Что сегодня выбирает потребитель

Что сегодня выбирает потребитель

30.10.2020 - 10:27
Приблизительное время чтения: 4 минуты. Интересно, но нет времени читать?

В этом номере журнала «Автокомпоненты» наш партнер – аналитическая платформа Aftermarket-DATA – подробно рассказывает о таком важном сегменте, как автомасла.

Осень и весна – это традиционно высокий сезон для автомасел. Несмотря на то что большинство автолюбителей давно эксплуатируют машины круглый год, мы стабильно фиксируем всплески спроса на данную категорию в октябре-ноябре, марте и апреле. Аналогичную статистику по запросу «замена масла» показывает и сервис Google Trends. Поэтому наш сегодняшний обзор посвящен теме «Масла и автохимия» для легковых авто.

Методология

Aftermarket-DATA является частью экосистемы маркетплейса запчастей ВИН-КОД.РФ и CRM для автосервисов Win-Sto.ru. В общей сложности на площадке работают более 1500 магазинов запчастей и НСТО. Годовая аудитория портала составляет ~ 4 миллиона уникальных пользователей, из них 9000 посещают платформу ежедневно. Отметим, что посетители портала – это представители профессионального сообщества, которые напрямую влияют на выбор той или иной запчасти или бренда конечным потребителем.

болховский

Дмитрий Болховский, основатель платформы для автосервисов Win-Sto.ru, аналитическое агентство Aftermarket-DATA

Не только имя влияет на выбор

Мы решили проанализировать товарную категорию «Масла и автохимия» в канале точечных магазинов и НСТО. Этот сегмент ретейла обладает рядом существенных особенностей. Во-первых, здесь на выбор потребителя больше влияет не известность бренда, а рекомендация продавца магазина или мастера автосервиса. Поэтому раскрученные торговые марки здесь уступают место менее известным коллегам по цеху. Во-вторых, новым игрокам гораздо проще договориться с одиночным автосервисом или локальным интернет-магазином, чем с федеральной сетью. И, в-третьих, топовые масляные бренды обладают развитой сетью региональных представителей. Как правило, эти поставщики специализируются исключительно на категории ГСМ и автохимии. Это позволяет премиалам удерживать значительные доли рынка. Однако все чаще для повышения маржинальности универсальные дистрибьюторы автокомпонентов включают в свой ассортимент новые позиции моторных масел и спецжидкостей. В том числе запускают собственные private label. Конечно, все это постепенно меняет картину рынка.

Масла и смазки

Для начала предлагаем ознакомиться с суммарным объемом потребления масел и смазок в РФ с учетом пандемии в 2020 году. При подробном анализе стало очевидно, что показатель снизился ~ на 7%. Доли рынка продуктов IAM для легковых автомобилей в сегменте автомагазинов и НСТО распределились следующим образом. Тройку лидеров образовали бренды: Shell – 14%, Mobil – 9% и Liqui Moly – 9%.
 

масла и смазки

 

Если посмотреть на доли потребления моторных масел по вязкости, то складывается следующая картина. Масла с вязкостью 5W-30 занимают 35%, 5W-40 составили 30%, и замкнули тройку лидеров масла с вязкостью 10W-40 – 26%.

вязкость

 

Теперь обратимся к цифрам, показывающим доли потребления моторных масел по типу базы. На рынке в процентном соотношении большую часть, а это 50%, составляют синтетические масла, 42% доли рынка приходится на полусинтетические масла, и 4,5% рынка занимают минеральные масла.
тип базы

 

Розничные цены за 1 л моторного масла в автомагазинах и НСТО

Важным трендом 2020 года является увеличение доли продаж моторных масел в розлив. В том числе в розничных магазинах. Также увеличилась доля локализации производства смазочных материалов в РФ. Как следствие, даже на фоне роста валютного курса средняя розничная цена масла изменилась несущественно. Также на среднюю цену конкретного бренда влияет то, какой тип масел превалирует в его продажах. Упрощенно: чем больше у бренда синтетики в обороте, тем выше средняя цена.

цена

Доли потребления типов масел и смазок

При анализе рынка по назначению и потреблению типов масел и смазок выделились три лидера. На первом месте стоят моторные масла с 77%, за ними расположились трансмиссионные масла с 14%, и закрыли тройку лидеров масла ГУР – 5%.

назначение

Профессиональная автохимия

Следует отметить, что с учетом большого распространения в России рынка DIY «сделай сам» и гаражных автосервисов, деление автохимии на «профессиональную» и «любительскую» достаточно условно. Тем не менее мы относим к этой категории следующие позиции: герметики, клей, холодная сварка, фиксаторы резьбы; очистители инжектора, кондиционеров, радиаторов, топливные присадки, раскоксовыватель; консервант двигателя; смазка медная для тормозов и клемм АКБ; смывки краски, удалители прокладок, очистители дисков, растворитель ржавчины; наборы для вклейки стекол, праймеры и активаторы; индикаторы утечек, устранители течи; антикор и антигравий.

В денежном выражении по брендам ситуация следующая: Abro – 12%, Loctite – 10%, Victor-Reinz – 8%.

профессиональная

 

В отдельную группу мы выделили средства по уходу за кузовом автомобиля и салоном, химию для автомоек и детейлинга. К этой категории относятся следующие позиции: моющие средства, шампуни, полироли; очистители стекол, пластика, очистители битумных пятен; химчистка салона; антидождь и антизапотеватели стекла.

детейлинг

 

Автокосметика для автолюбителей

К этой категории мы относим товары импульсных покупок «у кассы» и автохимию, не требующую профессиональных навыков/инструментов для применения. Это салфетки, расзмораживатели и антизапотеватели, жидкость стеклоомывателя, подкраска в аэрозолях и грунтовки, дизельный антигель и другие топливные присадки, жидкий ключ.

автолюбители

В качестве бонуса мы решили представить виртуальный склад некоего универсального дистрибьютора автохимии. Допустим, он поставляет все популярные бренды в магазины запчастей и НСТО. Как могла бы выглядеть моментальная фотография его зоны отгрузки с учетом тематики, долей рынка и ликвидного ассортимента? Резюмируем все вышесказанное в нашей инфографике.
бонус

Все данные получены в рамках исследования рынка, проведенного совместно Авито Авто и Aftermarket-DATA.


Посмотрите похожие материалы: