Технический прогресс в области автомобильного освещения вдохновляет конструкторов автомобилестроительных компаний на поиск все более и более прогрессивных решений. Увеличение производительности, дополнительная функциональность, повышение безопасности и запоминающийся дизайн – вот основные направления исследований и главные тенденции в этой сфере.
Автомобильное освещение в XXI веке совершило ошеломляющий технологический рывок – стремительная эволюция от галогеновых ламп до ксеноновых фар и светодиодных технологий в автомобилях заняла менее двух десятилетий. По меркам индустрии это невероятная динамика, вряд ли имеющая аналоги в смежных секторах. Не просто с технологической точки зрения, а в плане технологически-функциональной, прикладной реализации.
Энергичная цифровизация
Судите сами. В новое тысячелетие мы входили с автомобильным светом, в основном служившим цели обеспечения безопасности движения для всех участников дорожного движения. Свет, по сути, лишь весьма символично сигнализировал, информировал и, конечно же, освещал пространство. Это, естественно, немало, но… Но уже в десятых годах XXI века благодаря внедрению новых технологий началась чрезвычайно энергичная, скажем так, цифровизация головной оптики и задних фонарей, открывающая ранее неизвестные перспективы. Благодаря ей автомобильное освещение во всем его многообразии все активнее превращалось из обычного света в средство внешней коммуникации и взаимодействия, персонализации дизайна и предоставления производителям (и, соответственно, автовладельцам) новых возможностей стилизации и индивидуализации настроек.
Пожалуй, нет смысла перечислять все примеры и дальше продолжающейся эволюции автосвета. Многие из них вы хорошо знаете и неоднократно видели на улицах российских городов. А вот о самых свежих новинках, обозначив основные этапы развития технологий, логически их предвосхитивших, рассказать хочется. Как обычно, в авангарде разработок немецкие автомобилестроители.
Эволюционный путь
В контексте эволюции – как автосвет достиг того, что мы имеем сейчас, – довольно показательна эволюция осветительных приборов, применяемых на автомобилях Audi. Еще в 2003 г. на Audi A8 предлагался адаптивный свет с автоматическим динамическим регулированием угла наклона фар, прежде чем в 2010 г. камера на лобовом стекле начала обнаруживать других участников дорожного движения. Два года спустя бренд подтвердил свое новаторское мастерство и роль первопроходца в Audi R8, внедрив динамический сигнал поворота, который позволяет воспринимать индикацию изменения направления движения краем глаза и тем самым обеспечивает дополнительную степень безопасности при маневрировании в городском потоке.
В 2017 г., после дебюта на модели R8 LMX, Audi представила светодиодные фары с технологией HD Matrix и с лазерной технологией в качестве дополнительного дальнего света. Впервые в крупносерийном производстве она была применена опять же на роскошном седане Audi A8.
В прошлом же году производитель автомобилей премиум-класса пошел еще дальше, оснастив задние фонари нового Audi Q5 оцифрованными органическими светодиодами (OLED), открывающими новые возможности коммуникации транспортного средства с внешней средой и позволяющими пользователю выбирать дизайн задних фонарей во время конфигурирования автомобиля.
Органические светодиоды
Надо сказать, что Audi был первым автопроизводителем, обратившимся к теме OLED еще в 2016 г., выпустив Audi TT RS с задними габаритными огнями на органических светодиодах. Четыре года потребовалось, чтобы проработать эту технологию для постройки всего блока заднего фонаря на основе OLED.
Напомним, что органические светодиоды представляют собой полупроводниковые приборы, изготовленные из пленок органического происхождения. Когда через эти пленки проходит электрический ток, возникает излучение света. В связи с этим основное применение органических светодиодов лежало в области производства средств отображения информации – дисплеев. Однако более глубокие изыскания позволили их эффективно использовать и в автомобильном освещении.
Основные преимущества OLED перед привычными ЖК-технологиями состоят в том, что они не требуют подсветки для работы, они более гибкие и тонкие, обладают бесконечной контрастностью, большим диапазоном рабочих температур и характеризуются мгновенным откликом – на несколько порядков быстрее, чем у ЖК-технологий. При этом за счет отсутствия необходимости во все той же подсветке можно говорить и о более экономичном энергопотреблении, что в контексте передовых тенденций электромобильности имеет одно из ключевых значений.
Производители автомобильного освещения изготавливают OLED-матрицы в тонких листах, которые можно сделать гибкими и прозрачными. Они идеально подходят для использования в интерьерах автомобилей, в качестве сигнальных огней или задних фонарей, а также в качестве дисплеев приборной панели. OLED-матрицы действительно абсолютно плоские источники света, то есть они не нуждаются в отражателях и не отбрасывают тени, что делает их очень легкими и эффективными. Они могут иметь любую форму, что делает их еще более вариативными в применении, чем светодиоды, когда дело доходит до дизайна.
Как сообщают внутренние источники, вслед за Audi за OLED-технологии всерьез взялись Lexus, Tesla и Mercedes-Benz. Правда, они делают основной акцент на применении OLED-матриц при изготовлении дисплеев отображения информации, которые должны заменить привычные сейчас TFT-LCD-мониторы.
OLED-дисплеи на внешних автомобильных поверхностях – еще одно интересное направление развития. В частности, наружные автомобильные панели с OLED-дисплеями могут использоваться для предупреждения пешеходов и других участников дорожного движения о намерениях водителя.
…И другие марки
В Acura NSX используются светодиодные фары Jewel Eye, базирующиеся на нескольких отдельных светодиодах, которые устанавливаются во фронтальной части автомобиля с обеих сторон решетки радиатора, направляя свой свет через линзы, похожие на драгоценные камни. Внешние светодиоды обеспечивают освещение ближнего света, внутренние блоки работают как лучи дальнего света, и они вместе служат передними дневными ходовыми огнями.
Система головного освещения Cadillac CT6 включает в себя 16 светодиодов, которые обрамляют каждую фару длинными вертикальными линиями, ставшими общей темой дизайна для моделей бренда. Эти светодиоды выполняют двойную функцию, работая и как ДХО, и как указатели поворота, уменьшая тем самым количество необходимых огней.
Светодиодные задние фонари Hyundai Elantra украшены графикой в техническом стиле, что создает дополнительный визуальный эффект. Имеются светодиодные указатели поворота на наружных зеркалах автомобиля. Передние ДХО также ярко излучают свет, подчеркивая фары модели. Светодиодная приветственная подсветка исходит от дверных ручек при обнаружении автомобильного брелока.
Mercedes-Benz E-Class оснащен светодиодной системой интерьерного освещения, которая позволяет владельцам выбирать для подсветки салона один из 64 цветов. Светодиодное внешнее освещение включает в себя выбор между пакетом высокопроизводительных фар со светодиодными акцентами DRL «двойной фонарь» и «многолучевыми» активными светодиодами. Последний использует 84 светодиода на фару, каждый из которых может управляться индивидуально, что обеспечивает такие преимущества, как динамическое освещение поворотов и интеллектуальное адаптивное освещение.
Умный свет
В новом электромобиле Volkswagen ID.4, продажи которого стартовали в Европе в конце прошлого года, опционально предусмотрен пакет так называемого «умного освещения» – IQ.Light со светодиодными матричными фарами. Световые модули этих фар состоят из одиннадцати отдельных светодиодов, каждый из которых можно индивидуально выключать и затемнять. Они излучают непрерывный дальний свет с интеллектуальным управлением, всегда освещая дорогу как можно ярче, не ослепляя других участников дорожного движения.
Модули очень похожи на человеческий глаз. Их окружают светящиеся кольца со сплющенной нижней частью – они являются визитной карточкой серии ID. В контексте модификации IQ.Light ячеистые отверстия в корпусах модулей и оптоволоконные кабели по периметру создают дневной ходовой свет. Когда освещение включено, световая полоса проходит через фронтальный блок, чтобы связать фары друг с другом.
Световые модули в фарах начинают своего рода общение с владельцем электромобиля еще до того, как ID.4 отправляется в путь: всякий раз, когда водитель приближается к кроссоверу с ключом, фары электрически поворачиваются снизу вверх для оригинального приветствия. Через бортовую систему, контролирующую функции доступа, сценарий такого приветствия можно изменить: в этом случае световые модули «открывают глаза», а затем дополнительно поворачиваются в сторону, создавая впечатление, что автомобиль как бы ищет зрительный контакт с приближающимся водителем.
Кроме того, в модели ID.4 марка Volkswagen впервые использует светодиодные блоки задних фонарей 3D. Они формируют плоскую кривую и создают особенно однородный и яркий эффект. В каждом случае девять поверхностей волоконно-оптического кабеля излучают свет необычно насыщенного красного цвета. Кажется, что каждый из этих дисков, состоящий из нескольких тонких слоев, парит на черном фоне. Стоп-сигналы загораются в виде буквы «X».
Блоки трехмерных светодиодных задних фонарей дополнительно включают в себя динамический сигнал поворота – он движется изнутри наружу, чтобы четко определить, в каком направлении едет автомобиль.
Впрочем, глядя на всю эту световую феерию, не стоит думать, что экстраординарное освещение Volkswagen ID.4 является самоцелью. В первую очередь оно все-таки ориентировано на реализацию жизненно важных эксплуатационных функций, являясь при этом неотъемлемым элементом внешнего дизайна.
Чтоб не мучиться впотьмах
Говоря о расширении сфер использования освещения в автомобильном транспорте, имеет смысл привести и такой весьма показательный пример.
Многие из нас наверняка сталкивались с очень распространенной не то чтобы проблемой, но весьма досадным неудобством, когда пытались ночью в темном салоне пристегнуться ремнем безопасности. «И где же эти неладные пряжки?» – то и дело возносят к небу мольбы автомобилисты в суматошных поисках на ощупь.
Достаточно элегантно разобраться с этим неудобством удалось чешскому автопроизводителю ŠKODA, получившему в ноябре 2020 г. всемирный патент на новую систему, которая разрабатывалась в лабораториях Simply Clever.
На новых «умных» пряжках ремней безопасности ŠKODA вместо традиционной красной кнопки извлечения установлена прозрачная кнопка. Она оснащена парой разноцветных светодиодов RGB, которые функционируют в двух режимах. В стандартном режиме, когда на сиденье никого нет, светодиоды светятся белым цветом, показывая водителю/пассажиру в ночное время, где находится пряжка. Кристаллический узор в стиле ŠKODA на прозрачной пластиковой кнопке рассеивает свет, заставляя светиться всю кнопку. Пряжки также можно запрограммировать на анимированную приветственную последовательность различных индикаций, чтобы сделать их еще более заметными в темноте.
Когда же человек садится на сиденье, датчик веса в основании сиденья распознает нагрузку, и цвет светодиода меняется на красный, указывая на то, что водитель/пассажир должен пристегнуть ремень безопасности. Это особенно полезная функция для родителей, которые могут сразу увидеть, не забыли ли их дети пристегнуть ремень. Как только пряжка защелкивается, цвет светодиода меняется на зеленый, чтобы сигнализировать об успешном зацеплении, а затем снова на нейтральный белый.
Гениально? Несомненно! «Почему же никто раньше-то не додумался?» – каждый раз хочется воскликнуть в таких случаях. И это лишь одна из сфер расширения функциональности автомобильного освещения. Сколько их еще впереди?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать процесс технологического развития рынка. Ведь совершенно очевидно – посредством галогеновых и даже ксеноновых источников подавляющее большинство из описанных выше функций реализовать в принципе невозможно.
Рынок определяет
Не будет преувеличением сказать, что рынок автомобильного освещения переживает сейчас настоящий бум. По данным Yole Developpement, в 2019 г. объем этого рынка составил более 31 млрд долл. США и должен достичь примерно 38,8 млрд долл. США в 2024 году при среднегодовом темпе прироста 4,9% в период с 2020 по 2024 г.
Почти 2/3 общей выручки рынка формируется головным освещением. Задние фонари – второй по величине сегмент, на который приходится 17%. Внутреннее освещение составляет почти 10%, но ожидается, что его доля возрастет в связи с развитием интерьерной иллюминации, появлением автономных транспортных средств и созданием мобильной автотехники в качестве «жилых домов». Оставшиеся проценты включают все прочие типы освещения: противотуманные фары, CHMSL (центральные высоко расположенные сигнальные лампы) и т.д.
Указанный рост обусловлен естественным снижением стоимости светодиодов в сочетании со стандартизацией и оптимизацией светодиодных модулей, что приводит к увеличению числа автомобилей, оснащенных данной технологией, – комментируют свой прогноз аналитики. С ними сложно не согласиться, поскольку сегодня автомобильное освещение становится одним из потенциально критических узлов для автономного вождения (подразумевающего использование широкого спектра всевозможных датчиков, локальных камер, радаров и лидаров) и электромобильности.
С тех пор как в 2007 году была представлена первая полностью светодиодная фара, LED-технологии все плотнее и плотнее интегрируются в дизайн фар. Они сделали освещение отличительной чертой и позволили внедрить инновационные функции, такие как безбликовый адаптивный дальний свет, представленный в 2013 г., динамическая подсветка поворота и проч.
До недавнего времени использование светодиодных технологий было ограничено автомобилями премиального класса и им приходилось конкурировать с традиционными источниками света, а именно галогеновыми и ксеноновыми лампами. Улучшенные характеристики светодиодов, более низкое энергопотребление и гибкость проектирования помогли в корне переломить ситуацию.
Ну а когда закономерно снизилась и стоимость, светодиодные технологии распространились на все категории транспортных средств, не оставив конкурентам ни малейшего шанса. Они стремительно набирают популярность, поскольку их стоимость не менее стремительно снижается, а эффективность, яркость и функциональность улучшаются многократно. Полностью светодиодные фары теперь доступны на развивающихся рынках, и почти все автопроизводители и поставщики запчастей первого уровня разработали полностью светодиодные системы головной оптики и задних фонарей.
LED-технология уже является обязательной в автомобильных сегментах C и D, при этом внедрение продолжается в нижнем B-сегменте. Например, Renault Clio и Opel Corsa оснащены полностью светодиодным освещением либо в стандартной комплектации базовой модели, либо в качестве опциональных светодиодных матричных фар.
По сути, мы можем с полным правом говорить о глобальной «ледификации» (от англ. LEDification) автотранспорта, при которой с рынка постепенно, но уверенно вымываются галоген и ксенон. Причем, если галоген в силу простоты конструкции, легкости монтажа/демонтажа и низкой цены еще может рассчитывать на какие-либо перспективы (не забывайте и про колоссальный парк автомобилей, в которых установлены галогеновые источники), то у дорогостоящего и трудоемкого во всех смыслах ксенона они полностью отсутствуют.