Инструменты для ремонта

Инструменты для ремонта

14.08.2018 - 15:07
Приблизительное время чтения: 8 минут. Интересно, но нет времени читать?

Но уже с перестройкой ситуация кардинально поменялась – предприимчивые челноки потащили в страну красивые, блестящие, да еще и дешевые инструменты, обычно из стран Юго-Восточной Азии, тем паче экономические связи вместе с логистикой трещали по швам и дефицит отечественных товаров только увеличился. Главным рассадником любого инструмента для авторемонта стал рынок в Южном порту, там можно было купить все, ну или почти все, единственный момент, который стал напрягать поначалу профессионалов, а потом и всех остальных, – низкое качество товаров. Баллонный ключ мог согнуться, как будто был изготовлен из пластилина, рожковый ключ сломаться на самой банальной, слегка приржавевшей гайке, а такая красивая никелированная отвертка при первом же обороте потерять все свои шлицы.

Надо все-таки отдать должное той пестрой толкучке – в Южном порту можно было купить инструмент и весьма приличного качества, но народ, избалованный тотальным контролем государственно-общественных стандартов, не понимал, что соответствующие органы просто самоустранились от проблем покупателя, и продолжал искать что подешевле. В результате, встав на дороге с пробитым колесом и развалившимся на несколько кусков баллонным ключом, автолюбитель вспоминал наконец бессмертные слова из сказки А.С. Пушкина: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

инструменты для ремонта

Собственно, рынок именно такой подход и предполагает – челноки везли все самое дешевое и непритязательное, дабы побыстрее продать и обернуться еще раз, но профессионалы быстро просекли фишку, тем паче в России появились и мировые лидеры, представляющие интересующий их сегмент рынка. И тут опять пошел перегиб, но уже в другую сторону – за знаменитый раскрученный бренд иностранные компании просили весьма немаленькие деньги: они уже познали, что такое маркетинг, и взять три цены за просто качественную продукцию не считали для себя чем-то зазорным. По счастью, еще советские производственные мощности никуда не делись, и, коли не было желания отдавать кругленькую сумму за элементарный инструмент, всегда имелась возможность воспользоваться отечественным продуктом – пусть он не такой блестящий и красивый, зато качественный, а это значит – прошедший все стадии технологической обработки.

Итак, чем же принципиально отличается годный инструмент от негодного? Отличий несколько, сегодня мы обо всех вам расскажем, однако надо понимать, что желаемое и действительное часто не совпадают и купить некачественный инструмент, заявленный производителем как качественный, довольно просто. Поэтому имеет смысл пользоваться услугами компаний, которые ценят свою репутацию, – сейчас они в достаточном количестве присутствуют на рынке. Обычно эти фирмы дают пожизненную гарантию на предлагаемую продукцию. Почему пожизненную? Есть несколько объяснений. Самое понятное, разумеется, репутация, но есть и еще одно, не менее важное. В условиях массового производства избежать пусть небольшого, но все же некоторого процента брака очень сложно, посему проще заменить бракованный ключ или головку, нежели потерять клиента.

Однако надо отдавать себе отчет, что «пожизненная гарантия» не означает 100%-ную защиту от дурака или слишком хитрого пользователя. Если накинуть двухметровый вороток на ключ на 17`` в попытке сдвинуть намертво приржавевший крепеж, никакая гарантия не спасет, что вам и объяснят в отделе рекламаций – там обычно работают достаточно квалифицированные люди.

Итак, прежде всего материал. При изготовлении дешевого инструмента используется сталь 30–35, которую даже соответствующей термообработкой не довести до нужных кондиций. Для качественных изделий нужна марка не меньше 40 или 45, в идеале до 50. При соответствующей закалке и отпуске, в полном соответствии с диаграммой железо-углерод, такой состав дает необходимую твердость и одновременно вязкость. Отсюда вытекает следующая закономерность – термообработка должна вестись по всем технологическим правилам, иначе инструмент получится или хрупким, или мягким, что недопустимо. Кроме углерода в конструкционную сталь вводятся легирующие добавки – в нашем случае хром-ванадий. Не всегда, кстати, сталь легируется полностью – бывает, добавки вводятся лишь в рабочие кромки, если прочность изделия в целом при эксплуатации существенно не страдает. Делается сие, разумеется, в целях удешевления продукции. Собственно, на рынке представлены и нелегированные инструментальные углеродные стали, они тоже очень неплохо работают, а стоят дешевле. Инструмент подобной категории, возможно, менее привлекателен внешне, но производители разными способами стараются увеличить срок его службы. Например, рабочие кромки инструмента могут еще и фосфатироваться, что защищает его от коррозии, особенно сие актуально, когда рабочая кромка небольшая – отвертки или головки малого размера.

В свете вышесказанного формируется довольно четкое понимание того, что должно лежать в багажнике автолюбителя, если тот обладает необходимыми навыками и не чурается замарать руки. В достославные времена, когда машину можно было разобрать на составляющие прямо на обочине, у самых продвинутых пользователей инструмент мог занимать значительную часть багажника, ныне же все поменялось, особенно в количественном отношении. Надеюсь, всем ясно, что качество в любом случае должно соответствовать требованиям, красивая мягкая или хрупкая никелированная игрушка при тех же габаритах и весе не поможет, особенно в дальней дороге. Ну а с ассортиментом каждый автолюбитель определяется сам – в зависимости от марки/модели автомобиля и желания, а особенно квалификации, долезть до определенного предела, который у каждого свой. Не стоит забывать и про вездесущий маркетинг, который явно и активно мешает осуществить ремонт своими силами – повсеместно применяются оригинальный крепеж, специнструмент, а в моторном отсеке становится так тесно, что даже для элементарной, казалось бы, операции приходится вывешивать двигатель. Так что не торопитесь покупать огромные наборы, вполне возможно, они вам так и не пригодятся.

инструменты для ремонта2

 С профессиональным инструментом для ремонта все немного по-другому, автосервис просто не может себе позволить опустить руки, столкнувшись с хитростями автопроизводителя, и тут уж одним универсальным набором не обойдешься, каждый автослесарь, в зависимости от целей, приобретает в личное пользование свой ассортимент: тот, кто занимается ходовой, – один, моторами – другой и так далее.

В нынешние времена одноразовых автомобилей часто приходится докупать определенные приспособления. Как правило, все они предназначены для работы в труднодоступных местах, но часто отличаются по конструкции. Стандартный набор головок с карданными соединениями – уже классика авторемонта, раньше в наборах имелась лишь парочка переходников, а теперь, в связи с усложнением ситуации, когда громоздкие переходники уже не помещаются в тесном подкапотном пространстве, каждая головка снабжена карданчиком. Воротки разных размеров, обычно снабженные трещоткой, служат для тех же целей. В узкое пространство, куда не просунешь руку, они легко входят и полностью справляются с передачей крутящего момента. Кстати говоря, головки, воротки, отвертки не очень больших размеров теперь намагничиваются, дабы была возможность достать крепеж из точки ремонта.

Даже обычные пассатижи в нынешнюю эпоху поменяли свою привычную конфигурацию и называются теперь «Киви». Такая форма дает возможность видеть в тесном пространстве, что именно ты делаешь. Да что там, даже при замены свечей и проводов ныне без специальных приспособлений обойтись трудно, если ты не торопишься переломать все под капотом. Существуют специальные клещи, которые помогают снять наконечник свечного провода со свечи. Пальцами туда не долезть – свечные колодцы достаточно глубоки и малы в диаметре, а дергать за торчащий провод нельзя – может оборваться токопроводящая проволока.

Забавно, что в стародавние советские времена ГОСТы регламентировали размеры головок болтов и внутренних шестигранников, поскольку грамотные люди справедливо полагали, что если резьба М14, то внутреннего шестигранника на 9, к примеру, такому болту будет маловато – попросту говоря, его ни в жизнь не открутишь, особенно если оный даже слегка прихватит ржавчиной. Но компания BMW, как выяснилось, считает по-другому, причем очень давно. Еще в 34-м кузове пробка на МКПП была с внутренним шестигранником, выкрутить который в 95% случаев малой кровью не получалось. Либо высверливать, либо уродовать пробку глубокими зарубками и дальше действовать зубилом. Интересно, что BMW была в курсе, поэтому в запчасти поставляла пробку с наружным шестигранником. И таких моментов вспоминается целая куча. Поэтому маркетинговый ремонт предполагает в том числе и достаточно жесткие действия специалистов.

Ну а инструмент для таковых действий тоже присутствует на рынке. Хорошо работают наборы ломателей гаек, состоящие из нескольких приспособлений соответствующих типоразмеров. Если гайку не получается открутить, ее просто режут с помощью накидного кольца и каленого зуба. Гайка режется постепенно, так что резьба на ответной части не страдает. С прикипевшими болтами чуть сложнее – их приходится высверливать. Ну а есть спрос – появляется и предложение. В продаже появились специальные наборы для высверливания болтов, в которые входят и сверла разных диаметров, и метчики для прогонки резьбы, причем в случае со слепой резьбой метчики могут быть двух типов – черновые и чистовые.

инструменты для ремонта3

Для труднодоступных мест, которые часто встречаются под капотом и в салоне, есть целые наборы, состоящие из головок с карданами, переходников с гибкими тросами, коротких отверток и специальных крюков для снятия электрических «фишек».

По нынешним временам очень часто приходится работать, неустанно контролируя крутящий момент, дабы не сорвать резьбу в «крылатом металле», которого становится все больше и больше. Очень удобное приспособление – цифровой определитель момента, который как переходник устанавливается под головку. В более брутальных случаях, когда момент изряден: ремонт ходовой, затяжка колесных гаек, – существует динамометрическая ручка с держателем, обычно под квадрат на полдюйма.

В общем, меняется конструкция автомобилей – меняется и инструмент для ремонта, в принципе, процесс понятен и ничего тут не поделаешь. Однако даже хитроумные маркетологи премиальных брендов не придумали пока ничего лучшего, нежели резьбовое соединение. Поэтому основа основ: набор головок, ключей и отверток должен быть надлежащего качества.


Посмотрите похожие материалы: