Когда дело доходит до выбора лучшей жидкости для омывания лобового стекла автомобиля, важно учитывать такие факторы, как эффективность, цена и отзывы покупателей, – ее качество и характеристики могут иметь огромное значение при вождении в ненастную погоду. Так что компромиссов тут лучше избегать. И, конечно же, ни в коем случае не гнаться за дешевизной. Впрочем, обо всем по порядку.
Зимних стеклоомывающих жидкостей на рынке представлено огромное количество. Лучшие из них разработаны для эффективной очистки, обеспечения четкой видимости и иногда даже защиты лобового стекла от возможных повреждений. В своей публикации мы рассмотрим несколько важных факторов, которые следует учитывать в контексте данных продуктов.
Ингредиенты – всему голова
Жидкость для омывания ветрового стекла представляет собой смесь химических соединений, таких как спирт, этиленгликоль, глицерин, поверхностно-активные вещества, ароматизаторы и красители. Все эти ингредиенты могут быть вредны для здоровья. Пары жидкости попадают в салон через воздухозаборник. Они могут вызывать головную боль, жжение в глазах, сухость и жжение во рту, изменение вкуса, головокружение, сонливость и даже одышку или рвоту. Поэтому очень важно покупать продукты, изготовленные из высококачественного сырья. Они немного дороже, но их преимущества отчетливо ощущаются при вождении в сильный мороз. Безопасность такой поездки невозможно выразить материально.
Качество применяемого спирта – это, пожалуй, краеугольный камень стеклоомывайки. Оно влияет на запах жидкости и температуру кристаллизации. Спирт должен иметь как можно менее раздражающий запах, чтобы созданная на его основе жидкость пахла нейтрально или даже приятно.
Проблемы с применением спирта в зимних стеклоомывающих жидкостях автомобилистам со стажем известны не понаслышке.
До начала 2000-х гг. все было хорошо – они стоили недорого, не пахли и выдерживали лютые холода, нередко даже за пределами обозначенного на этикетке диапазона. Но потом санитарные врачи всея России обеспокоились тем, что такие классные незамерзайки люди охотно пьют и слепнут, и их запретили, потому что в основе был ядовитый для человека метиловый спирт. Что же нам предлагают вместо него?
Спиртовые терзания
Этиловый спирт, также известный как этанол или питьевой спирт, имеет характерный запах и резкий вкус. Этиловый спирт широко используется в пищевой промышленности или при обезжиривании контактов электротехнических и механических деталей. Но его оборот крайне зарегулирован государством (что, однако, не снижает гигантские объемы циркулирующего по стране контрафактного алкоголя), плюс налоги, акцизы и прочие сборы, превращающие незамерзайки на основе этанола в непозволительную роскошь. Но они все равно встречаются.
Метиловый спирт, также известный как карбинол, метанол и проч., используется в лакокрасочной промышленности для растворения различных веществ. Именно метанол обладает лучшими моющими свойствами среди всех одноатомных спиртов. В составе растворов он практически не пахнет.
Изопропиловый спирт (изопропанол) используется в производстве ацетона. Обладает усиленной ароматикой.
Считается, что метиловый спирт представляет наиболее серьезную опасность для здоровья человека. Степень воздействия метилового спирта определяется его концентрацией, индивидуальными особенностями человека и/или путем попадания в организм.
По самой своей природе этанол считается наркотиком, но привыкание к нему возникает только при регулярном приеме. В этом случае этанол оказывает неблагоприятное воздействие на нервную и сердечно-сосудистую системы человека, пищеварительную систему и печень. Кроме того, вдыхание паров этанола иногда может привести к отравлению.
Метанол – высокотоксичное вещество, воздействующее на сосудистую и нервную системы. Этот тип алкоголя может накапливаться в организме: 5–10 мл метанола могут привести к тяжелому отравлению, а 30 мл – к летальному исходу.
Характеристики изопропилового спирта и этанола почти одинаковы, но первый более токсичен, хотя и не накапливается в организме. Во многих частях мира производство и продажа жидкостей для омывания лобового стекла на основе изопропанола запрещены, поскольку это самый токсичный из всех спиртов. Но в нашей стране он стал основным, поскольку этанол дорог, а метанол запрещен. Зарубежные жидкости для омывания лобового стекла, как правило, изготавливаются именно из этанола, хотя в состав жидкости также могут входить изопропанол и этанол (не более 1%) для денатурирования.
В контексте спиртов также важно понимать, что температура замерзания/кристаллизации этилового спирта –114 °C, метилового –97 °C, а изопропанола всего около –90 °C. Поэтому его концентрация в растворе для достижения аналогичных свойств должна быть ощутимо выше. Выводы, как говорится, делайте сами.
Обычно содержание спирта в зимней жидкости для омывателя ветрового стекла колеблется от 30 до 50–65%, и предназначен он для того, чтобы помочь смыть грязь и соль и снизить температуру кристаллизации. Это важно, потому что с каждым градусом ниже нуля спирт начинает медленно густеть. Изначально этот процесс совершенно незаметен, поскольку он не достигает критичных значений. Однако при очень низких температурах омывание лобового стекла может стать утомительным занятием. Дополнительные чистящие ингредиенты, содержащиеся в жидкости, могут загустеть и ухудшить свои свойства, несмотря на использование спирта. Поэтому необходимо выбирать зимние жидкости с подходящими для условий вождения характеристиками.
Идеальная жидкость
Для средней полосы России наиболее оптимальной можно назвать зимнюю жидкость с пороговым параметром –30 °C (но только честными «минус тридцатью»: выше – рискованно, ниже – избыточно). Кроме того, она должна обладать хорошими моющими свойствами, быть нейтральной по отношению к лакокрасочному покрытию, пластику, резине и хорошо увлажнять щетки стеклоочистителя, чтобы не сократить срок их службы.
Щетки стеклоочистителей увлажняются этиленгликолем и глицерином. Они ухаживают за стеклоочистителями, предотвращают повреждение лезвий, смазывают и сохраняют резину. «Дворники» лучше скользят и не скрипят на поверхности лобового стекла. Этиленгликоль добавляется в количестве до 5%. Слишком большое количество приведет к образованию разводов. К тому же он затрудняет отделение спирта от воды и испаряется медленнее. Благодаря этому форсунки омывателя не замерзают, а жидкость не свертывается на пути от омывателя к лобовому стеклу.
Поверхностно-активные вещества снижают поверхностное натяжение, облегчая увлажнение поверхности. В зимней жидкости их должно быть намного больше, чем в летней. Это связано с тем, что для очистки чего-либо требуется высокая температура. Зимой холодно, поэтому добавляется больше чистящих средств. Однако, если их слишком много, жидкость будет чрезмерно пениться.
Жидкость для омывателя ветрового стекла должна иметь нейтральный аромат. Чтобы сделать жидкости более привлекательными и перекрыть неприятный запах алкоголя, в них добавляют ароматизаторы. Устранить запах алкоголя особенно сложно, когда речь идет о спирте из отходов или сомнительного сырья. Жидкости со слишком сильным запахом не рекомендуются. В свою очередь, большое количество отдушки может негативно сказаться на состоянии резиновых элементов и вызвать появление разводов.
Таким образом, хорошая зимняя незамерзайка – это всегда некий химический компромисс, призванный в максимальной степени не только использовать положительные свойства ингредиентов, но и нивелировать недостатки.
То есть продукт этот весьма непрост и не имеет ничего общего с банальным «разбодяживанием» спирта в воде.
Остерегайтесь дешевых жидкостей!
Не секрет, что все мы ищем жидкость, которая не нанесет серьезного ущерба нашему карману. Зимняя жидкость для омывателя ветрового стекла, по сути, дешевый продукт, поэтому для некоторых людей поднимать эту тему беспочвенно. Однако есть люди, для которых абсурдно низкая цена за литр жидкости имеет существенное значение. Это водители, которые пользуются омывателями ветрового стекла много раз в день. Обычно это профессиональные водители транспортных средств доставки или грузовиков, для которых отличная видимость является приоритетом. Это те, кто ищет самые дешевые предложения. Однако выходом из этого тупика может стать приобретение профессионального препарата по привлекательной цене при заказе значительного количества.
Когда менять? Вот в чем вопрос
Не ждите первых заморозков. Зима не раз удивляла, поэтому следите за прогнозом погоды, чтобы заранее подготовиться к перепаду температур. Осенью добавляйте в резервуар зимнюю жидкость для омывания ветрового стекла умеренно, например, по одному литру за раз. Когда она закончится, снова наполните резервуар.
Часто бывает так, что по какой-то причине мы забываем менять жидкость для омывания лобового стекла сезонно. Что тогда? Если в бачке вода или остатки летней жидкости, а мы замечаем это слишком поздно, у нас могут возникнуть проблемы. Жидкость замерзнет в трубопроводах, насосе и резервуаре. При сильном морозе могут возникнуть серьезные повреждения. Если нам повезет и мороз будет достаточно слабым, чтобы жидкость только загустела и забила шланги, еще не все потеряно. Просто долейте зимнюю жидкость и включите омыватели несколько раз. Спирт, содержащийся в жидкости, разблокирует трубки, и все вернется в норму.
В ситуации, когда под рукой нет зимней омывайки, прежде чем добраться до ближайшей точки продаж, вам придется импровизировать и готовить ее самостоятельно. Для этого надо смешать воду со спиртом и непременно добавить немного жидкости для мытья посуды. Это несовершенный рецепт, но он защитит компоненты от повреждений и позволит вам мыть стекла в дороге. Жидкость для мытья посуды – обязательный атрибут. Помните об этом!
Можно ли смешивать разные жидкости?
Да, конечно. Однако следует помнить о нескольких правилах.
- Зимнюю жидкость можно смешивать с летней при температуре наружного воздуха выше нуля.
- Не добавляйте зимнюю жидкость к летней с приближением зимы. Эта операция обычно заканчивается замерзанием жидкости, что во многих случаях приводит к повреждению системы омывателя.
- Самостоятельно готовить смесь летней и зимней жидкости также не очень хорошая идея, потому что, если вы разбавите жидкость, которая не замерзает, например, до –22 °C, пополам с летней жидкостью, готовая смесь не замерзнет не до –11 °C, а только до –7 °C или меньше. Помните – зависимость тут нелинейная и трудно прогнозируемая, поскольку определяется множеством факторов.
Оставить на лето?
Вопрос о том, стоит ли оставлять зимнюю жидкость на период эксплуатации транспортного средства в летний период, совсем не такой простой, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, какой-то очевидной беды в этом вроде бы нет. В формуле присутствуют моющие средства, поэтому и в теплое время она, по идее, должна работать. Конечно, не так хорошо, как специальные составы с добавками для устранения следов от насекомых, но, тем не менее, лучше, чем просто вода.
Да, так-то оно так. Но смотрите, что получается. Температура замерзания спиртов ниже, чем у воды, но они также легковоспламеняющиеся и очень летучие. Давление паров воды при нормальной температуре на уровне 20 °C составляет 2,33 кПа, в то время как давление паров изопропилового спирта – 4,4 кПа, этанола – 5,6 кПа, а метанола – 11,83 кПа. Из этого следует, что спирты выделяют примерно от двух до пяти раз больше пара, чем вода. Следовательно, они также быстрее исчезают с поверхности ветрового стекла. При более высокой скорости разница в летучести становится еще более существенной.
То есть почти весь смысл от их присутствия в составе сразу же теряется. Поэтому стоит ли переводить дорогостоящее средство впустую?
Она замерзает!
Кстати, летучесть смеси, а точнее, ее зависимость от скорости движения автомобиля следует учитывать и в ситуации, когда вы видите, что жидкость с оптимальными характеристиками почему-то замерзает на лобовом стекле при температуре, не соответствующей заявленной.
Помимо нескольких других возможных, но маловероятных причин этого (например, плохо перемешанной смеси с высоким содержанием воды), существуют две основные, которые обычно взаимодействуют.
Первая – это как раз давление паров или летучесть, на которую влияет множество факторов, начиная от атмосферного давления, температуры за бортом и заканчивая скоростью движения. Таким образом, омывайка, декларируемая на –20 °C, скорее всего, точно замерзнет при движении на 60 км/ч, когда за бортом –10 °C. Собственно, именно поэтому мы и рекомендуем в средней полосе России использовать составы на –30 °C. Но даже такой смеси может быть недостаточно при сильном минусе и высокой скорости.
Вторая – отвод тепла от лобового стекла. Широко известно – и каждый испытывает это на собственном опыте, – что восприятие холода усиливается, когда дует ветер. Поток воздуха ускоряет отвод тепла от более теплого объекта – температура окружающего воздуха и температура более теплого объекта выравниваются. Скорость охлаждения пропорциональна скорости потока – чем быстрее дует ветер (чем быстрее вы едете), тем быстрее выравнивается температура.
Из этого следует, что при более высоких скоростях спирт быстро испаряется, температура ветрового стекла быстро падает до температуры окружающей среды, и, если температура составляет около 0 °C, на ветровом стекле могут образоваться кристаллы льда.
Тревога для пластика
Для того чтобы исключить пищевое применение спирта, его денатурируют. Безусловно, в первую очередь это касается этилового спирта и продуктов на его основе. Существует множество денатурирующих веществ – как официальных, так и весьма сомнительных, но не запрещенных. В их ряду этиленгликоль, изопропанол, битрекс/денатонийбензоат не наносят вреда деталям автомобиля, вне зависимости от материала изготовления (резина, пластик и проч.), а также лакокрасочному покрытию.
Но это опять же довольно дорогие вещества, соблазн экономии на которых весьма велик. Поэтому нередко используют более дешевые денатурирующие добавки: ацетон, кетон, ацетальдегид и проч., способные, например, протравливать фары. Поликарбонат или полиметилметакрилат, применяемые в качестве основного конструкционного материала автомобильных фар, более подвержены травлению этими веществами.
Материал фар относится к числу самых прочных прозрачных полимеров, поскольку он подвергается самому жесткому негативному воздействию (свет и УФ-излучения, тепловая нагрузка, дорожная соль, мытье жидкостями для омывания и т.д.). Повреждение фар обычно не видно сразу. Таким образом, если вы ранее использовали некачественную жидкость для омывания, повреждение может произойти, даже если вы уже применяете более качественную незамерзайку.
Также в зоне риска резиновые компоненты (уплотнители, прокладки и проч.), которые тоже могут быть безвозвратно повреждены денатурирующими веществами. Обязательно учтите это обстоятельство при выборе зимнего стеклоомывателя.
Подводя итог всему вышеизложенному, хочется еще раз сказать: жидкость для омывания лобового стекла – не пустяк. Круглый год используйте только проверенные и фирменные смеси. Добросовестные производители, имеющие многолетний опыт, не экспериментируют с составом жидкости и используют только высококачественные, очищенные и соответствующим образом подготовленные ингредиенты.
Выбор хорошей жидкости для омывания ветрового стекла – это решение, важное для комфорта вождения, безопасности движения и сокращения износа стеклоочистителей. Поэтому все-таки стоит поискать жидкость, которая объективно лучше.