На первый взгляд все хорошо, впервые за последние четыре года российский автомобильный рынок продемонстрировал уверенный рост. Декабрь 2017 года ознаменовался увеличением уровня продаж на 14%, или на 20 348 штук, по сравнению с декабрем 2016 года, он составил 166 013 автомобилей. В 2017 году автомобильный рынок вырос на 11,9%, или на 169 946 проданных новых автомобилей, по сравнению с 2016 годом. В 2017 году было продано 1 595 737 машин (данные Комитета автопроизводителей АЕБ). Российский автомобильный рынок прочно удерживает пятое место в Европе после Германии, Великобритании, Франции и Италии. Но все же такой результат – это низкий показатель на уровне кризисного 2015 года.
Комментирует Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ: «Динамика декабрьских продаж осталась в гармонии с предыдущими месяцами: продажи улучшились в процентах на двузначную величину по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Таким образом, несмотря на слабый старт в январе и феврале, за весь год продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 11,9%, до уровня 1596 млн штук. Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан».
Рынок рос во всех сегментах, почти все лидеры усилили за год свои позиции. Наибольший прогресс заметен в сегменте компактных кроссоверов (+26%) и других компактных автомобилей. Продажи кроссоверов растут у всех брендов, и сейчас автомобили данного класса составляют 39,1% всего объема автомобильного рынка. В отличие от предыдущего года почти не увеличились продажи в премиальном сегменте, а у Audi показатели даже упали на 18%. Уверенно стартовал бренд Genesis, всего за прошлый год была реализована 1031 машина данной марки. Успешно завершили год ряд китайских производителей, которые увеличили объем продаж в несколько раз: Haval, Foton, Changan, Zotye. На 733% выросли продажи автомобилей Ravon – с 1811 до 15 078 штук. Из неудачников – SsangYong (123 автомобиля за год) и Alfa Romeo – дилерам не удалось реализовать ни одного автомобиля знаменитого итальянского бренда.
Если говорить о моделях, то самым популярным автомобилем в прошлом году стал Kia Rio, на втором месте с небольшим отставанием LADA Granta, на третьем – LADA Vesta. Однако по итогам декабря на первое место с большим отрывом вышла LADA Granta, на втором месте – LADA Vesta, а Kia Rio откатился на третью позицию. В наступившем году автомобили LADA, вероятно, сохранят лидирующие позиции, при этом в связи с ростом производства моделей Vesta SW и Vesta SW Cross семейство Vesta, возможно, опередит по продажам Granta.
1. Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. LCV < 3,5 т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6 т). Возможны незначительные корректировки данных по легкой коммерческой технике.
2. Продажи Haval представлены с января 2017 года.
3. Продажи HTM представлены с января 2017 года.
Казалось бы, все идет хорошо, продажи растут почти у всех автопроизводителей и в различных сегментах рынка, курс рубля стабильный, однако впервые за все время Комитет автопроизводителей АЕБ не готов представить прогноз по продажам на этот год из-за неопределенной ситуации по целому ряду ключевых вопросов.
Главная причина – неопределенность, вызванная недавними изменениями планов правительства касательно уровня утилизационного сбора в 2018 году. На момент проведения пресс-конференции решение правительства еще не было оглашено. Пока этого не случится, участникам рынка сложно оценить воздействие этого фактора на их бизнес. Также в этом году значительно выросла финансовая и административная нагрузка в связи с повышением ставок акцизов. Значительные расходы автопроизводители несут в связи с дополнительными испытаниями автомобилей с системой «ЭРА-ГЛОНАСС». В этом году добавилась еще одна проблема: введение с 1 июля 2018 года электронных ПТС. В настоящее время остается большое число вопросов, которые требуют немедленного решения, например совместимость IT-систем, сложность заполнения форм.
До сих пор не принята Стратегия развития автопрома. Нет ясности с новым инвестиционным режимом, который будет действовать после истечения соглашений о промышленной сборке, что, в свою очередь, вызывает сложности с планированием дальнейших инвестиций в развитие отрасли.
Многие программы поддержки автопроизводителей прекратили действовать в прошлом году. Условия действия тех, что остались в настоящее время, не всегда достаточно прозрачны для участников рынка. Программы поддержки автопрома должны анонсироваться заблаговременно и предоставлять равные условия всем игрокам, которые хотят и могут принять участие в этих программах.
Тем не менее даже в таких неопределенных условиях Комитет автопроизводителей АЕБ продолжает эффективно работать. В прошлом году Комитет автопроизводителей и РОАД договорились о подписании Меморандума о взаимопонимании, учитывающего интересы как автопроизводителей и дистрибьюторов, так и дилеров. Следующим шагом будет являться презентация документа членам Комитета производителей и РОАД для проверки и утверждения, а также получения одобрения от ФАС. Информация о продвижении этой революционной инициативы будет предоставлена в ближайшее время.
Также Комитет автопроизводителей поддерживает юридические инициативы, связанные с формированием цивилизационного рынка ОСАГО. Это способствует повышению безопасности автовладельцев и повышению качества ремонта машин официальными дилерами.
Как и прежде, Комитет автопроизводителей продолжит поддержку и продвижение любых инициатив, направленных на развитие рынка инновационных транспортных средств, в том числе электрических, гибридных, автономных, а также других автомобилей на альтернативных видах топлива.