«Вместо сердца пламенный мотор..»

«Вместо сердца пламенный мотор..»

17.08.2016 - 17:14
Приблизительное время чтения: 7 минут. Интересно, но нет времени читать?

Период со второй половины 2015 до начала 2016 года, несомненно, оставит яркий след в истории отечественного автомобилестроения. В Тольятти состоялся запуск производства двух новых моделей – LADA Vesta и XRAY, и эти события широко освещались прессой. В это же время почти не замеченными широкой общественностью остались куда более значимые для отечественного автопрома события – вступили в строй два новых моторных завода, Volkswagen в Калуге и Ford Sollers в Елабуге. В России освоено производство сразу четырех автомобильных двигателей: ВАЗ-21179, HR16 разработки альянса Renault-Nissan, Ford Duratec 16V Sigma и Volkswagen EA211.

Для сравнения: в СССР с 1970 до 1991 год на конвейер удалось поставить всего один принципиально новый мотор ВАЗ-2108, да и тот создавался при участии Porsche. Учитывая то, что даже в западных странах жизненный цикл силовых агрегатов, как правило, в несколько раз длиннее времени производства какой-либо модели автомобиля, то жить нам с теми двигателями, которые сейчас встали на конвейер, придется несколько десятилетий.

Все новые двигатели предназначены для автомобилей массового сегмента. Конструкция у них различная, но есть и общие черты. Все моторы достаточны простые по исполнению, все атмосферные, 16-клапанные. За исключением двигателя ВАЗ-21179, рабочий объем которого составляет 1,8 л, все силовые агрегаты 1,6-литровые. Также у мотора ВАЗ блок цилиндров традиционный чугунный, у всех остальных двигателей он выполнен из алюминиевых сплавов. Уже на старте производства значительная часть компонентов всех рассматриваемых двигателей локализована в России. В дальнейшем доля отечественных комплектующих будет увеличиваться. Рассмотрим каждый двигатель в отдельности.

ВАЗ-21179

Это первый принципиально новый двигатель, разработанный в Тольятти за последние 35 лет. Впрочем, не такой он уж новый, ведь первая версия этого мотора была создана в середине 2000-х годов в рамках работы над седаном проекта C, который в результате так и не встал на конвейер. Но впоследствии этот опыт частично использовался при проектировании LADA Vesta, которая в итоге вышла в серийное производство. Работа над 1,8-литровым мотором возобновилась в 2012 году. В окончательной доводке перспективного силового агрегата принимала участие инжиниринговая английская компания Ricardo. Перед разработчиками стояла ответственная задача – разработать новую конструкцию, используя при этом существующее на заводе оборудование, и создать в итоге надежный мотор, который можно было бы использовать на всех автомобилях Lada и машинах альянса Renault-Nissan, которые производят в России. В результате из-за всех этих требований новый мотор получил достаточно консервативную конструкцию. В основе мотора – чугунный блок «восьмерочного» семейства, с диаметром цилиндров 82 мм. Водяная рубашка охлаждения доработана с расчетом на то, чтобы двигатель не перегревался как при поперечном, так и при продольном размещении в моторном отсеке. Последний вариант актуален, если такой двигатель будет использоваться на моделях LADA 4x4 и Chevrolet Niva, которые уже давно нуждаются в более мощном силовом агрегате. Увеличения рабочего объема удалось достичь за счет увеличения хода поршня с 74,6 до 84 мм. Двигатель получил алюминиевый поддон картера, а объем системы смазки увеличился с 3,2 до 4,4 л.

Впервые двигатель отечественной разработки получил фазовращатели, пока только на впуске. Их поставляет на конвейер немецкая компания INA, этот же производитель делает ролики автомата натяжения зубчатого ремня ГРМ. Сам ремень производит немецкая компания Continental, его срок службы составляет 180 000 км. Эта же фирма делает топливную рампу. Шатунно-поршневую группу выпускает традиционный поставщик «АвтоВАЗа» – Federal Mogul-Восток из Тольятти. Клапаны производят Mahle и TRW. Коленчатый вал и головка блока цилиндров отечественного производства, но полые распределительные валы сделаны корейской компанией Toyota Tsusho. Масляный насос и помпа также корейского производства, фирмы GMB.

Производство нового мотора запущено на новой автоматической линии в Тольятти 25 декабря 2015 года. В конструкции ВАЗ-21179 широко используются импортные комплектующие, что позволило обеспечить высокую надежность мотора. Заявленный ресурс не менее 180 000 км, а при благоприятных условиях эксплуатации двигатель может прослужить до 400 000 км. По мощностным и топливно-экономическим характеристикам он превосходит 1,6-литровые моторы «АвтоВАЗ», Renault и Nissan, которые производят в России.

Это наглядно видно на примере модели LADA XRAY, на которую устанавливается три типа двигателя. 1,6-литровый ВАЗ-21129 развивает мощность 106 л.с. и максимальный крутящий момент 148 Нм при 4200 об/мин, расход топлива в городском цикле составляет 9,3 л на 100 км, почти такие же показатели у мотора HR16, 110 л.с., 150 Нм при 4000 об/мин, расход топлива 8,9 л. У 1,8-литрового двигателя ВАЗ-21179 все показатели значительно лучше: мощность 122 л.с., крутящий момент 170 Нм при 3750 об/мин, расход топлива в городском цикле 8,6 л на 100 км пути.

Большая доля импортных комплектующих, используемых для двигателя ВАЗ-21179, сделала его довольно дорогим в производстве. Новая производственная линия рассчитана на выпуск 250 000 моторов в год, позднее план подкорректировали из-за кризиса до 60 000 шт., но реальный объем производства намного ниже. Хотя новый двигатель подходит ко всем моделям альянса, которые производят в России, в настоящее время он устанавливается только на единственную комплектацию LADA XRAY с роботизированной коробкой передач.

HR16

Производство этого двигателя стартовало на «АвтоВАЗе» в мае прошлого года. Это полностью иностранная разработка, такой мотор уже много лет используется на различных моделях Nissan и Renault и успел зарекомендовать себя как надежный и неприхотливый в эксплуатации. В приводе ГРМ используется цепь, рассчитанная на весь срок службы двигателя. Для «АвтоВАЗа» HR16 – первый двигатель в истории завода с алюминиевым блоком цилиндров. Первое время мотор почти целиком состоял из импортных комплектующих, лишь поршни поставлял завод «Мотордеталь» из Костромы. Весной 2016 года в России освоили производство блока цилиндров и головки блока, коленчатого вала. В результате уровень локализации двигателя HR16 превысил 60%, в перспективе его планируется довести до 80%. Новые двигатели собирают на той же линии, что и ранее освоенный силовой агрегат Renault K4M, предназначенный для Renault Logan и Sandero, LADA Largus. План производства на 2016 год составляет более 60 000 моторов, из которых треть должна пойти на автомобили LADA, остальные – на автомобили альянса Renault-Nissan. В 2017 году планируется увеличить объем производства вдвое. В настоящее время двигатель HR16 устанавливается на модели LADA XRAY и Renault Duster. В перспективе им будут также комплектоваться LADA Vesta и Renault Logan/Sandero.

FORD DURATEC 16V SIGMA

Производство моторов данного семейства освоено в сентябре прошлого года на новом заводе Ford Sollers в Елабуге. Уже в марте 2016 года достигнут уровень локализации в 45%. Отливки блоков цилиндров, головок блока и коленчатого вала поставляет на конвейер литейный завод «РосАЛит Sollers», цилиндропоршневую группу – «Мотордеталь». Производственный процесс автоматизирован на 95%.

Все модификации двигателей Ford Duratec имеют рабочий объем 1,6 литра, но при этом они различаются по мощности. Для модели Ford Fiesta предназначены модификации мощностью 85, 105 и 120 л.с., для Ford Focus – 85, 105 и 125 л.с. Кроссовер Ford Ecosport оснащается 122-сильной версией этого мотора.

На первом этапе производства годовая мощность завода составляет 105 000 двигателей, в перспективе ее планируют увеличить до 200 000 шт. По планам автопроизводителя, до 30% производимых в России автомобилей Ford будут в перспективе комплектовать двигателями локальной сборки.

Volkswagen 1.6 MPI EA211

Производство новых двигателей серии EA211 стартовало в сентябре прошлого года на заводе в Калуге. Среди рассматриваемых нами моторов это самый современный по конструкции агрегат, и он лучше других адаптирован к российским условиям эксплуатации. В частности, производитель гарантирует запуск двигателя при температуре минус 36 градусов Цельсия. Новый мотор пришел на смену хорошо зарекомендовавшему себя в эксплуатации двигателю серии EA111.

Главные отличия нового силового агрегата: ременной привод ГРМ, модульная конструкция корпуса распределительных валов и головка блока цилиндров со встроенным выпускным коллектором. В новом моторе насос системы охлаждения объединен с корпусом термостатов, а привод этой системы осуществляется с помощью зубчатого ремня от распределительного вала выпускных клапанов. Также были модернизированы головка блока цилиндров, включая выпускные клапаны, кольца седла клапанов и клапанные пружины, поршни, шатуны, масляный насос, коленчатый вал, блок цилиндров и помпа. Рабочий объем двигателя 1,6 л, в настоящее время он выпускается в двух исполнениях, мощностью 90 и 110 л.с.

Мотор соответствует экологическому стандарту Евро-5 и может устанавливаться на автомобилях, разработанных на новой модульной платформе Volkswagen MQB. Поэтому если спрос на машины в России будет и дальше падать, то существует возможность поставки такого двигателя и на зарубежные автосборочные предприятия Volkswagen.

На момент запуска производства уровень локализации был относительно небольшим, около 30%. В России на заводе компании Nemak (Ульяновск) делают заготовки блока цилиндров и головки блока.

Производственные мощности нового завода рассчитаны на выпуск 150 000 моторов ежегодно. Сейчас калужские моторы серии EA211 используются на моделях Volkswagen Polo и Jetta, Skoda Rapid, Octavia и Yeti российского производства. То есть это самый востребованный новый двигатель из всех рассматриваемых нами в данном обзоре.


Посмотрите похожие материалы: