Общий вывод – несмотря на значительные трудности, наблюдаемые сегодня в различных секторах мировой экономики, компания отмечает устойчивый рост во всех секторах бизнеса. Поэтому Bosch и впредь планирует придерживаться курса на дальнейшую локализацию и крупномасштабные интегрированные проекты. Но перейдем к конкретным цифрам.
Итак. Продажи компании Bosch в Содружестве Независимых Государств и Грузии в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличились на 12% и достигли 852 млн евро. Число сотрудников в регионе остается стабильным и составляет около 2900 человек. В 2013 г. Bosch инвестировала в регион около 45 млн евро, в основном в Россию – в строительство новых заводов в Саратовской (г. Энгельс) и Самарской областях. В 2014 г. запланированы еще более крупные инвестиции.
Герхард Пфайфер, полномочный представитель Группы Bosch в странах СНГ и Грузии, прогнозирует рост продаж в России в 2014 г.:
– Появление новых заводов и офисов Bosch в России подчеркивает важность страны как ключевого рынка для нашего роста. Текущая экономическая ситуация несет в себе несколько трудностей. Среди них в целом низкие на данный момент темпы роста экономики и слабая национальная валюта в России, Украине и Казахстане. Ввиду сложной экономической и политической ситуации мы сохраняем осторожность. Тем не менее мы ожидаем роста продаж в регионе в 2014 г. В долгосрочной перспективе при условии стабилизации политико-экономической обстановки мы уверены в хороших возможностях для развития бизнеса в регионе.
Акцентируя внимание на России, имеет смысл отметить то, что в нашей стране компания Bosch усилила позиции по всем направлениям бизнеса. В 2013 г. объем продаж вырос на 9%, достигнув 704 млн евро, или на 15%, составив 29,75 млрд рублей. Число сотрудников увеличилось примерно до 2500 человек. Герхард Пфайфер:
– То есть, хочу еще раз подчеркнуть, несмотря на все политические перипетии, российский рынок остается для Bosch одним из самых важных. Это растущий рынок, с большими перспективами и потенциалом. Мы инвестировали, инвестируем и будем инвестировать значительные средства в развитие на этом рынке, мы будем продолжать все запущенные нами проекты, заниматься производством, обучением и проч. важнейшими направлениями нашей деятельности.
Автомобильные технологии
Одно из важнейших направлений исследований и разработок – сенсорные технологии. Фолькмар Деннер, председатель совета правления Robert Bosch, полагает, что с учетом ноу-хау компании Bosch в производстве оборудования и ее обширного технологического опыта она готова двигаться в этом направлении. Фолькмар Деннер:
– Традиционные сильные стороны Bosch – инновационный потенциал, высокие стандарты качества, международное присутствие и объединяющая сила корпоративной культуры. Более того, компания занимает лидирующую позицию на мировом рынке микроэлектромеханических сенсоров (MEMS), ключевой технологии для подключения устройств к Интернету. Стратегическая цель Bosch – создавать решения на основе сетевых технологий для мобильных устройств, промышленности, энергосистем и зданий.
Сенсоры привносят новую форму технической помощи в повседневную жизнь. Говоря о стратегической важности сенсорных технологий, Фолькмар Деннер заявляет следующее:
– Будь то автономное вождение или интеллектуальный дом, мы выходим на новый уровень комфорта, безопасности и эффективности, и Bosch создает технические предпосылки для этой перемены.
В 2013 г. компания выпустила 1 млрд сенсоров. В текущем году планируется увеличить их выпуск на 30%. Интеллектуальные сенсоры – это следующий уровень технического прогресса. Они оснащены радиоинтерфейсом и микроконтроллером, что позволяет им передавать нужные данные через Интернет, например, на пользовательские мобильные устройства. «Однако применение сенсоров не ограничится смартфонами. Сенсорные технологии для подключения к Интернету будут использоваться во всех интеллектуальных устройствах», – подчеркивает Фолькмар Деннер.
Сенсорные технологии также являются основной технической предпосылкой вождения будущего. В современных системах помощи водителю применяются ультразвуковые, радарные и видеосенсоры. В 2014 г. Bosch выпустит почти 50 млн ультразвуковых сенсоров, что на 25% больше, чем в прошлом году (40 млн в 2013 г.). Объем выпуска радарных и видеосенсоров удвоится и составит более 2 млн единиц. Уже к 2016 г. объем продаж систем помощи водителю превысит 1 млрд евро. К 2020 г. компания планирует воплотить замысел автономного вождения на трассах на более высоких скоростях. В ближайшие десять лет может стать реальностью полностью автономное вождение на автопилоте. Ситуация будет развиваться поэтапно. По прогнозам экспертов Bosch, к 2020 г. станет доступно частичное автономное вождение – водитель по-прежнему будет следить за дорогой. А уже после 2025 г. наступит сначала этап продвинутого автономного вождения (контроль водителем при необходимости) и уже полное автономное вождение – водители превратятся в пассажиров.
Системы впрыска топлива для бензиновых двигателей – с 7 млн систем в 2013 г. до 9 млн систем в 2014 г. Системы впрыска Common Rail – с 9 млн систем в 2013 г. до 10 млн систем в 2014 г.
Фолькмар Деннер:
– Автономное вождение – это технология, спасающая жизни. В то же время она возвращает водителям интерес, избавляя их от некоторых утомительных рутинных задач.
Фолькмара Деннера дополняет Герхард Пфайфер:
– Развитие транспортных средств неуклонно идет по пути автоматизации управления автомобилем. Все больше систем помощи водителю появляется в машинах – это электронные системы, обеспечивающие как безопасность, так и большее удобство управления АТС, и уже в очень близком будущем мы, я уверен, будем свидетелями появления полностью автоматического транспортного средства, осуществляющего передвижение без участия водителя. В принципе все технологии для реализации подобного проекта уже есть в нашем распоряжении. Остается урегулировать некоторые законодательные вопросы.
Действительно, решение задачи широкомасштабного внедрения автономного вождения ограничивается отнюдь не только технической стороной вопроса. Серьезная проблема в том, как вывести автомобили, передвигающиеся без человеческого участия, с ограниченных пространств испытательных треков на дороги общего пользования. Тут много законодательных и юридических аспектов, которые сейчас активно обсуждаются. Bosch энергично участвует в этой дискуссии, прилагая максимум усилий для прояснения ситуации, для популяризации подобных концепций.
Но если возвращаться к технологической стороне, то для автоматизации вождения необходимо наладить обмен данными между автомобилем и транспортной инфраструктурой, а также взаимодействие между автомобилями в потоке. К 2025 г. практически каждая вторая новая машина будет оснащена оборудованием для беспроводной передачи данных. Уже сейчас автомобиль с подключением к Интернету дает доступ к широкому ряду услуг. В 2013 г. Bosch представила на рынке систему экстренного вызова eCall – когда сенсоры фиксируют, что автомобиль попал в аварию, автоматически срабатывает экстренный вызов. За прошлый год центр мониторинга Bosch обработал около 30 тыс. вызовов. В сфере телематики Bosch предлагает услуги по управлению автопарком для лизинговых и страховых компаний. Фолькмар Деннер:
– По нашему мнению, сетевые технологии на дороге – это не только удобство и комфорт, но и повышение безопасности вождения.
Не остается без внимания и электропривод в автотранспорте. Специалисты Bosch считают, что заряд батареи можно как минимум удвоить и вдвое же снизить ее стоимость. Для проведения изысканий в этом направлении создана уникальная единая система разработок, Bosch реализует 9 производственно ориентированных проектов только в этом году.
Герхард Пфайфер:
– Мы инвестируем в передовые концепции мобильности, в автономное вождение, в системы, обеспечивающие защиту окружающей среды и проч., то есть мы инвестируем в будущее значительную долю своей прибыли.
Очень интересно то, что многие системы, устройства и инновации, которые были разработаны нами для автомобильного сектора, в дальнейшем используются в других отраслях промышленности и потребительских товарах. Например, специальные датчики, созданные для измерения динамики автомобиля, теперь применяются в смартфонах по всему миру. Или лямбда-зонды – кислородные датчики – нашли применение в термотехнологических изделиях, благодаря своим функциональным возможностям по определению уровня эмиссии и структуры газа. И таких примеров довольно много.
Одним словом, как видим, Bosch активно работает в множестве направлений, поэтому невозможно выделить наиболее приоритетные. Компания создает массовые продукты. Работает над системами бензинового и дизельного впрыска. Это миллионы комплектов, узлов и агрегатов. При этом для Bosch важно обеспечить безопасность, экологичность, большую эффективность и комфортность управления транспортным средством. Предлагается огромное количество разнообразных решений в области систем помощи водителю, систем, отвечающих за активную безопасность, и в том числе систем, устанавливаемых на автомобиле, но обеспечивающих безопасность пешеходов и велосипедистов. Делается все это с расчетом на перспективные потребности, на будущие запросы отрасли. То есть с одной стороны компания решает комплекс вопросов, с другой – реализует комплексный подход к их решению.
На российских просторах
Вполне закономерным выглядит успех сектора автомобильных технологий Bosch в России, где был показан наибольший рост продаж. Присутствие этого направления в регионе расширяется. Следуя намеченной стратегии локализации, в феврале 2014 г. Bosch заложила первый камень в фундамент второго завода автомобильных компонентов в России, а с 2015 г. продукция Bosch для автомобилей будет выпускаться и в Самаре. Компания также планирует расширить сеть сервисных и ремонтных мастерских «Бош Сервис», «Бош Дизель Центр и Сервис» с 390 в 2013 г. до 530 к концу текущего года.
Сергей Цвелодуб, региональный директор по продажам автомобильных комплектующих «Роберт Бош»:
– Соотношение поставок на конвейер и на вторичный рынок примерно 50 на 50. При этом в целом сектор автокомпонентов, безусловно, будет расти, правда в этом году за счет after-market, поскольку продажи, а следовательно, и производство новых автомобилей значительно сократились.
автомобильные технологии – 30,6 млрд евро (66%); промышленные технологии – 6,8 млрд евро (15%); потребительские товары – 4,1 млрд евро (9%); строительные технологии и энергетика – 4,6 млрд евро (10%).
Сложно назвать какие-то цифры, потому что надо четко понимать, о каком временном срезе мы говорим. Скоро запустится завод в Самаре, продукция с которого пойдет на ОЕМ, поэтому доля конвейерных поставок резко увеличится. Соответственно изменения рынка надо рассматривать в более долгосрочной перспективе.
Аналитики Bosch предполагают, что продажи новых легких и легких коммерческих автомобилей в этом году сократятся на 8–10% по сравнению с прошлым годом. Это означает, что для автомобильного бизнеса этот год будет достаточно трудным. Но в компании уверены, что автопроизводители и поставщики смогут преодолеть этот трудный период и, плотно взаимодействуя друг с другом, решить проблемы.
Сергей Цвелодуб:
– Когда мы говорим об инвестициях в новый бизнес, мы, конечно, рассматриваем долгосрочные перспективы развития рынка. Фундаментальные показатели позволяют нам сделать вывод о том, что Россия была и остается интересным, перспективным рынком для автомобильных комплектующих. Однако значительная волатильность, неопределенность российского рынка, которую мы наблюдаем в последние годы и в этом году также, крайне негативно влияют на инвестиционную и коммерческую целесообразность проектов. В этой связи мы считаем, что меры, предпринятые правительством Российской Федерации в 2009–2010 гг. в период предыдущего кризиса, необходимо повторить именно сейчас для того, чтобы стабилизировать спрос на автомобили, которые выпускаются российскими автозаводами, и тем самым поддержать ОЕМ-производителей и их поставщиков.
В обороте Bosch в прошлом году значительно выросла доля дизельных систем: с 30 до 40%, и это объяснимо – у потребителей пользуются спросом автомобили, выполняющие самые актуальные экологические нормы. Также увеличился спрос на новые генераторы, имеющие весьма конкурентоспособную цену при неизменно высоком качестве.
В связи со всеми последними тенденциями как раз и был затеян проект со строительством завода в Самаре, которое сейчас активно ведется. Уже подбирается и обучается персонал для того, чтобы в первом квартале следующего года уже можно было приступить к полноценному производственному процессу. В Самаре планируется начать выпуск таких компонентов, как новейшие системы ABS и ESP последнего поколения, которые будут устанавливаться на большинстве автомобилей, производимых в России и российскими и иностранными автопроизводителями, а также генераторов и систем стеклоочистителей.
В прошлом году Bosch выделил на НИОКР почти 4,5 млрд евро, что соответствует 10% объема продаж. За 2013 г. было зарегистрировано почти 5 тыс. патентов, то есть приблизитель- но 20 патентов за рабочий день. Компания намерена продол- жать расширение научно-исследовательской деятельности. К концу 2014 г. штат научных сотрудников и инженеров Bosch со- ставит 45 тыс. человек. В частности, в Азиатско-Тихоокеанском регионе планируется набор еще 2 тыс. научных сотрудников. Компания также повышает свой инновационный потенциал в Германии: в Реннингене, неподалеку от Штутгарта, был открыт новый центр исследований и передовой инженерии.
На заводе в Энгельсе будут запущены два новых продукта: модуль педали акселератора и лямбда-зонд (датчик концентрации кислорода). При разработке продукции в Bosch руководствуются правилом «безопаснее, экологичнее, экономичнее», все новые продукты, которые будут изготавливаться в Самаре и Энгельсе, полностью отвечают этому правилу и позволят сделать российские автомобили соответствующими требованиям сегодняшнего дня.
Параллельно с производством автокомпонентов идет развитие сети «Бош Авто Сервис». Система БАС должна отвечать современным требованиям, поэтому не прекращается обучение персонала СТО, в прошлом году было проведено более 200 тренингов. Стартовал тренинг по активной приемке автомобиля. В 2014 г. будет запущен второй уровень экономического тренинга – будут приниматься во внимание реальные экономические показатели, собранные с БАС Московского и Петербургского регионов. То есть руководители БАС будут учиться по реальным цифрам.
Регулярно проводится тест так называемого «тайного покупателя», когда на автосервис приезжает автомобиль с предзаложенными неисправностями. Ни один БАС не знает, кто и когда приедет. Данную проверку осуществляет независимая тестовая организация. Проверяется все, начиная от записи по телефону и заканчивая получением автомобиля. Контролируются технические параметры: освещение, стеклоочистка, уровень жидкостей, давление и электроника. По этим параметрам оценивается каждый конкретный БАС.
Олег Рябцев, региональный директор по продажам автозапчастей «Роберт Бош»:
– Могу вам сказать, что, несмотря на то что наша система растет очень динамично, например, в 2014 г. мы планируем принять в нашу семью порядка 200 СТО, уровень качества значительно увеличился. В России – более чем на 10%.
К тому же в прошлом году обучение прошли более 2000 механиков станции техобслуживания – это значительное количество для отрасли, говорящее нам о том, что еще 2000 специалистов стали знать больше с технической точки зрения, стали работать более квалифицированно.
В этом году в целом количество учебных программ расширится с 46 до 52. Цель – обучение новейшим системам на современнейшем оборудовании, чего зачастую, к сожалению, не хватает во многих профильных заведениях. Инвестиции зависят от того, какое направление и в каком объеме то или иное учебное заведение захочет избрать. Это же оборудование, программы, преподавательское время и проч. Естественно, Bosch оказывает помощь по многим направлениям, в том числе обучает преподавателей для работы в учебных заведениях.
Параллельно проводится аккредитация по последним системам Common Rail – из 61 станции БДС в России авторизовано уже 30 станций. Требования были ужесточены, поскольку имеет место дополнительное оборудование. Постепенно, шаг за шагом, будут аккредитованы все станции. При этом надо пройти специальное обучение. Все, что будет делать сертифицированная станция, будет маркироваться специальными голографическими наклейками. Надо сказать о том, что у Bosch довольно много проектов по Common Rail, направленных на повышение качества. Ведь все прекрасно понимают: современный Common Rail – это фактически ювелирная работа.
Уже практически организована система рециклинга и восстановления. Первая тестовая закупка прошла не так давно – детали ушли в Германию и вернулись обратно. Теперь ведется техническая работа – выбираются станции на базе «Бош Авто Сервисов», которые будут осуществлять данный процесс. Фактически все уже перешло в заключительную фазу.
При этом окончательно от идеи создать соответствующее производство в России компания не отказывается. Раз в два года анализируется целесообразность организации такого производства локально. Нужно несколько десятков тысяч деталей, чтобы это производство стало рентабельным, но пока такое количество деталей не собирается.
Разнообразие секторов
Сектору промышленных технологий Bosch в 2013 г. удалось сохранить свои позиции на рынке. В прошлом году была выпущена первая серия промышленных дельта-роботов (MagicFox), разработанных компанией «Бош Рексрот» в России. Устройство определяет местоположение, захватывает, перемещает и устанавливает элементы на сложной поверхности с точностью до 0,1 мм. Кроме того, инновационными сервоприводами, линейной техникой, а также системой управления, контроля и инжиниринга «Бош Рексрот» оборудовал прецизионный обрабатывающий центр «Макроцентр». Одним из крупнейших проектов «Бош Рексрот» стала замена гидравлического привода верхнего затвора Чайковского судоходного шлюза. Шлюз расположен на реке Кама в Пермской области и входит в состав Воткинской ГЭС.
В секторе потребительских товаров компания Bosch укрепила свои позиции в России, особенно на рынке электроинструментов. Герхард Пфайфер:
– Наш успех на рынке электроинструментов обусловлен выпуском товаров, которые соответствуют потребностям и финансовым возможностям наших покупателей.
За год компания Bosch представила широкий выбор новых электроинструментов для профессионального и домашнего применения – к примеру, робота-газонокосилку Indego и лазерный дальномер GLM 100. В этом году компания планирует расширить ассортимент более чем на 100 наименований.
Развитие производственных подразделений Динамичное развитие дизельных систем и генераторов: высокий спрос на экологичные автомобили, соответствующие Евро-4, и надежные экономичные компоненты
|
Bosch также усилила присутствие сектора строительных технологий и энергетики, в основном благодаря успешному завершению нескольких крупных проектов в рамках подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи. Системы видеонаблюдения, пожарной сигнализации и аварийного оповещения, разработанные и установленные специалистами Bosch к 2014 г. в Сочи, обеспечили высокий уровень безопасности на спортивных объектах и транспорте, в отелях, жилых зданиях и парках развлечений.
Подразделение «Bosch Термотехника» упрочило положение на российском рынке в 2013 г. В марте 2014 г. «Bosch Термотехника» отметило десятилетие деловой активности в стране. Открылись три новых филиала: в Набережных Челнах, Новгороде и Сургуте. Сегодня на региональной карте компании значится более 30 филиалов, 20 складов и 7 учебных центров. В июле в г. Энгельсе Саратовской области будет открыт завод по производству настенных газовых котлов промышленного назначения.
Соседние рынки
В связи c непростой ситуацией в Украине компания Bosch с осторожностью планирует развитие бизнеса. Герхард Пфайфер:
– Мы пристально следим за ходом событий на всей территории Украины. На данный момент мы не столкнулись со сложностями в операционной деятельности, однако показатели продаж свидетельствуют о снижении активности.
К концу 2013 г. в стране насчитывалось уже 12 автомобильных сервисных центров «Бош Дизель Центр и Сервис». Сейчас на территории Украины работает в общей сложности свыше 100 автомастерских «Бош Авто Сервис» и «Бош Дизель Центр и Сервис». В этом году планируется открытие более 40 новых авторизованных сервисных центров. Крупнейшим проектом подразделения «Bosch Термотехника», реализованным совместно с муниципальным предприятием «Мариупольтеплосеть» в 2013 г., стала установка промышленных и твердотопливных котлов, солнечных тепловых систем и систем совместного производства тепла с целью модернизации энергоснабжения жилых домов, больниц и школ. Хорошо продвинулись на рынке в 2013 г. электроинструменты марок Bosch и Dremel. Всего украинский штат сотрудников Bosch составляет около 300 человек.
В 2013 г. в рамках подготовки к чемпионату мира по хоккею 2014 г. в Республике Беларусь компания Bosch приняла участие в строительстве культурно-развлекательного спортивного комплекса в Чижовке с продукцией компании «Бош Рексрот» и подразделения систем безопасности.
В сеть станций автомобильного техобслуживания Bosch в стране входит почти 50 сервисных центров и ремонтных мастерских, что на семь больше, чем в начале 2013 г. В текущем году их число превысит 60.
В Центральной Азии за прошедший год компания Bosch отметила наиболее существенный рост секторов автомобильных технологий и строительных технологий и энергетики. В регионе работает более 20 автомобильных сервисных и ремонтных центров. В 2014 г. компания планирует сертифицировать еще 14 мастерских. Подразделение «Bosch Системы безопасности» установило оборудование в Национальном космическом и Клиническом центрах в г. Астане (Казахстан), а также на таможенных постах и в зданиях образовательной ассоциации «Интеллектуальные школы Назарбаева» в ряде городов. Для подразделения «Bosch Термотехника» в Центральной Азии крупнейшим проектом 2013 г. стала установка полного комплекта оборудования для котельной в аквапарке г. Ашхабада (Туркмения). Главный проект в Узбекистане – оснащение отопительным оборудованием Международного Вестминстерского университета в Ташкенте.
Также 2013 г. был отмечен устойчивым ростом бизнеса компании в Азербайджане, Армении и Грузии. В Баку открылось первое профессиональное техническое училище. В начале 2014 г. компания Bosch подписала меморандум о сотрудничестве в сфере профессионального образования с Министерством образования Грузии.