Рассмотрим несколько самых распространенных методов модернизации светотехники. А начнем с банальной замены штатных источников света на отличающиеся по своим характеристикам галогенные, ксеноновые или светодиодные лампы. Самый простой и малозатратный способ модернизации штатной светотехники есть замена ламп стандартной мощности, которые допущены автопроизводителем для установки в фары, на более мощные источники света, имеющие ко всему прочему и более высокий уровень светоотдачи. Казалось бы, все просто и понятно, откуда можно ждать подвоха? В принципе, действительно неоткуда, если бы не одно маленькое «НО». Прежде чем произвести замену ламп, изучите коробку с новой деталью и вникните в суть самого вопроса, а именно – что подразумевает производитель лампы под увеличенной мощностью/светоотдачей? Разберемся в ситуации подробно, чтобы модернизация не обернулась ухудшением. Чтобы иметь некую отправную точку отсчета вспомним, что все без исключения автомобильные фары проходят обязательную омологацию с некими стандартными автомобильными лампами, характеристики которых задаются инженерами завода-изготовителя автомобиля. И, разумеется, проводится вся эта процедура с фарами, установленными на конкретный автомобиль или как принято говорить в составе автомобиля, а не отдельно от него. Это очень важный момент, на который мы обращаем внимание.
зависит то, насколько лампа будет соответствовать
фаре по параметру – «фокусное расстояние», а от толщины
вольфрамовой проволоки, из которой скручена спираль,
зависит светоотдача.
Если речь идет об автомобильных фарах легковых автомобилей, бортовая сеть которых рассчитана на напряжение 12 вольт, это будут лампы мощностью от 55 до 70 ватт. При этом отметим, что источники света большей мощности устанавливать в фары вместо омологированных запрещается. Возникает резонный вопрос – зачем и для кого тогда ряд производителей светотехнического оборудования выпускает лампы большей мощности, скажем 100-ваттные и более лампочки. Ответ, как это ни парадоксально, лежит на поверхности – чем мощнее источник света установлен в фару, тем он ярче, тем лучше освещена дорога и тем меньше создается напряжение органов зрения водителя, соответственно, человек не так быстро устает. Сплошные плюсы! Так почему же тогда более мощные лампы попали под запрет?! Дело в том, что помимо временного (!) улучшения светотехнических характеристик штатной фары головного света (на слове временного мы не случайно акцентировали ваше внимание) наблюдается работа прибора в нерасчетных тепловых режимах, при которых часто происходит разрушение отражателя. Иными словами, перегрев провоцирует выход из строя светотехники, от которой зависит безопасность дорожного движения. А, как известно, чем мощнее лампа, тем выше ее теплоотдача. Именно поэтому использовать более мощные лампы в штатной оптике противопоказано.
Хорошо, тогда как быть с лампами, которые выпускают заслуженные гранды светотехнической индустрии? Ведь и они несут на своей упаковке информацию о том, что у их изделий +30, +50 или даже +90 % света! Как это понимать? Неужели всемирно известные разработчики светотехники ради прибыли готовы производить товары, негативно влияющие на безопасность дорожного движения. Ведь если установленная в штатную фару лампа приводит к перегреву отражателя и, что еще хуже, поликарбонатного стекла, вызывая их разрушение и помутнение соответственно, то какой смысл в кратковременном улучшении светотехнических характеристик? Ведь потом за это придется расплачиваться приобретением новой, подчас очень недешевой блок-фары. Даже оптика от альтернативных производителей может здорово опустошить карман, особенно когда речь идет не о массовых моделях автомобилей.
порядке указывается температура ее свечения в Кельвинах.
Чем она будет ближе к температуре дневного света, тем
лучше видимость дороги и меньше утомляемость глаз водителя.
Однако не стоит на все смотреть только с позиции мощности потребления электроэнергии и соответственно рассеивания тепловой энергии. В случае, когда на упаковке указывается «+30 % света», а не мощности (!), опять акцентируем на этом внимание, то нужно понимать, что эффект улучшения светотехнических характеристик достигнут увеличением площади источника свечения. По-простому – в лампе банально увеличена накаляемая (излучающая электромагнитные волны определенной длины и частоты) часть, она же – спираль. При этом, чтобы соблюсти требования производителей светотехники и автомобиля и не выйти из строгих мощностных рамок, спираль изготавливается из более тонкой проволоки, а посему имеет большее количество витков на одной и той же площади по сравнению со штатной (стандартной) лампой. Именно этим, а не увеличением мощности, достигается большая яркость свечения лампы. У пытливого читателя непременно возникнет резонный вопрос – увеличивая площадь свечения (излучения), производитель лампы изменяет (влияет) и на фокусное расстояние и, следовательно, вносит коррективы в светотехнические характеристики фары. А, как известно, любая корректировка фокусного расстояния влечет за собой изменения в распределении светового потока, что практически всегда приводит к ухудшению освещения дороги. Как правило, картинка теряет ярко выраженные «полки», сектора, зоны и так далее. Так что же получается, и применяя более яркие лампы, изготовленные крупными, известными производителями компонентов светотехнических систем, рядовой автолюбитель, сам того не осознавая, может достичь обратного эффекта – ухудшить видимость дороги! Спешим вас успокоить. В случае, когда речь идет о продукции именитых брендов, изменения фокусного расстояния не происходит, так как для создания точки (области) свечения при производстве ламп используется более тонкая проволока! Именно такое ухищрение позволяет в одних и тех же габаритах (длине спирали) разместить большее количество витков проволоки и получить, соответственно, более яркий «плотный» источник свечения (излучения). Причем, в зависимости от заданного увеличения светоотдачи длина спирали в распущенном (распрямленном) состоянии по отношению к той, что навита у стандартной лампы, может быть вдвое большей. Разумеется, для того, чтобы сохранить ресурс лампы, спираль которой завита из более тонкой проволоки, необходимо сделать так, чтобы процесс окисления (горения) металла, из которого она изготовлена (как правило, вольфрама), сопровождался его же осаждением обратно на спираль, а не на стенки колбы. Для этого в лампу закачиваются специальные инертные газы, которые и восстанавливают спираль лампы.
станавлива- ются лампы ксенонового света. Один из модулей
оздает световой поток ближнего, а второй дальнего света.
Газы называются галогенитами, отсюда, собственно говоря, и пошло название ламп – галогенные. Если данный газ будет заменен на иной инертный, то испарившиеся с поверхности тела накала (вольфрамовой спирали) из-за высокой рабочей температуры атомы вольфрама будут осаждаться (конденсироваться) на менее горячих поверхностях стеклянной колбы, что приведет к быстрому перегоранию источника света. Срок службы стандартной лампы (Н7 или Н1), изготовленной по современным технологиям, как правило, составляет несколько сотен часов. Однако ресурс может сильно сократиться вследствие небрежной установки лампы в фару. Так, все выпускаемые массово галогенные лампы весьма чувствительны к жировым загрязнениям. Именно по этой причине их колб категорически запрещено касаться даже, казалось бы, начисто вымытыми с мылом пальцами. Даже если кожа на ощупь сухая, на чистой колбе все равно останутся отпечатки пальцев. Именно по этой причине работать с «галогенками» необходимо исключительно в чистых матерчатых перчатках или, как вариант, браться за лампу, предусмотрительно обернув ее колбу салфеткой. Если этого не сделать, то из-за высокой температуры, присущей процессу горения галогенной лампы, все попавшие на колбу жиры просто-напросто сгорят оставив после себя черную пленку – кокс. Мало того, если на стекло попало много жира, то из-за образовавшегося кокса колба, изготовленная из особого вида кварцевого песка, может сильно локально перегреться и даже (в редких случаях) разрушиться. Поэтому, если в процессе установки новой лампы произошло случайное касание ее стеклянной части пальцами рук, то не поленитесь тщательно протереть ее чистой, не оставляющей волокон тканью. Если загрязнения оказались сильными, то для эффективного их удаления материал следует слегка смочить спиртом (антисептическим раствором – так в аптеках именуют спирт). А после чистки вытереть насухо бумажной салфеткой.
Теперь возвращаемся к лампам, приходящим к нам из Азии и имеющим действительно большую мощность, чем допускается производителями светотехнического оборудования и изготовителями автомобилей. Как мы уже упоминали выше, закон физики в данном случае работает против автомобилиста. Чем больше мощность источника света (в ваттах), тем выше температура внутри фары и, соответственно, интенсивнее греется ее отражатель и покровное стекло. Никакого охлаждения лампы конструкция фары не предусматривает, так же как и сколь-либо приемлемой для этого вентиляции. Если бы такая была организована, то попадающая в корпус с воздухом грязь непременно осядет на колбе лампы и приведет ее к преждевременному выходу из строя. В разрезе сказанного, популярный у ряда автолюбителей «тюнинг» – заливка в фару небольшого количества тормозной жидкости красного цвета или иной жидкости – можно считать не иначе как вредительством. Ладно, когда пары «тормозухи» оседают на колбе, делая стекло мутным, так еще хуже – при проезде препятствия (яма или лежачий полицейский) нагретую до высокой температуры колбу в буквальном смысле слова накрывает волна, подброшенной вверх жидкости. Теперь понятно, почему у некоторых автовладельцев лампочки фар головного света стали вдруг расходниками?
переносит нагрев и в отличие от поликарбонатного покровного
текла не мутнеет.
Какие еще неприятности может принести установленная в стандартную фару галогенная лампа высокой мощности? Помимо разрушения отражателя из-за перегрева эксперты фиксировали также и помутнение покровного поликарбонатного стекла. Причем никакой полировкой данный дефект устранить не удастся. А все из-за того, что при полировке устраняются потертости и «обветривание» внешней поверхности стекла, в то время как при его перегреве негативные процессы идут с внутренней стороны и непосредственно в толще(!) стекла. Понятное дело здесь речь уже идет только о его замене или вообще покупке новой фары.
Теперь рассмотрим вариант замены штатной галогенной лампы на лампу ксенонового света. С одной стороны, последняя является более перспективной как с точки зрения светоотдачи, так и ресурса, энергопотребления и так далее. Разумеется, речь идет исключительно об образцах, изготовленных по передовым технологиям с применением современных материалов. Дешевый ксенон, который лет семь назад в виде серых поставок завозился в Россию из Китая, обладал худшими характеристиками, а потому, объективности ради, его в расчет брать не станем. Стимулом интеграции ламп ксенонового света в фару является также то, что ксенон менеджеры многочисленных дилерских центров различных автомобильных брендов предлагают в качестве дополнительного оборудования еще на стадии оформления заказа авто. Выходит, что сам производитель машины допустил более современный и перспективный источник света в фару и никаких ухудшений характеристик светотехники ждать не следует! Так-то оно так, только мало кто знает, что фары, предназначенные под ксеноновую и галогенную лампы, сильно различаются между собой. Причем внешне они могут быть похожи как две капли воды. Все нюансы сокрыты, как правило, в форме (геометрии) отражателя и наличия (отсутствия) рифления на внутренней поверхности покровного стекла. Дело в том, что в связи с различиями в размерах области свечения (излучения) спирали у галогенной и колбы с газом у ксеноновой лампы даже при полной идентичности цоколя обоих деталей фокусное расстояние может существенно отличаться, что непременно отразиться на формировании светового потока. Именно по этой причине автовладельцы вместо улучшения обзора дороги нередко получают обратный эффект – обзор хуже, а ослепление водителей встречных транспортных средств сильнее. Делаем вывод – модернизация стандартной фары путем замены галогенной лампы на ксеноновую может не дать ожидаемого эффекта, а напротив, ухудшить светотехнические характеристики оптики.
одновременно несколько типов источников света от
обычной галогенной лампы, до модных и перспективных
сверхярких светодиодов.
Что касается новомодных ламп, собранных на основе сверхярких светодиодов, то говорить о том, что они могут устанавливаться в стандартную фару, разработанную под, опять-таки, галогенную лампу, также нельзя. И причина этого кроется не в том, что она туда не встанет. При идентичном стандарте цоколей проблем с интеграцией не возникнет. Проблема заключается в разительном (!) отличии площади излучения. В галогенной лампе спираль излучателя очень компактная и располагается точно в фокусе фары, а у светодиодной лампы вследствие большого количества излучателей-диодов попасть в фокус и, соответственно, обеспечить требуемое распределение светового потока с характерной полкой уже не удастся. Светодиоды расположены равномерно по всей длине стержня, на котором закреплены. А это не один десяток миллиметров. Справедливости ради отметим неоспоримое преимущество светодиодной лампы – поразительная живучесть и завидный ресурс. Все разом диоды отказать не могут, ну разве что произойдет короткое замыкание электропроводки, которое выжжет полупроводники.