Повышение спроса на дизельные автомобили с высоким крутящим моментом диктует все более высокие требования к сцеплениям. Эксперты ZF Services рекомендуют при появлении даже незначительных признаков нестабильного поведения автомобиля, например, при трогании с места, немедленно обращаться в сервис для выявления причин.
За прошедшие десять лет средняя мощность легковых автомобилей, зарегистрированных в Германии, возросла с 90 до 103 кВт. Еще больше выросли крутящие моменты мощных дизельных двигателей, для которых сегодня 400 Нм больше не являются редкостью. При этом вес автомобилей за тот же период времени вырос в среднем на 50 кг. Все эти тенденции предъявляют высокие требования к сцеплению, которое передает мощность от двигателя к коробке передач.
Поломки систем сцепления - совсем не редкость. То, что в начале часто выглядит как невинные симптомы – к примеру, рывки при трогании с места – может быстро закончиться незапланированными расходами. Если сцепление длительное время подвергается перегрузкам, например, при езде с тяжелым прицепом, оно может выйти из строя. Из-за экстремальных нагрузок увеличивается трение между поверхностями диска сцепления, корзины сцепления и маховика, в результате чего там возникают точечные высокотемпературные зоны. Из-за точечного перегрева возникает опасность появления трещин на поверхностях корзины сцепления и маховика, а также риск повреждения накладок диска сцепления. Также это может привести к полному выходу из строя двухмассового маховика, так как из-за длительного перегрева специальная смазка внутри него может утратить пластичность. В этом случае может потребоваться замена и двухмассового маховика.
Причинами дефектов сцепления могут быть также масляные или жировые пятна на накладках диска сцепления или сальниках коленчатого вала и первичного вала коробки передач. Избыток смазки на первичном валу коробки передач или на направляющем подшипнике, а также утечка масла в гидравлической системе часто приводят к загрязнению накладок диска. Вследствие этого меняются фрикционные характеристики поверхностей трения диска сцепления, корзины сцепления и маховика. Важно тщательно анализировать причины дефектов и быстро их устранять, так как даже незначительные следы масла или смазки могут вызвать ощутимые рывки в начале движения.
Также при замене сцепления необходимо тщательно проверять сопрягаемые детали. Это позволит исключить появление новых дефектов и избежать высоких затрат на ремонт.
В автомобилях, оснащенных сцеплением с гидравлическим приводом, проблемы с управлением могут возникать при попадании воздуха в систему. Изношенные опоры двигателя или его плохая регулировка также могут приводить к нестабильному поведению автомобиля при начале движения. Если дефекты в сопрягаемых деталях не обнаружены, то необходимо снять коробку передач и заменить сцепление.
Эксперты ZF Services дали рекомендации по правильному монтажу для исключения возможных неполадок в будущем:
1. Важное требование - абсолютная чистота. Даже прикосновение к накладке сцепления руками, запачканными маслом, может впоследствии вызвать дефекты в работе.
2. Ступица муфты сцепления должна быть правильно смазана. При избыточной смазке центробежная сила перемещает смазку на фрикционные накладки, что ведет к сбоям в работе.
3. Перед установкой следует проверить торцевое биение диска сцепления.
4. Чтобы не повредить профиль ступицы, ни в коем случае нельзя применять грубую силу, соединяя ступицу диска сцепления и первичный вал коробки передач.
5. Крепежные болты необходимо затягивать в соответствии с требованиями, то есть в крестообразном порядке и с заданным в инструкции моментом затяжки. Также следует тщательно проверить систему выжима и при необходимости заменить изношенные детали. Если речь идет об автомобиле с центральной муфтой сцепления (CSC), то ее необходимо заменить.
Кроме того, при замене сцепления нужно тщательно проверять сопрягаемые детали сцепления. Если будут выявлены дефектные детали, то их следует заменить вместе со сцеплением - это позволит сократить затраты на последующий ремонт.