Революционные изменения в системах охлаждения

Революционные изменения в системах охлаждения

27.01.2017 - 15:17
Приблизительное время чтения: 9 минут. Интересно, но нет времени читать?

Сотрудники Инжинирингового центра SMART провели семинар «Системы охлаждения. Технологии CALORSTAT by Vernet, Франция». В этой встрече приняли участие коммерческий директор компании Vernet SAS Филипп Зейтун и директор представительства компании в странах Таможенного союза Ирина Егорова.

Открыл семинар старший технический тренер центра SMART Алексей Сигайцев, который рассказал о тенденциях в сфере систем охлаждения автомобилей, а также об особенностях их ремонта и эксплуатации.

На сегодняшний день CALORSTAT by Vernet – мировой лидер в производстве и разработке электронных термостатов. Компания занимается системами охлаждения с 1927 года. Головной офис и основное производство Vernet расположены во Франции.

В последние годы в связи с ужесточением экологических норм в сфере автомобилестроения значение термостатов и требования к их качеству значительно выросли. Для снижения вредных выбросов необходимо как можно быстрее прогреть мотор и поддерживать стабильную температуру не только в двигателе, но и в других агрегатах машины. В связи с этим количество термостатов в современном автомобиле значительно увеличилось, и в дальнейшем эта тенденция сохранится. Еще недавно достаточно было одного термостата, а в современных автомобилях их уже 3–4, в перспективных машинах до 6. В двигателях современных спортивных и «заряженных» автомобилей, как правило, применяются два термоcтата в блоке цилиндров и головке блока, по одному в трансмиссии, системах отопления и контроля токсичности. 

В последние годы конструкция термостатов заметно изменилась. Чтобы сделать этот узел более легким и технологичным в производстве, его корпус теперь изготавливают из пластика. Разработка электронно управляемого термостата со встроенным нагревательным элементом позволила обеспечить стабильный тепловой режим независимо от условий движения.

Поскольку современный термостат – это деталь, выполненная с прецизионной точностью, то для корректной его работы важно соблюдать правила по установке. Прежде всего, важно уберечь термостат от повреждений при перевозке. В связи с этим, а также для защиты от подделок компания Vernet, помимо основной коробки, помещает каждую деталь термостата в отдельную упаковку, при этом каждый элемент маркируется. При монтаже важно обеспечить правильное положение термостата. Категорически запрещено смазывать уплотняющие кольца и прокладки герметиком – он может разрушить уплотнения. Для проверки исправности термостата ни в коем случае не допускается его кипячение или нагревание открытым пламенем, поскольку при этом нарушается правильная работа термоэлемента.

Обязательно нужно заменить охлаждающую жидкость, чтобы исключить вероятность эксплуатации нового термостата с охлаждающей жидкостью, выработавшей свой ресурс (во избежание быстрого старения термостата). Срок службы антифризов невелик, особенно в холодном климате. Согласно рекомендациям специалистов Vernet, охлаждающую жидкость в наших климатических условиях необходимо менять не реже чем раз в два года, лучше это делать перед началом зимнего сезона. Хотя некоторые производители антифризов указывают значительно больший срок службы, на практике это часто не соответствует действительности, поскольку при низких температурах кристаллизуются многие ингибиторы коррозии. При возникновении течей в системе охлаждения нельзя использовать для их устранения химические средства, в том числе так называемые «жидкие гвозди» – они способны вывести из строя не только термостат, но и помпу.

Филипп Зейтун и Ирина Егорова рассказали о новейших разработках Vernet и ответили на вопросы участников семинара.

Два месяца назад в каталоге Vernet произошло изменение в обозначении продукции. Обычные термостаты, как и прежде, идут с литерами TH, а электронные – TE. Пока Vernet больше производит обычных термостатов, но в компании прогнозируют, что в ближайшие несколько лет ситуация изменится. Современные двигатели работают в напряженном тепловом режиме. И если на термостатах старой конструкции клапан срабатывал при температуре 82–87 градусов, то многие современные электронные изделия открываются при 98 градусах. При этом точность изготовления деталей и их ресурс стали значительно выше. При условии правильной установки ресурс обычного термостата равен 150 000 км, электронного – 250 000 км. В настоящее время 55% продукции Vernet поставляется на конвейер, 45% – на независимый рынок автокомпонентов.

Сегодня все больше компонентов объединяются в модули. Такое решение помогает снизить себестоимость производства, уменьшить вес и габариты комплектующих. Одна из новейших разработок – созданный Vernet совместно с компанией Schaeffler модуль картриджного термостата, объединенный с помпой. Как сказала Ирина Егорова: «Такой революции, как в термостатах, в последнее время не произошло ни в одном узле автомобиля!»           

Радикальные изменения происходят и в других компонентах системы охлаждения. В частности, начиная с февраля 2017 года Vernet начнет поставлять на конвейеры автопроизводителей патрубки системы охлаждения из пластика, которые надежнее и долговечнее обычных. Также компания активно развивает разработку и производство различных электронных датчиков.

Наряду с компонентами для легковых автомобилей компания Vernet выпускает термостаты и для коммерческой техники. Продукция поставляется в основном на конвейер, поскольку детали очень надежные и зачастую не требуют замены в течение всего срока службы автомобиля. Vernet поставляет свою продукцию компаниям Volvo, Renault, MAN, DAF. Производители коммерческой техники более консервативны и пока предпочитают использовать простые термостаты. Но и здесь прогресс не стоит на месте: недавно DAF начал использовать электронно управляемые детали, MAN также проявляет интерес к таким разработкам.

На вопрос: «Не создаст ли массовое распространение электромобилей угрозу для бизнеса производителей систем охлаждения?» – Филипп Зейтун ответил: «На наш век хватит!» И далее пояснил, что электромобили смогут занять определенную нишу, но большинство ведущих автопроизводителей делает ставку на гибридные технологии. Много средств вкладывается в перспективные разработки такой техники, которая появится на дорогах в 2030–2040 гг., термостатов в них будет даже больше, чем сейчас. «До пенсии мне точно хватит работы», – сказал Филипп. Ирина Егорова также отметила, что, помимо высокой стоимости и малого запаса хода, массовому распространению электромобилей будут мешать проблемы, связанные с утилизацией аккумуляторных батарей.  

После семинара Филипп Зейтун в эксклюзивном интервью журналу «Автокомпоненты» рассказал о современных тенденциях развития систем охлаждения и новейших разработках компании CALORSTAT by Vernet в данной области.

«Автокомпоненты»: VERNET уже на протяжении многих лет увеличивает объем инвестиций в научные разработки и создание новых технологий. Скажите, в каких направлениях идут эти изыскания? Какие разработки наиболее перспективны, на ваш взгляд?

Если говорить об инвестициях в разработку новых технологий, то это 6% от ежегодного оборота компании. В научно-техническом центре Vernet работают 50 сотрудников. В 2011 году Vernet была признана самой высокотехнологичной компанией Франции во всех областях.

Говоря о новейших тенденциях, отметим увеличение количества термостатов в современных автомобилях. Помимо системы охлаждения они теперь применяются в системах смазки и подачи воздуха. Если говорить о компонентах системы охлаждения, то здесь широкое применение находят электронные термостаты. В области их разработки и производства Vernet занимает ведущие позиции. Компания является поставщиком данной продукции для всех ведущих автопроизводителей.

В перспективных автомобилях термостат станет более важным элементом. Во-первых, их будет очень много, во-вторых, цены на электронные термостаты примерно в десять раз выше по сравнению с обычными. В результате доля термостатов в стоимостном выражении в автомобиле существенно вырастет.

«Автокомпоненты»: Какие задачи ставят перед разработчиками компании современные тенденции в области автомобилестроения (даунсайзинг, требования по экологии и снижению расхода топлива)? Какие основные проблемы существуют при разработке новых компонентов систем охлаждения?

Основное требование – сокращение вредных выбросов при сохранении и даже увеличении мощности двигателя. Современные электронные термостаты позволяют снизить выбросы на 5–10%, расход топлива также уменьшается до 10%. Еще одна тенденция – уменьшение веса и рабочего объема двигателей при той же мощности.

Если говорить о проблемах, то главное то, что экологические нормы постоянно ужесточаются, из-за этого сроки разработки новых компонентов очень сильно сократились.

Инжиниринговый центр SMART (www.ecsmart.ru)

Инжиниринговый научно-образовательный центр SMART является крупнейшим независимым учебно-практическим центром в сфере ремонта и обслуживания автомобилей на территории РФ. Располагает четырьмя подготовленными техническими площадками в Москве и Санкт-Петербурге с 9 тоннами специального оборудования и учебных стендов. Ежегодно технические тренеры ИЦ SMART готовят более 2500 механиков, электриков, диагностов, мастеров-консультантов, руководителей станций техобслуживания – всего более 13 000 выпускников с 2008 года. Партнер GROUPAUTO RUSSIA. Сотрудничает с ведущими производителями и поставщиками автомобильных запчастей, является эксклюзивным образовательным партнером бренда Vernet в РФ.

«Автокомпоненты»: Многие автопроизводители сейчас жалуются, что приняты слишком жесткие экологические нормы и они слишком часто меняются. Вы так не считаете?

Отчасти могу согласиться с этим, поскольку не всегда жесткие меры дают желаемый результат. Но если говорить о системах терморегуляции, то здесь еще очень большой потенциал развития и есть большие резервы. Например, в конструкции автомобилей Dacia Logan и Sandero, спроектированных компанией Renault, известной своими инновационными разработками, используются старые технологии. Тем не менее эти модели соответствуют строгим европейским экологическим нормам. Здесь сделана ставка на низкую стоимость, и такая стратегия приносит успех. В конце концов, у потребителя должен быть выбор.

«Автокомпоненты»: Какие важные события произошли в последние годы? Как развивался производственный потенциал? Какие изменения произошли в продуктовой линейке?

Как я уже говорил, в современном автомобиле термостатов становится больше, они появляются в новых системах и интегрируются в различные агрегаты. Если говорить о новых продуктах в линейке Vernet, то, помимо электронных термостатов, это пластиковые патрубки системы охлаждения, различные электронные датчики: давления, дроссельной заслонки, положения и частоты вращения коленчатого вала.

«Автокомпоненты»: Почему компания никогда не производила помпы?

В данном сегменте рынка автокомпонентов существует сильная конкуренция, и поэтому не имеет смысла заниматься данной продукцией.

«Автокомпоненты»: Продукция компании VERNET поставляется на конвейеры автосборочных предприятий, расположенных в России?

Да, конечно, компания Vernet, прежде всего, традиционно сотрудничает с французскими автопроизводителями. Поэтому наши компоненты можно увидеть на автомобилях с двигателями Renault, а также Peugeot и Citroen. Помимо этого, Vernet активно работает с Volkswagen Group.

 «Автокомпоненты»: По какой стратегии развивается работа компании в России? С какими трудностями вы сталкиваетесь здесь? Существуют ли какие-то отличия российского рынка от других?

– Россия – один из самых сложных рынков. Мы присутствуем здесь с начала 1990-х годов, и первоначально бизнес развивался успешно. Но после кризиса 1998 года продажи резко упали, и наступили непростые времена. Однако в последние два года спрос на продукцию Vernet резко вырос в связи с увеличением парка иномарок на российском рынке. Также компания значительно расширила ассортимент выпускаемой продукции, в частности начала производить термостаты для автомобилей японских и корейских производителей. Несмотря на трудности, российский рынок для Vernet очень важен. Мы планируем в России развивать свою работу шаг за шагом. Очень важным является информационный фактор. Мы придаем большое значение встречам с потенциальными потребителями нашей продукции, таким как этот семинар в центре SMART.

 «Автокомпоненты»: Филипп, спасибо за то, что любезно согласились ответить на наши вопросы, и успешного бизнеса вам в России.


Посмотрите похожие материалы: