Свежий воздух в салоне

Свежий воздух в салоне

01.12.2014 - 18:41
Приблизительное время чтения: 7 минут. Интересно, но нет времени читать?

О ситуации на рынке обслуживания автомобильных систем кондиционирования воздуха и основных тенденциях ее развития наш корреспондент беседует с Александром Ворцепневым, генеральным директором компании «Автоматика».

Какие основные изменения на рынке обслуживания автомобильных систем кондиционирования воздуха, произошедшие в последнее время, вы отмечаете?

В последнее время значительно возросла доля ремонта агрегатов в сравнении с их заменой – количество отремонтированных агрегатов стало превышать количество проданных новых. Главным образом эта тенденция касается компрессоров кондиционера. Она связана с тем, что в распоряжении механиков появились новые технологии, позволяющие ремонтировать агрегаты на достаточно хорошем качественном уровне, гораздо доступнее стали комплектующие и запчасти. При этом для клиента – частного автовладельца – ремонт в силу своей более низкой стоимости, естественно, предпочтительнее, нежели установка нового агрегата. В обороте нашей компании сегодня где-то 40% приходится на продажу новых компрессоров и 60% – на их ремонт.

В процессе ремонта агрегатам возвращаются их первоначальные характеристики. После ремонта восстановленный компрессор по своим характеристикам и качеству, можно сказать, на 90% соответствует новому.

Какие виды ремонта предусмотрены?

Существует несколько видов ремонта агрегата. Первый, самый распространенный – это ремонт муфты компрессора кондиционера. В частности, замена приводного подшипника, на котором вращается шкив. Это самый простой и самый популярный вид ремонта.

На втором месте по частоте обращений – нарушение герметичности, обусловленное протечками сальника. На третьем – ремонты, связанные с неисправностями поршневой группы и электронным управлением (то есть электромагнитным управляющим клапаном).

В первом случае меняется подшипник. Во втором – ремкомплект, в третьем – поршневая группа или электронная управляющая часть. Всегда, прежде чем приступить к работе, проводится подробная дефектовка, мастер определяет вид присутствующей неисправности, и уже по результатам дефектовки составляется смета, которая и предоставляется клиенту.

Чаще всего от старой детали сохраняется корпус. Но если меняется поршневая группа, то происходит и замена части корпуса.  При наличии механических повреждений корпуса можно поменять отдельные корпусные детали.

Как изменились клиент и его отношение к ремонту систем кондиционирования воздуха?

Могу однозначно сказать – грамотность потребителей растет. Люди понимают то, что даже в случае мелкого ремонта (электрика, восстановление герметичности системы и проч.) лучше обратиться в специализированную мастерскую, располагающую и всем необходимым оснащением (в том числе и аргонной сваркой, которая может понадобиться в некоторых случаях), и грамотным, квалифицированным персоналом.

Более того, им все реже приходится объяснять некоторые нюансы нашей работы. Например, выход компрессора из строя может быть обусловлен только наличием определенной причины – просто так агрегат не сломается. Эту причину надо установить. Для этого после ремонта необходимо выполнить дополнительные операции, в дальнейшем предотвращающие повторное возникновение неисправности: промывку системы и диагностику – машина в течение часа-двух работает, чтобы выйти на режим, достаточно близкий к критическому, когда кондиционер функционирует с повышенным давлением. Мы проводим такую диагностику и находим причину. Клиенты понимают, что это необходимо, и охотно соглашаются на выполнение описанных действий.

Благодаря такому взаимопониманию и отлично отлаженной коммуникации нам удалось заручиться полным доверием со стороны автомобилистов. Доля постоянных клиентов и визитов по рекомендации на нашем предприятии достигает довольно высокого – гораздо более высокого, чем в среднем по рынку, – значения – 80%. На основании этого я делаю однозначный вывод – автолюбители понимают особенности ремонта и обслуживания систем кондиционирования воздуха. Они уже не идут в те сервисы, где просто заправляют кондиционеры, они хотят получить полноценное компетентное обслуживание у мастера, который не только устранит неисправность, но и даст полезные советы относительно специфики эксплуатации и обслуживания системы кондиционирования на данном конкретном автомобиле.

У людей уже накопилось достаточно негативного опыта – они обращались куда попало, и, не получив надлежащего сервиса, помыкавшись по различным мастерским, теперь они стараются обращаться только к проверенным специалистам.

Каковы, на ваш взгляд, наиболее острые проблемы современного российского рынка обслуживания автотранспортного климатического оборудования?

Одна из основных проблем заключается в присутствии и обороте на рынке достаточно больших объемов некачественного хладагента. Такая ситуация стала возможна в первую очередь потому, что газоанализаторы, которыми можно проверить состав, достаточно дороги и для многих компаний они недоступны.

При этом самое обидное то, что многие клиенты проблемы, возникающие из-за низкосортного хладагента, связывают с неквалифицированным обслуживанием на станции. С другой стороны, и сами сервисмены могут не совсем точно определять причину выхода из строя системы, связывая это с перезаправкой системы – избыточным количеством хладагента, а на самом деле все дело в некачественном хладагенте, способствующем созданию избыточного давления. Из-за такого давления возрастает нагрузка на компрессор, и он раньше времени выходит из строя. К тому же может нарушаться система смазки компрессора. Это тоже приводит к поломкам компрессора.

Но насколько актуальна для рынка проблема некачественного обслуживания сама по себе?

К сожалению, актуальна. Доля обращений автолюбителей – жертв неквалифицированного обслуживания – также растет. Мастерская может выглядеть вполне профессионально, выполнять весь комплекс работ по обслуживанию автомобильных климатических систем, рекомендованный как производителем автомобиля, так и поставщиком компрессоров, но после замены компрессора в ней он внезапно выходит из строя. Причина – использование сольвентов (растворителей) или  нарушение технологий промывки системы. В частности, в процессе ремонта не снимают вентиль терморасширителя – хотят закончить работу побыстрее, не разбирая салона, в системе, конечно же, остается сольвент, который без снятия вентиля оттуда полностью удалить невозможно. Попадая в компрессор, сольвент смывает масляную пленку, и компрессор выходит из строя практически мгновенно, каким бы качественным он ни был. Процент подобных обращений в последнее время значительно вырос.

Да, профессионализм среди сервисов растет, сотрудники уже не боятся выполнять серьезные операции по обслуживанию системы, берутся за эти работы, но не всегда делают это достаточно качественно.

Каковы самые распространенные причины выхода из строя систем кондиционирования?

Наша статистика наиболее распространенных неисправностей может немного отличаться от средней по рынку, потому что мы сейчас в большей степени занимаемся ремонтом агрегатов. Тем не менее в целом картина идентична. Основная проблема как была, так и остается – негерметичность системы (утечки на магистрали, в уплотнениях, вышел из строя радиатор кондиционера и проч.). Она главным образом присуща автомобилям старше 5 лет и связана с естественным износом компонентов системы. Если утечка возникает на машине до 5 лет, то она, скорее всего, имеет механические причины: радиатор кондиционера корродирует или пробит, повреждение магистрали и т.д.

Далее идут проблемы, связанные с компрессором: либо не качает, либо избыточное давление из-за грязных радиаторов. Причем среди них основная доля приходится как раз на избыточное давление по причине грязных радиаторов. Особенно данная проблема характерна для Московского региона и крупных мегаполисов. Зимой радиаторы забиваются, ламели достаточно мелкие, теплообмен значительно ухудшается. Даже на сравнительно молодых – 2-3-летних автомобилях эта проблема может возникать.

Дело в том, что большинство современных автомобилей, начиная с 2009 г. в., оснащены компрессорами постоянного привода, в которых привод осуществляется посредством предохранительной платины. В случае, например, избыточного давления она прерывает передачу крутящего момента – шкив вращается, а вал остается на месте. Но из-за ухудшения теплообмена эту пластину может сорвать, и компрессор перестанет создавать давление.

Указанная неисправность устраняется путем замены пластины и промывки либо замены радиатора. Кстати, хочу отметить, возвращаясь к вашему первому вопросу, в последние год-два весьма ярко обозначилась тенденция к замене радиаторов кондиционера. Замена производится потому, что ламели сейчас достаточно тонкие, промыть радиатор практически невозможно и поэтому его меняют.

Ну а на третьем месте – электрика: датчики, проводка, вентилятор охлаждения и проч.

Как избежать дорогостоящего ремонта системы? Ваши  рекомендации клиентам.

Первое – самое важное, я и сам следую этому правилу и всех наших клиентов предупреждаю – это соблюдение чистоты радиаторов и системы охлаждения, кондиционера и интеркулера, если он есть. 90% проблем в системе связано именно с избыточным давлением, которое возникает вследствие забитых радиаторов. То есть внешне он может быть чистым – это проверялось сотни раз, – но давление близко к критическому. На самом деле основная грязь скапливается между радиаторами и со стороны не видна. Поэтому не важно, какой из радиаторов забит, поток воздуха все равно не проходит, теплообмен падает, из-за этого происходит перегрев хладагента, как следствие, масляное голодание компрессора и его преждевременный износ. Если бы этого не произошло, компрессор бы однозначно исправно проработал еще несколько лет.

По статистике, в чистых городах даже с гораздо более жарким климатом компрессоры кондиционера не ломаются так часто, как у нас. Поэтому основная рекомендация – чистые радиаторы системы охлаждения и кондиционирования воздуха.

Ну и, конечно, регулярная антисептическая обработка (дезинфекция) с заменой фильтра салона. Желательно раз в год. Операция недорогая, при этом, помимо прочего, она позволяет проконтролировать уровень хладагента в системе в объеме, регламентированном производителем, и при необходимости довести его до нормативного значения. Не забывайте – компрессоры постоянного привода работают всегда. Даже если в системе нет хладагента, то все равно компрессор работает. При отсутствии хладагента компрессор не смазывается маслом и, соответственно, изнашивается значительно быстрее.


Посмотрите похожие материалы: