Стоит ли тратить время на выбор щеток стеклоочистителя или все «дворники» одинаковые? Таким вопросом рано или поздно задается почти каждый водитель. В этой статье мы расскажем о том, какими бывают «дворники» и почему прислушиваться к профессионалам при их выборе все-таки стоит.
Обманчивое изобилие
Для производителей автозапчастей щетки – типичный расходник, к тому же простой в производстве, технические регламенты на них расплывчатые, а значит, и браться за выпуск такой продукции рискуют многие. Вряд ли найдется другой автомобильный узел, который выпускает столь большое число предприятий под столь широким количеством брендов. Качество изделий разных фирм при этом может отличаться в сотни раз. А ведь качественные щетки стеклоочистителей – это в первую очередь залог вашей безопасности.
Стоит ли ориентироваться на европейские тесты?
Щетка состоит из трех узлов: чистящего элемента – резинового профиля характерного сечения, установленного в корпусе, который, в свою очередь, закреплен на поводке с помощью замка. Чистящий элемент удаляет воду, корпус равномерно прижимает его к стеклу, а замок удерживает все это в правильном положении.
Даже на уровне интуиции понятно, как должна работать хорошая щетка – быстро проходить по стеклу, оставляя за собой тонкий, равномерный по толщине слой воды, не препятствующий обзору в любой дождь. В странах с холодным климатом она должна справляться с мокрым и не очень снегом. Но что интересно, нормативных требований к очистке грязи, вылетающей из-под колес автомобилей, не существует.
По крайней мере, германский ADAK, который в большом количестве тестирует различные щетки, испытывает их только на удаление воды. Другой субстанции на стекло при испытаниях не льют. Поэтому в наших условиях ориентироваться на европейские тесты стоит с некоторой осторожностью, поскольку непонятно, как протестированные щетки будут удалять грязь с реагентами.
Поэтому мы рекомендуем ориентироваться на независимые отечественные рейтинги. Один из наиболее экспертных – это премия «Мировые автомобильные компоненты», которую ежегодно организует наш журнал. О том, какие щетки признавались лучшими за последние восемь лет, читайте на странице 15.
Главное в «дворниках»
Самой важной деталью любых «дворников» является резиновая полоска чистящего элемента. Каждая грань или изгиб поперечного сечения этой детали запатентованы по несколько раз. Как результат, откровенно плохих «дворников» от именитых производителей на рынке не так уж и много. Однако не все «дворники» одинаково долговечны и комфортны при эксплуатации. Согласитесь, если три-четыре раза в год менять недорогие щетки стеклоочистителей, по итогу это выйдет дороже, чем один раз купить достойные.
Резиновая смесь и покрытие
Состав резины большинства «дворников» подобран таким образом, чтобы с одинаковым успехом служить в жару и мороз, а также быть достаточно износостойким к абразивным составляющим грязи. Кроме формы поперечного сечения чистящего элемента и состава резины важными являются состав и толщина покрытия рабочей части чистящего элемента. Это покрытие должно снижать трение, убирать вибрации и посторонние звуки даже при дефиците воды на стекле. Толщина покрытия позволяет регулировать срок службы, на дорогих щетках есть даже индикаторы его износа.
Особенности каркасной конструкции
С тех пор как ветровое стекло стало изогнутым, классическими считаются каркасные щетки. Их корпус состоит из трех рычагов, выполненных из металла или пластика, с полуупругим шарнирным соединением. Металлический каркас прочнее, но подвержен коррозии. Рычаги каркаса обеспечивают плотное прилегание чистящего элемента к стеклу, однако при использовании низкокачественных материалов сочленения рычагов начинают быстро изнашиваться, ржаветь, вибрировать или скрипеть. «Дворники» такой конструкции сегодня теряют популярность. Во-первых, оттого, что обилие некачественных подделок скомпрометировало этот тип щетки. Во-вторых, потому, что зимой они менее эффективны: сочленения рычагов обмерзают и усилие прижима становится недостаточным.
Эту проблему решает резиновый чехол, в который убирают каркас так называемых зимних щеток. Однако их стоимость значительно выше, да и в случае разгерметизации чехла, который на большинстве из них довольно нежен, такие «дворники» можно смело выкидывать.
Нет каркаса – нет проблем
С развитием технологий нашлось другое, более элегантное решение, которое устроило дизайнеров и производственников, – бескаркасные щетки. В их основе лежит пластиковый или металлический пружинящий изогнутый профиль с установленным прямо в него чистящим элементом.
Первые бескаркасные щетки чистили хуже, чем каркасные, но бурное развитие рынка новых материалов последних лет спровоцировало прорыв в отрасли по производству автомобильных «дворников». На стеклах небольшой кривизны бескаркасные щетки ведущих производителей столь же хороши, как и каркасные. К тому же они бесшумны, стойки к морозам и реагентам. Стоит оговориться лишь об одном: при выборе бескаркасной щетки не стоит экономить или покупать продукцию сомнительных брендов. Ведь у маленьких фирм зачастую нет денег на использование в своей продукции качественных резиновых смесей, композитных сплавов и качественных металлов. А как мы говорили выше, именно в их использовании и состоит главное преимущество данного типа «дворников».
Новые достижения
В автомобилях, где используются стекла повышенной кривизны либо условия их эксплуатации относятся к экстремальным (джипы, вездеходы, арктическая спецтехника), использование классических «дворников» нецелесообразно. Там, где не способны справиться ни каркасные, ни бескаркасные «дворники», применяются гибридные. В основе их конструкции бескаркасная щетка с дополнительной внутренней металлической пружиной. Они гораздо лучше справляются с работой, значительно надежнее любых других видов конструкций и переносят сверхагрессивную среду. Правда, и стоят они значительно дороже.
Коннекторы
В современных автомобилях уживаются несколько типов крепления щетки к поводкам стеклоочистителей. Несмотря на призывы к стандартизации, их количество с годами не уменьшается. У производителей в этой ситуации есть два выхода: делать щетки с креплением под определенную марку автомобилей или придумать наборы универсальных переходников (коннекторов). В жизни используют оба варианта, однако первый получил распространение только среди элитных щеток.
А вот качественные коннекторы доступны только тем фирмам, за плечами которых имеется значительный опыт по их производству. Поэтому даже хорошую щетку может «убить» плохой переходник. Так что всегда осматривайте коннектор на предмет его надежности перед покупкой.
Разбивка по брендам
К наиболее дорогим щеткам относятся Champion Aerovantage; Bosch Twin/Aerotwin; Denso Wiper Blade; Valeo Silencio; SWF Duotec/Visioflex. Но данный сегмент не сильно востребован в нашей стране. Следующая ступень – верхняя половина среднего класса. К отличным брендам можно отнести: Champion, Bosch, Denso, Valeo, PJ, Trico, Hella, Heyner, alca, Hola, WEEN, Sky Bear, SCT, Maruenu, NWB, Hala, Active Sword. При этом у большинства этих производителей хороши как бескаркасные, так и каркасные щетки.
Тенденция рынка
Общая тенденция российского рынка – плавный переход к более дешевым группам товаров – прослеживается и на щетках достаточно четко. Потребитель все чаще выбирает качественный (насколько это возможно) товар из более низкой, чем делал это ранее, ценовой группы. Поэтому сегодня появляются довольно адекватные варианты своеобразных оригинальных ремкомплектов «дворников». Когда для восстановления качества очистки достаточно заменить только чистящий элемент, сохранив высокотехнологичный каркас. При этом стоимость обновления щеток получается крайне выгодной. Такие товары уже предлагают фирмы Heyner, alca и Maruenu.