Действительно, в структуре транснациональной компании Tenneco со штаб-квартирой в Лейк-Форест (Иллинойс, США) два больших подразделения. Одно – Ride Control – специализируется на автомобильной подвеске, в первую очередь на амортизаторах. Второе – Emission Control или Clean Area (объем производства которого в два раза больше первого) – производит системы выхлопа, включающие в себя систему очистки выхлопных газов.
Доход компании постоянно растет, и в 2013 г., несмотря на сложную экономическую ситуацию, перевалил за $8 млрд. Почти три четверти этой суммы (более 72%) составляет выручка от продажи «оригинальных» изделий, предназначенных для первичной комплектации, и только 16% дает вторичный рынок. На изделиях компании, предназначенных для вторичного рынка, нет названия Tenneco. Продукция поступает в продажу под брендами Walker, Monroe, Rancho (амортизаторы для больших грузовиков и внедорожников), на локальных рынках могут использоваться и другие бренды.
Остальные 12% дохода приносит новая для Tenneco сфера деятельности – комплектующие для коммерческой техники, грузовиков, поездов, кораблей и сельскохозяйственных машин.
Компания стремится быть более сбалансированной и постоянно совершенствует свою бизнес-модель, добиваясь максимальной динамики развития.
В Tenneco по всему миру работает более 26 тыс. человек. Компания имеетв своем арсенале 89 заводов, наивысшая концентрация которых в Северной Америке и Европе. Растет производство в Индии и Китае. Кроме того, в Европе, Северной и Южной Америке, Японии, Корее, Австралии и Индии работают инженерно-технические центры. Они созданы для того, чтобы «понимать своих клиентов» на местах.
В России, в городе Тольятти, с октября 2003 г. работает предприятие Tenneco Automotive Volga, выпускающее выхлопные системы для СП GM-AVTOVAZ. Второй завод компании с 2007 г. работает в Ленинградской области. Сначала он был ориентирован только на поставки выхлопных систем для завода Ford во Всеволожске, а потом его мощность была увеличена для того, чтобы обеспечить продукцией и другие автосборочные предприятия иностранных компаний, появившиеся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Компания уже несколько раз приступала к переговорам о строительстве в России завода по производству амортизаторов. Около года назад эти переговоры вошли в завершающую стадию, что, вероятно, позволит в скором времени освоить в нашей стране массовый выпуск высококачественных амортизаторов.
Конструкция подвесок определяется только требованиями безопасности и комфорта водителя и пассажиров (а не регулируется правительственными постановлениями, как в случае с составом выхлопных газов), тем не менее исследования последних лет позволили значительно улучшить характеристики подвески. Компания предлагает широкий ассортимент деталей подвески – от обычных амортизаторов до адаптивных подвесок с электронным регулированием параметров, которые позволяют автомобилю «лететь над дорогой, как торпеда», не чувствуя неровностей, и в то же время быть предельно послушным даже малейшему движению руля.
Таких показателей автомобиля удается достичь, только согласовав и оптимизировав работу всех элементов подвески. Поэтому Tenneco от разработки и производства одного компонента подвесок – амортизаторов – сначала перешла к выпуску пружин, а теперь начинает предлагать потребителям комплексную разработку подвесок с заданными параметрами и производство всех составляющих этого узла.
Такое расширение сферы деятельности привело к изменению ассортимента предложений для вторичного рынка. Теперь, кроме амортизаторов, где компания давно была признанным лидером технологий, Tenneco поставляет пружины, стабилизаторы, рычаги…
С точки зрения оптимизации управляемости автомобиля вполне логичным выглядит и следующий шаг компании – включение в сферу своей деятельности разработки и изготовления рулевых механизмов.
Причем в своих разработках Tenneco не ориентируется на какой-то определенный сегмент автомобилей, а делает ставку на качество, предлагая разработки и изделия как для дешевых машин, например Tata, так и для суперкаров McLaren и Lamborgini.
Кроме самих систем амортизации, Tenneco производит и поставляет защитные и монтажные комплекты. Здесь все логично: если компания стремится к тому, чтобы ее продукты наилучшим образом выполняли свои функции, нужно быть уверенным в том, что изделие было правильно установлено и во время работы на транспортном средстве в достаточной мере защищено.
По мнению специалистов Tenneco, самое плохое для автомобиля в России – это даже не дороги, а перепады температуры. Зимой –20 градусов, а в Сибири морозы –30 и даже –50 градусов – обычное явление. При столь низкой температуре падает эластичность уплотняющего элемента амортизаторов и он быстро выходит из строя. На морозе замерзает масло, изменяя характеристики подвески в худшую сторону. По влиянию на износ автомобиля знающие люди не зря приравнивают один зимний сезон эксплуатации к двум, а в Сибири – к четырем летним.
На юге страны, наоборот, очень жарко и масло становится чрезмерно жидким. Поэтому срок службы амортизаторов зависит как от стиля вождения и состояния дорог, так и от «температурного исполнения» самих амортизаторов. Компания Tenneco готова предложить российским автовладельцам амортизаторы с широким температурным диапазоном работы.
При этом, как бы то ни было, осматривать амортизаторы необходимо при каждом ТО автомобиля. Все подозрительные случаи подлежат тщательной проверке на специальных стендах. А после 50 тыс. км пробега, особенно если автомобиль интенсивно эксплуатируется зимой, нужно быть готовым к замене всего комплекта амортизаторов.
Ну а теперь переходим ко второму направлению. Стабильное развитие подразделения Clean Area объясняется тем фактом, что уложиться в постоянно растущие экологические требования без систем очистки выхлопных газов (которая входит в систему выхлопа) совершенно невозможно. Воздух в наших городах становится чище, а стоимость систем очистки в автомобилях растет. Сравните: если система выхлопа на автомобили VW Golf первого и второго поколения стоила около 70 евро, то для нынешнего седьмого поколения Golf за те же узлы придется выложить более 1000 евро.
Требования к чистоте выхлопных газов вынуждают тратить очень много средств на разработку новых технологий и конструкций, которые могут найти спрос в самом ближайшем – или даже не очень ближайшем – будущем. В случаях постоянного ужесточения требований очень важно сохранять правильный баланс между тем, что уже производится и потребляется рынком, тем, что предлагается производителям в качестве прототипов, и тем, что только еще разрабатывается. Компания Tenneco имеет в своем арсенале готовые решения, которые помогут автопроизводителям обеспечить своим автомобилям соответствие требованиям всех экологических ограничений не только сегодня, но и, как полагают ее специалисты, в обозримом будущем.
При этом не забыта та цель, для которой на заре автомобилизации были создана системы выхлопа. Делается все, чтобы акустические характеристики новых автомобилей не разочаровали своих владельцев.
Трансформирование и изменение конструкции выхлопных систем происходят прямо на глазах. Изменился состав материалов, теперь глушители не ржавеют до дыр и не отваливаются через 1,5–2 года эксплуатации. Выхлопная система разделилась на «горячую» и «холодную» части. В «холодную» входит традиционный глушитель, расположенный в хвостовой части автомобиля. «Горячая» – очень тяжелая и компактная часть, включает в себя катализатор и сажевый фильтр (если он предусмотрен конструкцией). Конструкция «горячей» части очень быстро усложняется, и для ее обслуживания во время эксплуатации автомобиля мастерам СТО необходимы новые знания и навыки, которые они не могли приобрести, обслуживая автомобили, не оборудованные системами очистки выхлопных газов.
Поэтому специалисты Tenneco много сил и средств тратят на создание и продвижение программ обучения сотрудников сферы автемаркета. Среди обучающих программ стоит обратить внимание всех заинтересованных лиц на последнюю разработку – TADIS – информационную систему для технических специалистов самого широкого профиля, доступную в интерактивном виде через сайт компании.