Сегодня ни одна СТО не может обойтись без автосканера. В современном автомобиле электронных чипов примерно в сто раз больше, чем в бытовом компьютере – и потому определение неполадок «на слух и на глаз» просто невозможно по чисто техническим причинам.
Однако рынок сканеров настолько разнообразен, что выбор его модели становится серьезной задачей. Дешевый сканер – с сильно «обрезанным» функционалом. Профессиональный – дорогой (иногда очень дорогой!) и с излишними возможностями: вряд ли когда-нибудь в «гаражную» СТО в каком-нибудь поселке будут ежедневно заезжать для ремонта и техобслуживания дорогие машины. А вот недорогие «бюджетные» автомобили – будут.
Нужно запомнить – не существует «вообще самых лучших сканеров»: каждый из присутствующих на рынке изначально заточен производителем под определенные параметры и требования. И прежде всего это соотношение цены и функциональных возможностей. Так как выбрать сканер, который обладает необходимым функционалом, но при этом не разорит мастерскую, – задача достаточно сложная.
Разновидности сканеров
Автомобильные сканеры можно поделить на несколько категорий:
– автосканеры для автолюбителей;
– профессиональные мультимарочные приборы;
– профессиональные дилерские сканеры.
В категории автосканеров для автолюбителей широко распространены приборы на базе микроконтроллера ELM 327. В принципе это маленькая коробочка-адаптер, которая вставляется в диагностический разъем. Подобные сканеры есть и в ассортименте китайской компании LAUNCH – например, серия Launch CReader. Такие приборы имеют достаточно большой охват: все автомобили с инжектором, выпущенные после 1996 года и работающие по CAN-шине. В поздних версиях благодаря встроенному bluetooth можно смотреть и управлять параметрами, используя не только компьютер, но и КПК или мобильный телефон.
Однако такие сканеры обладают минимальным функционалом – как правило, это идентификация, чтение и стирание ошибок и отображение текущих параметров, так как они работают по стандартным протоколам диагностики.
«Любительские» сканеры просты в эксплуатации и недороги: ценник начинается от 400 рублей (хотя и доходит по отдельным моделям до 20 000 рублей). Однако для профессионалов они не очень подходят – поскольку не позволяют понять, в чем источник проблемы у автомобиля.
В категории профессиональных мультимарочных сканеров наиболее распространены приборы от китайского производителя – LAUNCH (от 64 900 рублей для модели X-431 Pro), немецкие сканеры BOSCH (от 104 800 рублей для модели KTS 525 с лицензией), итальянские TEXA (от 78 500 рублей для модели Navigator TXC).
Стоит сказать, что подобные сканеры производятся и другими компаниями в разных странах, в том числе и у нас в стране, – например, компанией «Автоэлектрик». Правда, функционал таких приборов несколько уступает «грандам» рынка.
Основным преимуществом сканеров BOSCH и TEXA над LAUNCH является программное обеспечение со справочными руководствами по диагностике и ремонту. Но «китаец» – дешевле. Однако за все надо платить – дополнительные возможности сканера требуют более мощных компьютера, ноутбука или планшета, на которые устанавливается программное обеспечение.
Если прибор Launch X-431 PRO работает в паре с достаточно простым планшетом HUAWEI на операционной системе Android (встроенная память – 2 Гб), то программное обеспечение BOSCH или TEXA требует ПК на операционной системе Windows с объемом памяти на жестком диске не менее 10–15 Гб.
Если говорить о преимуществах того или иного мультимарочного сканера, то у LAUNCH это низкая цена, у BOSCH – широкая справочная база данных, у TEXA – универсальность по различным видам техники и содержательные обновления.
Дилерские сканеры, как следует из названия, предназначены для официальных дилеров конкретных автомобильных марок. Поэтому и приобретаются они, как правило, через производителя или представительства того или бренда. Эти приборы специализированные: у них более широкие возможности набора регулировок и адаптаций по маркам автомобиля, для которых они предназначены, а также полная поддержка всех систем (естественно, при наличии подписки на обновления) на новых моделях. Цена оригинальных дилерских сканеров обычно выше, чем мультимарочных.
Иногда дилерские приборы можно встретить и в официальной открытой продаже. Однако важно понимать, что при покупке таких сканеров очень высока вероятность нарваться на серую копию дилерского прибора (так называемый «клон»). Или оригинальный дилерский прибор, но ввезенный в РФ неофициально (значит – без гарантии производителя и без технической поддержки). И в результате убедиться в справедливости поговорки: «Скупой платит дважды».
Перспективы
Сегодня в ассортименте производителей присутствуют не только сканеры, но и самые разнообразные тестеры. Например, в Европе с ноября 2014 года все новые автомобили полной массой до 2,5 т должны быть оснащены системами контроля давления в шинах (TPMS: tire-pressure monitoring system). В большинстве случаев такие системы используют датчики внутри шины, которые измеряют одновременно давление и температуру. Для диагностики подобных систем, в частности, Bosch разработал мобильный тестер TPA 200, который позволяет работать как с уже установленными на автомобиле колесами, так и с находящимися на хранении.
Это устройство предоставляет информацию о текущем давлении в шине и состоянии батареи датчика, его идентификационном номере. С помощью TPA 200 к системе TPMS могут быть подключены другие датчики. Более того, универсальные датчики также могут быть запрограммированы с помощью этого прибора. В комплекте поставки идет программное обеспечение TPA Startcenter. Среди прочего оно содержит базу данных с информацией о системах TPMS.
Стоит сказать, что крупные производители постоянно совершенствуют весь ассортимент своей продукции – не только за счет количества различных моделей сканеров и тестеров, но и за счет совершенствования программного обеспечения.
Например, компания LAUNCH в 2014 году представила адаптер EasyDiag, который из категории «любительских», по заявлению производителя, переходит в разряд «профессиональных».
В базовой комплектации прибор реализует стандартные EOBD-протоколы диагностики. Но «в довесок» компания предлагает клиенту купить программу, которая расширяет возможности прибора для его автомобиля – позволяет не только выявлять и сбрасывать ошибки основных блоков, создавать отчет о найденных неисправностях, отображать показания датчиков и исполнительных механизмов в режиме реального времени, но и строить графики по заданным параметрам, проводить специальные тесты бортовых систем и многое другое. При этом программа поддерживает все модели выбранного производителя. Кстати, о цене – при цене прибора в 2500 рублей любая из более чем 30 предлагаемых «в довесок» программ стоит около 1500 рублей.
Еще пример: если в 1988 году широко известный «бошевский» сканер KTS 300 мог работать только с системами управления двигателем от трех производителей, то сегодня, благодаря фирменному ПО ESI[tronic]2.0, сканеры компании охватывают 180 автомобильных брендов, храня сведения о более чем 90 000 моделях. Естественно, регулярно получают обновления с актуальными данными по новым моделям и системам только оплатившие подписку автомастерские…
Обучение неизбежно…
Сегодня уже всем понятно, что для полноценной и эффективной работы с использованием мультимарочных и дилерских приборов сотруднику СТО, занимающемуся диагностикой автомобилей, уже недостаточно «просто среднего» образования – ему необходимо обладать определенными специфическими знаниями и навыками.
Понимают это и производители оборудования. И потому сегодня организация обучения работников СТО работе на их приборах становится одним из серьезнейших направлений в работе компаний.
Существуют и активно развиваются различные виды обучения – с учетом возможностей и потребностей сотрудников СТО. Например, обучение работе на дилерских сканерах проводится на базе тренинг-центров автопроизводителей: будущие специалисты изучают тонкости работы под руководством не только опытных тренеров и преподавателей, но иногда даже разработчиков приборов. Это «очное» обучение – наиболее эффективное, но при этом и затратное.
Для обучения работе на мультимарочных приборах ситуация более «мягкая»: здесь используется несколько вариантов обучения специалистов. Если есть возможность, руководство СТО может оплатить курсы на базе представительства компании в стране. Более доступно образование на базе официального дилера или дистрибьютора приборов – они просто-напросто находятся ближе к месту расположения СТО, а значит, затраты на командировки ниже.
Особо «продвинутые» производители организовали электронные учебные курсы. С точки зрения удобства электронные курсы (например, E-learning от BOSCH) позволяют человеку из любого региона России изучать нюансы работы с оборудованием через Интернет путем доступа к виртуальному учебному центру.
Специалисты комментируют
Андрей Лошин, генеральный директор ООО «Ди-Зел» (официального дилера BOSCH и авторизованного дистрибьютора ТЕХА):
«Диагностические сканеры для авторемонтного предприятия любого уровня, от «гаражной» мастерской до дилерского центра, стали не просто необходимостью, а главным фактором выживания предприятия. Сегодня без таких приборов невозможно даже диагностировать проблему, не говоря уже о ее устранении.
Однако появился парадокс – широкий ассортимент и все возрастающая сложность предлагаемых на рынке сканеров привели к тому, что выбор того или иного прибора и оборудования стал настолько сложной задачей, что ее уже нельзя доверять только сотрудникам СТО. Они просто могут не знать о новинках, их возможностях, не ориентируются в ценах, брендах, производителях и т.д. А выбор по принципу: «Нравится – не нравится», основанный на рекламе, скорее всего, будет далеко не лучшим.
Поэтому перед тем, как приобретать то или иное оборудование, прежде всего, необходимо тщательно изучить экономику своего предприятия – основные бренды и модели автомобилей, на которых ездят клиенты, загрузку СТО, основные проблемы, с которыми обращаются автовладельцы, и т.д.
На основе этих данных специалисты компании – продавца сканеров смогут подобрать именно то оборудование, которое необходимо – по функционалу, цене, производителю, поддержке, необходимости обучения персонала и еще по целому ряду параметров».
Павел Егерев, руководитель группы по продаже диагностического и гаражного оборудования BOSCH:
– Сегодня в линейке BOSCH найдется устройство, идеально подходящее под нужды автомастерской любого уровня: начиная от портативных сканеров до высокоэффективных диагностических систем. Использование современных измерительных технологий позволяет осуществлять диагностику, поиск неисправностей, ремонт и техническое обслуживание значительно быстрее и надежнее.
Важно отметить, что компании всегда придерживались идеи о том, что «в хорошем продукте мелочей не бывает». Поэтому развитие всегда идет по всем направлениям, а не только в чем-то одном.
Например, введение в начале 2012 года новой версии программного обеспечения – ESI[tronic]2.0. позволило команде разработчиков Bosch превратить сканеры в комплексную информационно-диагностическую систему. Это значительно упрощает работу мастеров, дает им возможность использовать стандартную процедуру диагностики поэтапной проверки всех автомобилей, существующих сегодня на рынке.
С первых дней существования системных тестеров специалисты Bosch постоянно работали над расширением баз данных, чтобы автосервисы всегда имели доступ к самой актуальной информации для диагностики автомобильных систем.
Процесс разработки нового оборудования и регулярных обновлений делает наши тестеры эффективными. Однако, что важно, приобретая наш диагностический сканер, автосервисы получают доступ к подробной технической документации, а также комплексной программе обучения, позволяющей овладеть знаниями, необходимыми для диагностики и ремонта даже самых современных электронных систем.
И, кстати, в том случае, если работникам сервиса не удается решить проблему собственными силами, они могут воспользоваться помощью специалистов линии технической поддержки Bosch.