В этом номере журнала «Автокомпоненты» наш партнер – аналитическая платформа Aftermarket-DATA – подробно рассказывает о таком важном сегменте, как амортизаторы, пружины, опоры, пылезащитные комплекты.
Весна – традиционно высокий сезон для элементов подвески. И, как правило, первую строчку в продажах магазинов и СТО занимают амортизаторы. В сегодняшнем обзоре рассмотрим данную товарную группу.
Эксперт Дмитрий Болховский, основатель платформы для автосервисов Win-Sto.ru, аналитическое агентство Aftermarket-DATA©.
Методология
Aftermarket-DATA является частью экосистемы маркетплейса запчастей ВИН-КОД.РФ и CRM для автосервисов Win-Sto.ru. В общей сложности на площадке работают более 1500 магазинов запчастей и НСТО. Годовая аудитория портала составляет ~ 4 миллиона уникальных пользователей, из них 9000 посещают платформу ежедневно. Отметим, что посетители портала – это представители профессионального сообщества, которые напрямую влияют на выбор той или иной запчасти или бренда конечным потребителем.
Ассортимент SKU
В видимой части рынка представлены более 100 производителей амортизаторов. Среди них конвейерные бренды, упаковщики и private-label дистрибьюторов автокомпонентов. Последние серьезно увеличили свою долю в продажах за истекший год. По ликвидному ассортименту с большим отрывом от конкурентов лидирует KYB – более 3800 SKU. На графике представлены бренды с активным ассортиментом более 100 позиций.
Под «активным ассортиментом» мы понимаем позиции из прайс-листа производителя, которые представлены в наличии на складах минимум у трех дистрибьюторов и по ним фиксируется движение минимум один раз в квартал.
География
Распределение ассортимента по географии автомобилей: Европа – Корея – Япония (первые 30 брендов).
Цена
Средняя цена, руб., в канале b2b
Среднее изменение цены в канале b2b, январь 2020 à январь 2021
Несмотря на валютный скачок начала 2020 года, цены на бренды изменились не пропорционально. Во-первых, большинство производителей скорректировали прайсы в сторону увеличения, но с некоторым дисконтом относительно курса. А во-вторых, динамика цены существенно зависит от инертности остатков на складах дистрибьюторов. Из-за COVID-распродаж цены на некоторые бренды даже упали.
Среднее изменение цены рассчитывается как отношение сумм цен совпадающих позиций внутри бренда с учетом коэффициентов ликвидности: 100% [(∑₽brand_art_2021)/(∑₽brand_art_2020)-1].
Минимальная цена, руб., на передние амортизаторы для популярных марок автомобилей в канале b2b
Надо понимать, что данная визуализация достаточно условна, поскольку не учитывает комплектации и конструктивных особенностей конкретных амортизаторов. Однако диаграмма позволяет оценить нижний срез по товарной группе и увидеть игроков, которые часто не попадают в итоговую статистику распределения долей рынка.
Мы распределили автомобильные марки на три сегмента: эконом, стандарт и премиум:
- Марки эконом: CHERY, DAEWOO, GAZ, GEELY, GREAT WALL, LADA, LIFAN, RENAULT, SSANGYONG, TAGAZ.
- Марки стандарт: ALFA ROMEO, CHEVROLET, DODGE, CHRYSLER, CITROEN, FIAT, FORD, HONDA, HYUNDAI, KIA, MAZDA, MITSUBISHI, NISSAN, OPEL, PEUGEOT, SEAT, SKODA, SUBARU, SUZUKI, VOLKSWAGEN.
- Марки премиум: ACURA, AUDI, BMW, CADILLAC, INFINITI, JAGUAR, JEEP, LAND ROVER, LEXUS, MERCEDES, TOYOTA, VOLVO.
Амортизаторы
Доля рынка бренда на автомобили экономкласса (% шт.)
Картина сложилась следующим образом. В тройке лидеров оказались производители: KYB – 19%, Sachs – 12% и Fenox – 8%.