений (FADE) и восстановления.
- Износостойкость – скорее эксплуатационно-финансовый показатель, говорящий о том, как часто придется менять детали тормозных механизмов.Программа испытания на стенде СГП-1.
Прочность клеевого слоя на соответствие требованиям Правил №90 ЕЭК ООН определялась на стенде СГП-1 по методике, изложенной в ГОСТ Р ИСО 6312-93 «Метод определения сопротивления сдвигу накладки относительно колодки».
- Определение износостойкости колодок и диска – производилась оценка абсолютного (и удельного, если необходимо) износа колодок и диска. Измерения производились микрометром в установленных нормативами местах изделий.
Все эти подробности приведены здесь для того, чтобы подчеркнуть, что колодки прошли полный цикл испытаний.
Выводы специалистов НАМИ
1. По экспертной оценке все представленные на испытания колодки обеспечивают автомобилю эффективность торможения, предписанную требованиями Правил ООН №13.
2. Наилучшей эффективностью торможения (коэффициентом трения) обладают колодки FERODO и у них же наихудшая износостойкость.
3. Наилучшая износостойкость у колодок HAGEN.
4. Наиболее агрессивны по отношению к тормозному диску колодки BREMBO.
5. Прочность соединения фрикционных накладок к основанию у всех представленных колодок обеспечивает выполнение требований
Правил ООН №13 (2,5 МПа, не менее).
Это говорит об очень высоком качестве колодок премиум-сегмента и показывает, что в предпочтении какого-то одного из брендов над другими большого смысла нет.