Наш автовладелец во всем, что касается запчастей, с младых ногтей усвоил принцип: «Доверяй, но проверяй». Однако «на коленке», без оборудования, опыта и соответствующих знаний запасные части автомобиля проверить невозможно. Почти никак.
Пример – стойки амортизаторов большинства легковых автомобилей. При скорости утапливания штока 0,5 м/сек требуемое усилие должно быть больше 130 кг. Тут справится разве что Илья Муромец, и то…
Поэтому народ придумывает собственные «тесты». Медленно (как хватает сил) утапливают штоки газовых амортизаторов и смотрят, какой из двух «вылезет» быстрее. Тормозные колодки пытаются «анализировать» на «запах» или на то, как они пачкают руки. Такие тесты у специалистов ничего, кроме сожаления, не вызывают, поскольку не имеют ничего общего с реальными свойствами автокомпонентов: ни с динамической характеристикой амортизаторов, ни, тем более, со стабильностью коэффициента трения колодок. И если уж тестировать, то доверять это дело специалистам, профессионалам, имеющим в своем распоряжении соответствующее оборудование.
Поэтому, когда встал вопрос об испытании амортизаторов, то это непростое дело было поручено самой авторитетной тестирующей организации – Центру лабораторных испытаний ФГУП «НАМИ».
Выбор объекта испытаний
В качестве объекта испытаний были выбраны амортизаторы для произведенных в России и очень популярных последнее время автомобилей Hyundai Solaris и Volkswagen Polo. Они, адаптированные для российских дорог, имеют большие ходы подвески, высокий клиренс. Загрузка автомобиля предполагается не постоянной, но часто близкой к максимальной, а качество дорог в местах эксплуатации требует сместить баланс комфорта и жесткости в сторону последней, что, собственно, и определяет требования к амортизаторам.
Целью испытаний является не столько найти бракодела, сколько показать разброс реальных характеристик амортизаторов различных известных брендов, выявить их пригодность для наших условий эксплуатации.
На испытание были предоставлены амортизаторы подвески, приобретенные в розничной сети город Москвы:
- амортизатор газонаполненный передний (стойка) №840240, товарный знак alka, предназначенный в запасные части автомобилей Volkswagen Polo, Lupo, Caddy (обозначение на упаковке);
- амортизатор газонаполненный передний (стойка) №16451, товарный знак MONROE, предназначенный в запасные части автомобилей Volkswagen Polo, Skoda Fabia, VW Fox, Ibiza Cordoba (по каталогу);
- амортизатор задний газонаполненный №EX55300-4L002, товарный знак MANDO+, предназначенный в запасные части автомобилей Hyundai Solaris;
- амортизатор задний газонаполненный №349098, товарный знак KYB, предназначенный в запасные части автомобилей Hyundai Solaris IV (RB), i20, ix20;
- амортизатор задний газонаполненный №G121072LR, товарный знак LYNXauto, предназначенный в запасные части автомобилей Hyundai Solaris;
- амортизатор задний газонаполненный №55300-4L001, товарный знак AMD, предназначенный в запасные части автомобилей Hyundai Solaris.
Амортизаторы упакованы в фирменные коробки, повреждений не имеют, на корпусах амортизаторов и на упаковках имеются каталожные номера и товарные знаки производителей. Лакокрасочное покрытие не имеет дефектов. Обработка и чистота поверхности штоков соответствуют принятым нормам, подтеки рабочей жидкости отсутствуют.
Кто их производит:
- alka. Основной специализацией немецкой компании alka mobil auto accessories Gmbh, как следует из названия, будут автомобильные аксессуары и… традиционно амортизаторы, поставляемые в качестве запасных частей. Из Берлина в 2001 году основное предприятие компании переселилось в город Штоков (Бранденбург), где располагаются 10 000 м2 производственных площадей. Новая линейка амортизаторов предназначена для северных стран. Продукция alca сохраняет свои рабочие качества при температурах до –50° С! Это позволяет не только значительно увеличить срок службы подвески, но и сделать вождение зимой безопасным и комфортным. Официальным дистрибьютором в России продукции alka и Heyner является компания «Хеншен ТТ».
- Monroe. Компания Теннеко – владелец бренда амортизаторов Monroe. Теннеко является одним из крупнейших международных поставщиков запчастей для выхлопных систем и систем автомобильной подвески для оригинального и вторичного рынка. Каждый четвертый амортизатор и система очистки выхлопных газов из числа тех, что продаются во всем мире, сделаны на предприятиях этой компании. Сегодня инженерные и дистрибьюторские центры и заводы Tenneco Inc., выпускающие амортизаторы и выхлопные системы как для первичного, так и для вторичного рынка, расположены по всему миру: 90 заводов и 15 исследовательских центров в 22 странах мира, где занято более 29 000 сотрудников. Компания осуществляет поставки амортизаторов как на сборочные конвейеры (65% от общего объема), так и в качестве запасных частей. На вторичный рынок Европы, России и ряда азиатских и африканских стран амортизаторы Tenneco Inc. поставляют под брендом Monroe.
- Mando+. В 1962 году в Корее была организована семейная компания Hyundai International (MANDO Corporation). Сначала новая компания ставила перед собой довольно ограниченную задачу – обеспечить комплектующими конвейер компании Hyundai Motors, занимавшейся разработкой и сборкой автомобилей. Сейчас эта компания стала корпорацией мирового ранга. И, как все мировые корпорации, имеет сложную и многоуровневую организационно-производственную и сбытовую структуру. Объем деятельности и величина финансовых оборотов этой структуры сравнимы с полноценной промышленно-финансовой отраслью развитой страны. Только ее производственные структуры содержат сейчас 14 дочерних отделений (компаний и даже настоящих корпораций) в пяти различных направлениях промышленности. Производство автокомпонентов сосредоточено в основном в компании HALLA Meister. (Она, в свою очередь, входит в HALLA Group Introduction, которая в далеком 1999 году стала составной частью той самой первой компании, основанной в 1962 году.) Сейчас HALLA Meister – мировой лидер по производству запчастей с оборотом более 1 млрд долларов Продукция компании на вторичном рынке имеет бренд MANDO+.
- KYB. KYB Corporation − ведущий производитель гидравлического оборудования. Каждая четвертая машина в мире сходит с конвейера с амортизаторами, разработанными и произведенными на предприятиях KYB. Компания поставляет свою продукцию практически всем известным производителям автомобилей в мире – Alfa Romeo, Audi, FIAT, Ford, Honda, Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Renault, SEAT, Subaru, Toyota, Volkswagen и многим другим. KYB Corporation ежегодно производит более 75 млн амортизаторов на 15 заводах, которые экспортируют более чем в 100 стран мира под единой торговой маркой KYB. В каталоге компании KYB для России представлено более 4000 номеров, включая амортизаторы для праворульных автомобилей.
- LYNXauto. История бренда берет начало от компании Akita Kaihatsu Japan Co. Ltd., основанной еще в 1962 году в городе Осака (Япония). Она тогда специализировалась на металлографических исследованиях и разработках – изучении структуры, адгезии, твердости и пористости металлов. В 1970 году эта компания вошла в состав металлургической компании Nakatsuji Iron Industry Ltd., которая в 1989 году была преобразована в NKN Ltd., и с тех пор Akita Kaihatsu стала структурным подразделением NKN Ltd. Став одной из ведущих компаний в своем сегменте, Akita Kaihatsu выросла в международную компанию, оказывающую инжиниринговые услуги для автомобилестроения, машиностроения и энергетического комплекса. К началу XXI века компания накопила богатый опыт и обширную исследовательскую базу, предоставляя полный комплекс по подготовке, обеспечению производства и эксплуатации объектов различного назначения, включающих проектные, исследовательские, конструкторские, инженерно-консультативные услуги, а также разработке рекомендаций в области управления и организации производства. В 2008 году правлением NKN Ltd. было принято решение о преобразовании Akita Kaihatsu в коммерческую компанию и организацию производства под собственной торговой маркой – LYNXauto. В 2010 году начались глобальное развитие торговой марки LYNXauto и дистрибьюция продукции по Всемирной сети. Среди 10 товарных групп LYNXauto амортизаторы для легковых автомобилей занимают одно из ведущих положений.
- AMD. Торговая марка AMD основана крупнейшими производителями автокомпонентов Республики Корея для организации совместных поставок на мировой рынок запчастей для корейских и японских автомобилей. Марка AMD создана и функционирует на средства самих производителей комплектующих. Она служит для исключения лишних наценок на бренд и, значит, минимизации цен на запчасти. При этом для отбора продукции в торговую марку AMD в Корее выстроена жесткая цепочка оценки качества, поэтому бренд включает в себя только высококачественный товар хорошего технологического уровня.
Как их проверяли
Известны два принципиально различных метода стендовых испытаний автомобильных амортизаторов:
- без снятия с автомобиля (в составе автомобильной подвески);
- со снятием с автомобиля.
О первом методе рассказывает О.Г. Спиридонов – генеральный директор «МАХА Русиа». Его интервью можно найти на страницах этого выпуска журнала «Автокомпоненты».
Второй метод имеет давно разработанную нормативную базу, как в европейском плане – нормативы DFMEA (руководство FMEA (QS)), например, так и со стороны отечественных ГОСТов и официальных методик испытаний. Этот метод используется для тестирования образцов амортизаторов при предварительном выборе элементов подвески нового автомобиля во время его разработки или для региональной адаптации уже известной в других странах модели. И именно этим способом были проверены выбранные для теста амортизаторы.
Из протокола испытаний:
«Амортизаторы испытывались в соответствии с требованиями, изложенными в ГОСТ Р 53816 – 2010 «Автомобильные транспортные средства. Амортизаторы гидравлические телескопические. Технические требования и методы испытаний» и «Методике испытаний амортизаторов», утвержденной Управлением исследований и испытаний ФГУП НАМИ для внутреннего пользования.
Стенд для испытания амортизаторов обеспечивает возвратно-поступательное движение поршня вертикально установленного амортизатора, позволяет устанавливать требуемый рабочий ход поршня в диапазоне 10 ÷ 100 мм, задавать требуемую скорость перемещения поршня в интервале 0,03 ÷ 0,70 м/с, измерять и сохранять в памяти компьютера текущие значения датчиков перемещения и силы».
Проверка осуществлялась при комнатной (нормальной) температуре.
Амортизаторы передней стойки (VW Polo)
Усилия хода сжатия предоставленных амортизаторов практически совпадают. Причем в режиме больших скоростей штока совпадение близко к 100%.
Однако усилие отбоя тестированных амортизаторов отличается друг от друга очень существенно — оно ниже у амортизатора Monroe от 12 до 42% при различных скоростях штока. Эти значения говорят о том, что поведение автомобиля, оснащенного амортизаторами Monroe может быть значительно более комфортным, тогда как амортизатор «alka» более подойдет любителям «спортивного типа» вождения.
Амортизаторы задней подвески (Hyundai Solaris)
Если исходить из того предположения, что свойства амортизаторов MONDO +, как произведенных в рамках корпорации, поставляющей компоненты на конвейерную сборку автомобилей, наиболее полно отражают требования автопроизводителя, то не остается ничего другого, как взять полученные в результате теста характеристики амортизатора MONDO + «ту печку», от которой можно производить сравнение всей протестированной группы.
Альтернативный амортизатор другого корейского производителя AMD демонстрирует меньшее усилие сжатия (на 22 — 24%) во всем диапазоне значений скоростей. Усилие отбоя у обеих амортизаторов совпадают при средних значениях скоростей, но усилие отбоя амортизатора AMD в крайних точках (как при минимальной, так и при максимальной скорости) выше до 11%. Такое отличие в энергоемкости позволяет предположить, что что амортизатор AMD предназначен для водителей, придерживающихся спокойного режима вождения, и это устройство может быть рекомендовано для автомобилей эксплуатируемых в условиях больших городов …
Японские амортизаторы демонстрируют несколько иной характер.
Усилие сжатия амортизатора LYNXauto совпадает с взятыми за основу характеристиками в крайних точках скоростного диапазона, показывая несколько меньшее усилие при средних скоростях. Похожее поведение демонстрирует амортизатор LYNXauto и по усилию отбоя — близость значений в крайних точках скоростного диапазона и уменьшение усилия в его середине.
Полученные характеристики позволяют считать, что разработчикам LYNXauto, видимо, удалось найти «золотую середину», которая позволяет оптимально соответствовать требуемой энергоемкости и обеспечивая при этом хорошие показатели комфорта.
Компания KYB предоставила амортизатор, обладающий более комфортными характеристиками из всей протестированной группы и, в тоже время, демонстрирующем хорошую энергоемкость.
Несмотря на то, что характеристики предоставленных не тест амортизаторов различны (по крайней мере, на большей части режимов работы) это нельзя считать недостатком или, наоборот достоинством. Можно констатировать лишь тот факт, что поведение автомобиля с альтернативными амортизаторами будет отличаться от заданного инженерами-разработчиками, а как раз этого многие автовладельцы часто добиваются намеренно.