Рынок моторных масел: «Мы будем жить теперь по-новому»

Рынок моторных масел: «Мы будем жить теперь по-новому»

22.03.2024 - 22:10
Приблизительное время чтения: 14 минуты. Интересно, но нет времени читать?

Последовательное введение санкций в отношении России привело к тотальной трансформации российского рынка смазочных материалов. О том, как он изменился и чего в сложившейся ситуации ожидать профессиональному сообществу, читайте в нашем исследовании.

Нельзя сказать, что испытания, выпавшие на долю рынка смазочных материалов в 2022–2023 гг., как-то особенно отличались от тех, с которыми столкнулся российский автобизнес в целом и сегмент послепродажного обслуживания в частности. Однако их последствия оказались куда более чувствительны для самого широкого круга субъектов автомобильной сферы, начиная от владельцев индивидуального автотранспорта и заканчивая профессиональными сообществами.

Причина совершенно очевидна. Моторное масло – это расходник, нуждающийся в регулярной замене. Как правило, не реже чем раз в год. Эту замену ни отложить, ни перенести на некий условный период в ожидании стабилизации ситуации или ее возвращения к прежнему состоянию, в отличие от множества других видов работ (если, конечно же, вы не хотите возникновения пышного букета проблем с двигателем, коробкой передач и проч. агрегатами), ни в коем случае нельзя. Поэтому непрогнозируемый и весьма ощутимый рост стоимости, уход известных игроков-лидеров и некоторые другие факторы были крайне болезненно восприняты рынком.

1

Первым делом люди, естественно, запаниковали и принялись скупать все подряд без разбора: во всех видах тары и под любой этикеткой. Это еще сильнее подстегнуло динамику цен и создало вполне реальную угрозу фатального дефицита. Но рынку с этой угрозой удалось достаточно быстро справиться за счет развития новых логистических каналов и привлечения альтернативных поставщиков, на уровне как готовых продуктов, так и сырьевой базы. В итоге стоимость немного отыграла назад, а товарный баланс восстановился до устойчивых объемов. Правда, полностью импортозаместиться нам, к сожалению, так до сих пор и не удалось.

Чтобы лучше понимать перспективы рынка, давайте теперь каждый из озвученных аспектов рассмотрим подробнее.

Герои нашего времени

Долгое время бесспорными законодателями мод на российском рынке смазочных материалов – его одиозными лидерами – были непоколебимые западные компании. Так называемая «большая четверка»: Castrol, Mobil, Shell, Total. И даже в 2022 г. благодаря накопленному запасу прочности они очень неохотно сдавали свои позиции. Но российские бренды уже уверенно поджимали. По данным ассоциации GfK (здесь и далее, если не оговорено иное, рассматривается только вторичный рынок послепродажного обслуживания), именно в 2022 г. впервые за последние несколько лет Shell с показателем 11,7% доли рынка уступила пьедестал почета российской Lukoil, которая отхватила невиданные для себя прежде 13,3%.

За Mobil тогда оставалось 5,9% – и это была третья строчка в рейтинге, за Castrol – 4,4%. Замыкала пятерку Gazpromneft – 4,0%, по сути, сохранившая достигнутый ранее паритет. Учитывая, что при этом ее флагманский продукт G-Energy самостоятельно засветился на 8-й позиции – 3,6%.

Но тенденция уже была несомненна: Total откатился на 9-е место (3,4%), несмотря на наличие собственного производства в России. Elf – на 13-е – 2,5%. Liqui Moly – на 15-е (1,6%).

Конечно же, вакантные позиции тут же заняли другие игроки.

Ошеломительный результат продемонстрировал Sintec, прибавивший одним махом 178% к 2021 г. и гордо шагнувший на 6-ю строчку в топ-10 (3,9%). Rolf обосновался на 10-й, впервые попав в десятку лидеров и уступив «французам» лишь сотые доли процента, – 3,4%.

Подросла и Rosneft – 12-е место с 2,6%. Чуть выше встала японская Idemitsu – 3,0%.

«Корейцы» Kixx (14-е место – 2,5%) и ZIC (7-е место – 3,7%) в принципе остались «при своих», продав соответственно на 18 и 36% больше. Хотя в целом для южнокорейской индустрии смазочных материалов уход западных химических гигантов из России оказался весьма прибыльным. Как пишет Financial Times, ссылаясь на статистическое ведомство Южной Кореи, эта страна в 2022 г. увеличила экспорт моторных масел к нам на 116,7%, до 229 млн долл. Причем в основном постарались две компании: SK Enmove и GS Caltex. Это как раз владельцы тех самых марок ZIC и Kixx. Интересно, что последнюю даже не смущает ее партнерство с американским гигантом Chevron (или Chevron не смущается того, что его партнер активничает с подсанкционным государством), – импорт моторных масел в Россию она увеличила до показателя 5% от всего выпускаемого объема. SK Enmove отправляет в нашу страну порядка 6,5% своей продукции.

В 2023 г. южнокорейская «масляная» экспансия значительно усилилась. По результатам 11 месяцев прошедшего года, предоставленным все той же GfK, ZIC занимает уже почетное 2-е место (6,1%), а Kixx – 9-e (3,1%). Это, пожалуй, самый стремительный взлет 2023 г. Впрочем, до лидера Lukoil им по-прежнему далеко – 15,2% и первая позиция в чарте.

За «корейцами» неотступно подтягивается другой «азиат», который тоже вроде как должен следовать во всеобщем русле санкций, но по каким-то причинам пренебрегает ими, – «японский» коллега Idemitsu, прыгнувший сразу на 8-е место с 3,8%.

Shell сократилась примерно вполовину, но все еще довольно заметна на рынке – 5,6% и третья строчка. Total падает следом – 14-я и 2,3%. Хотя, наверное, самым зрелищным отступлением стоит называть сокращение Mobil и Castrol – они покинули топ-5, оказавшись на 7-м и 10-м месте с долями 3,9 и 3,1%.

1

Sintec (4,7%) и Rolf (3,9%) продолжили свое нелегкое (хотя в текущей ситуации, может быть, и не такое уж «нелегкое») восхождение вверх, добравшись соответственно до 4-й и 6-й позиции. Порадоваться за ребят? Наверное, можно было бы, но на фоне более легких на подъем «корейцев», махнувших сразу под самую вершину рейтинга, это выглядит каким-то уж чересчур скромным достижением.

А вот Gazpromneft вообще никаких прорывов не добилась. Снова пятая и опять с 4,0%. При этом бренд G-Energy даже ощутимо сдал – 2,8% и 11-е место.
Rosneft также почти неизменна: 12-я строчка и 2,5%.

Но самым удивительным событием 2023 г. в этом вполне закономерном с точки зрения текущих реалий дележе «масляного пирога» выглядит внезапное возвращение Motul. У него 2,5% и 13-я строчка рейтинга. Постарались «серые» дилеры или в головном офисе что-то щелкнуло? Точного ответа пока нет (хотя версий множество), но наверняка он скоро появится – такой прорыв остаться незамеченным на всех уровнях не сможет.

Остается добавить, что и оригинальные масла пока еще пользуются спросом. Их доля, естественно, постепенно снижается, но свои 10% с небольшим они стабильно занимают.  

Лучше в канистре

Еще один интересный тренд, отмеченный GfK, заключается в том, что в 2023 г. на 20,9% по сравнению с 2022 г. увеличился спрос на моторные масла категории 0W-20. Аналитики объясняют этот рост – самый большой среди всех вязкостей – массовым притоком автомобилей китайских марок. 5W-30 прибавили только 11,9%, 5W-40 и 10W-40 лишь 6,6 и 2,0% соответственно.

А вот у традиционно востребованного 0W-30 случился провал на 23,7%. По всей видимости, из-за недостатка поставок и слишком сильно повысившейся стоимости (с чего бы?).

Что касается объемов тары, то 4-литровая классика по-прежнему правит бал – рост спроса на 15,0% к 2022 г. «Литрушки-подливайки» тоже остаются востребованы: +6,8% – слишком много в нашей стране «масложорных» движков. Пятилитровые канистры демонстрируют минимальное увеличение – 5,4%.

Разливайка же – автосервисы, внимание! – потеряла 2,0%. С одной стороны, это, безусловно, совсем мало, но с другой – фактор настораживающий, поскольку наглядно демонстрирует крутой вираж потребительских предпочтений: автовладельцы снова принялись покупать моторные масла самостоятельно и приезжать на СТО «со своим». К чему это может привести? Профессионалы со стажем, несомненно, отлично знают. Так что, парни, поднажмите, а то останетесь без заработка.   

Их выбирают в интернете

Не менее любопытны итоги онлайн-опросов более 3000 респондентов, которые из года в год проводит АА «Автостат» в рамках своего проекта «АВТОСТАТ ОМНИБУС». Он ориентирован на выявление потребительских предпочтений – марок, которые чаще всего выбирают по отзывам, статьям, а также тестам в интернете, – и довольно разительно отличается от совокупных рыночных долей тех или иных брендов: похоже, в суровых российских условиях «предпочитать» и действительно «покупать» не всегда одно и то же, поскольку зависит от множества субъективных и объективных факторов (благосостояние, наличие, доставка и т.д.). Да и собственно интернет – это еще пока далеко не весь рынок.  

Так вот, по результатам так называемой «шестой волны» в конце 2022 г. самым популярным был Sintec (16,0%). Следом с небольшим отрывом шел Genesis – 14,3%. Далее приличный отрыв и на третьей строчке – G-Energy (9,2%).  

Кроме того, пользователи часто выбирали Liqui Moly (8,6%), Idemitsu (8,2%), Gazpromneft (6,9%), Motul (6,8%), Lukoil (6,0%), Elf (5,1%) и ZIC (5,1%).

Для «седьмой волны», проведенной в октябре 2023 г., определяющим параметром была приемлемость цены. В этом опросе свое лидерство сохранил Sintec – 67,0%, а вторую позицию заняла ни в одном из рейтингов не претендующая на первые позиции Gazpromneft – 57,4%. Далее шли Kixx (56,5% – единственный иностранный бренд), Lukoil (52,6%) и Rosneft (52,4%).

Вот такие замысловатые хитросплетения, на которые также стоит обращать внимание и внимательно анализировать.   

1

Шквал контрафакта

Проводимый анализ может иметь самый разнообразный характер. В частности, один из главных выводов, который можно сделать на его основе, заключается в том, что безопасностью на рынке даже и не пахнет. Вы же сами видите, насколько велика еще доля санкционных брендов. В совокупности на них приходится чуть ли не треть всего продаваемого объема смазочных материалов. Но откуда они берутся в таких количествах, когда прекращены официальные поставки?

Вряд ли параллельный импорт способен на прокачку столь масштабных потоков. Да и за счет нереализованных прежде остатков подобного уровня не достичь. Значит, подделки? Однозначно!

Причем самое обидное то, что зачастую они до степени, как говорится, смешения сливаются с вполне честным параллельным импортом и отличить правду от лжи становится практически невозможно. Хотя и добросовестная «параллелка» порой не сулит ничего хорошего.

Чего стоит только совсем недавно прогремевшая и наделавшая много шуму история, когда из одной очень респектабельной арабской страны в Россию ввезли огромную партию моторного масла не менее респектабельного международного бренда. И вроде поставка абсолютно легальная, хоть и параллельная, и все подтверждающие-сертифицирующие-удостоверяющие документы на месте – белые и идеальные. Совершенно ничего подозрительного. Даже напротив.

Но качество содержимого импортных емкостей довольно быстро начало вызывать сомнения. Не так чтоб совсем уж «вода», однако параметры и допуски, как показали тесты, проведенные некоторыми особенно въедливыми оптовиками, полностью «вне зоны действия». Заливать такую жижу в двигатели автомобилей, эксплуатируемых в России, тем более с ее зимними морозами, – эксперимент с очень неочевидным результатом. Более того – эксперимент чрезвычайно рискованный.

По счастью, специалисты оперативно забили тревогу и данную партию удалось в самые сжатые сроки локализовать и изолировать. Поэтому принесенный ею вред оказался минимальным. Но сколько таких партий проходит незамеченно просто потому, что они гораздо меньше в объемах?

Другой не менее интригующий вопрос – что это, вообще, было: откровенная подделка высочайшего уровня исполнения или просто не предназначенный для применения в наших условиях продукт?   

Оба этих вопроса, к сожалению, остаются без ответа. Также ничего определенного невозможно сказать и об объемах контрафакта. По мнению экспертов, он колеблется в диапазоне от 20 до 60%, что вполне соотносится с озвучиваемыми цифрами долей, учитывая, что и честный параллельный импорт имеет место быть, и честные нереализованные остатки все еще где-то всплывают. 

Импортные импортозаменители

Другой неутешительный вывод – фатальный провал импортозамещения. По данным компании ACG, в 2022 г. российскими компаниями было произведено 144,4 тыс. т автомобильных смазочных материалов. Это на 8% меньше, чем в 2021 г. В то же время импортные поставки достигли 312,7 тыс. т, что в денежном выражении превышает 399 млн долл.

По долям стран и континентов картина выглядела следующим образом: на местную продукцию приходилось 31%, европейскую – 43%, североамериканскую – 6%, азиатскую – 20%.

Конкретных цифр по 2023 г. еще нет, но прогностические данные неутешительны. Даже открывшийся ближе к концу года калужский Total, который теперь ООО «Топ Лубрикантс», выпускающий продукцию под брендом Lemarc, пока не сможет решительно изменить генеральный вектор ситуации. Поэтому в финале у России будет в лучшем случае все та же плюс-минус треть, а вот расстановка сил в заграничном лагере радикально переменится и доля азиатов, даже по самым скромным прогнозам, вырастет минимум в 2–2,5 раза, до 40–50%. Причем главными бенефициарами станут не игнорирующие санкции «корейцы» и «японцы», а постепенно и невзначай вползающие в открытые ворота «арабы», у которых, как выяснилось, масляная промышленность функционирует на полную катушку.

Те, кто посещал московские выставки в конце лета, наверняка испытали легкое (а может, и более глубокое) удивление от представленного изобилия прежде неизвестных масляных брендов. Львиная доля из них родом с Ближнего Востока.

И даже многие СТМ («собственные торговые марки») российских дистрибьюторов/оптовиков сегодня разливаются на пустынной арабской земле.

Преимущества налицо – качество отменное, а стоимость весьма бюджетная. По всей видимости, именно они составят основную конкуренцию и российским брендам, поскольку могут обеспечить стабильность качества – закупка базовых масел и присадок осуществляется ими на вполне законных основаниях и по совершенно прозрачным схемам у лидеров отрасли, которые свою продукцию «россиянам» не продают. Из-за этого те вынуждены идти на всевозможные ухищрения, «запутывать следы» и довольствоваться тем, что им, так или иначе, удается где-то в мире раздобыть. Из-за этого качество и объемы выпуска страдают, а цена не теряет тенденции к росту, ибо рубль – валюта крайне ненадежная. В итоге все больше и больше потребителей обращается к ближневосточным маслам, внимательно изучая этикетки и штудируя новые названия.

Кстати, еще одним весомым преимуществом «арабов» можно назвать то обстоятельство, что в силу их нераспространенности и широкого разнообразия брендов подделывать такую продукцию пока никто не берется. Долгий ли срок имеет такая страховка от мошенников, пока неясно, но то, что в ближайшие года 2–3 она явно не кончится, – абсолютно однозначно.

Таким образом, не торопясь делать скоропалительные выводы, тем не менее, можем заключить, что в текущей ситуации в сфере смазочных материалов вероятность достижения процессом импортозамещения решающих значений крайне низка. Причин, помимо названной, множество. Их разбор выходит далеко за рамки наших компетенций.

Ценовые волны

С ценой последние два года творились настоящие чудеса. Сначала она резко взлетела в небеса, потом значительно менее резко приступила к снижению. Реальные цифры в рамках подготовки отчета «Российский рынок моторных масел для легковых и легких коммерческих автомобилей» собрали эксперты АА «Автостат», проанализировавшие динамику средней цены в шести крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске.

В качестве примера взяли три довольно популярных и потому показательных продукта: Lukoil Genesis Armortech 5W-40, Mobil Super 3000 X1 5W-40 и Shell Helix Ultra 5W-40, фасованных в 4-литровые канистры. Их стоимость в январе 2021 г. составляла соответственно 1792 руб., 2067 руб. и 2670 руб. Летом 2022 г. (данные на июнь) она подскочила более чем в два раза, до 3756 руб., 4918 руб. и 5970 руб. Наибольшее относительное подорожание испытал продукт Mobil – +138%. На 124% повысилась цена у Shell, на 110% – у Lukoil.

И если в случае импортных брендов это подорожание выглядит вполне закономерно – сложности с поставками, 100-процентно импортные базы даже при наличии завода у Shell и проч. факторы, включая создавшийся на рынке ажиотажный спрос, – то, почему Lukoil поднял стоимость на такое большое значение при своих российских корнях, не совсем ясно. Вероятно, компания решила отыграть спекулятивную карту и, грубо говоря, побежала туда, куда и все. В итоге потребительская паника усилилась, и цены поползли еще выше.

Но это продолжалось не слишком долго. Весной 2023 года стоимость сменила курс на снижение. Больше всех подешевел Shell – на 19%, до 4822 руб. На втором месте по динамике – Mobil. Его цена упала на 15%, до 4167 руб. А вот «Лукойлу» очень понравилось быть дорогим, и отправляться в обратный путь он не торопится – только минус 13% к лету 2022 г. и 3281 руб.

Развивая заданную тему уже собственными силами, мы изучили текущее положение дел и выяснили, что на момент подготовки материала стоимость Shell Helix Ultra 5W-40 в 4-литровой канистре в Москве упала до 3694 руб. То есть еще на 25%. Mobil Super 3000 X1 5W-40 – до 3525 руб. (на 16%). Lukoil Genesis Armortech 5W-40 – до 2580 (на 21%).

Еще большего снижения цены ждать, по мнению аналитиков, не стоит. Все свои панические, дефицитные и прочие рыночные факторы стоимость уже откатила назад. Остался только подешевевший рубль, объективно приведший к подорожанию продуктов. Причем всех. Но, опять же по непонятной причине, к уровню 2021 г. российский Lukoil подорожал даже больше, чем ушедший с рынка иностранный Shell, – на целых 44% против 38%.

Чудеса, да и только. Хотя вроде бы этот рынок, как сама химия, должен быть предельно точным и прагматичным. Но нет, различные факторы, зачастую совершенно не поддающиеся четкому прогнозу и линейной логике, вносят в него серьезные коррективы.   


Посмотрите похожие материалы: