Дворники

Дворники

22.12.2012 - 15:55
Приблизительное время чтения: 7 минут. Интересно, но нет времени читать?

Начнем с прописных истин – от того, насколько хорошо щетки стеклоочистителя сметают с лобового стекла грязь, зависит безопасность движения, особенно в неблагоприятных погодных условиях, как то: снег, дождь или сырая погода с характерной пеленой грязи, поднимаемой колесами движущихся по дороге машин. Увы, но о том, что «дворники» пора отправить на пенсию, большинство автолюбителей понимают, только когда видимость из-за размазанной по стеклу грязи становится просто отвратительной. Самое обидное это то, что замененные в конце зимы щетки, зачастую, оказываются негодными уже в середине осени! А казалось бы – летом «дворники» практически не работали, ну разве что размазанных по стеклу мух пару-тройку раз смели. Однако не стоит удивляться этому «недоразумению». Дело в том, что именно летом, а не зимой, дворники подвергаются наиболее интенсивному воздействию ультрафиолетового излучения, которое и старит резиновые полоски – «скребки». При этом каркас щетки, как водится, находится в практически идеальном состоянии.

щетки сте- клоочистителя

Шарниры не заедают, в них нет люфта, характерного для деталей с пробегом в 15–20 тысяч километров. Это толкает автовладельцев на замену лишь резинок, благо предложение на рынке по ним достаточно большое. Есть как импортные, в том числе европейского производства, так и продукция от отечественных заводов. Последние сегодня производят ленты как из резиновых смесей, так и из силикона, который по некоторым характеристикам превосходит традиционные материалы. Однако о чистом превосходстве второго материала над первым речи не идет. Если бы это было так, то гранды индустрии уже давно перешли бы на силикон, оставив резину исключительно для бюджетной продуктовой линейки. Дело в том, что у резиновых смесей есть масса преимуществ, в том числе связанных с технологиями массового производства, одной из граней которого является минимизация стоимости продукта при достижении максимально возможного качества изделия. Кроме того, фирмы, химики которых разрабатывают рецептуру резины, вложили в научные разработки (НИОКР) огромные средства и имеют массу готовых решений, каждое из которых прошло всесторонние испытания как лабораторные, так и натурные. Про продукцию небольших компаний, у которых нет своих конструкторских отделов, а закупка сырья ведется по принципу: чем дешевле – тем лучше, мы речи не ведем. Качественная запчасть, даже выпущенная в условиях массового производства, не может стоить дешево. Увы, любое упрощение технологии непременно приводит к ухудшению потребительских свойств и качеств продукта.

Кстати, качество очистки лобового стекла зависит не только от химического состава резиновой (силиконовой) ленты, но и от технологии ее производства, совершенства экструдеров и, что не маловажно, от технологии резки заготовок. Здесь имеется в виду резка рабочей кромки. Именно от качества этого самого реза зависит то, как щетка будет «соскабливать» грязь. Вообще форме рабочих кромок «дворников» производители автокомпонентов уделяют особое внимание. А теперь внимание – про состояние каркаса щетки мы упомянули не случайно, так как если шарниры дворника например из-за коррозии потеряли подвижность или, напротив, разболтались, то никакая смена истираемых резиновых элементов, от какого бы они ни были производителя, не даст положительного результата. «Дворник» будет размазывать, а не убирать со стекла грязь. Именно по этой причине большинство бывалых автолюбителей меняют резиновые скребки всего один (!) раз.

щетки сте- клоочистителя

А теперь дадим ответ на, пожалуй, самый злободневный вопрос – почему у одних и тех же резиновых элементов (производитель, модель, марка) ресурс подчас различается в полтора, а то и два раза? Неужели все зависит от партии или завода, на котором были произведены запасные части? Где этот самый пресловутый контроль качества, обеспечивающий идентичность продукции вне зависимости от места ее происхождения? Спешим вас успокоить. Ресурс щетки сильно зависит от того, как обильно смачивается стекло стеклоомывающей жидкостью, то есть насколько сильно проявляется абразивный износ щетки и стекла. Чем больше жидкости – тем эффективнее уборка. Не даром на рынке то и дело появляются целые системы «орошения» лобовых стекол. Правда, по большей части их применение ограничивается коммерческим транспортом – водителю грузовика или автобуса, проводящего за баранкой долгое время, крайне важно снизить нагрузку на зрение и, тем самым, дольше сохранять бодрость. Кроме того, не откроем Америки, сказав, что в состав стеклоомывающей жидкости помимо спирта, концентрация которого задает такой важный параметр, как температура застывания, входят и поверхностно активные добавки (ПАВы), от которых зависит полнота (качество) смывания грязи. Добавки эти стоят приличных денег, даже в условиях оптовых закупок, поэтому ряд производителей «омываек» бюджетной линейки экономят на этих ингредиентах. В результате водитель вынужден на более длительный срок включать дворники, тем самым сокращая их ресурс. Вот, собственно говоря, и все причины, приводящие к заметному снижению ресурса резиновых лент щеток. Вывод прост – чтобы щетки служили долго, покупайте качественную стеклоомывающую жидкость и обильно смачивайте ей стекло перед тем, как включить «дворники».  

А теперь пришла пора затронуть еще один важный вопрос – как грамотно выбрать щетки стеклоочистителя? Про конструкцию этих важных компонентов (каркасные, бескаркасные, зимние, универсальные) журнал уже рассказывал на своих страницах, поэтому данной темы мы касаться не станем, а осветим вопросы, которые остались за кадром. Первый – это стоит ли приобретать щетку, опираясь на данные каталога производителя, то есть брать изделие, предназначенное именно для конкретной машины, или достаточно выбрать универсальный вариант, ориентируясь на длину «дворника» и метод его крепления к поводку стеклоочистителя? Увы, но однозначный ответ дать не получится, так как, к примеру, найти достойную замену «кривой» щетке, форма которой обеспечивает качественную очистку всей поверхности стекла сложной геометрической формы не так то и просто. Особенно если стекло чистит не пара, а один «дворник», например как на ряде моделей автомобилей Mercedes-Benz. Из отечественных машин с одним дворником, можно вспомнить лишь «Таврию» да «Оку». Правда, их щетки имеют немудреную конструкцию. Если на сложной щетке каркас будет иметь люфтящие шарниры, то «дворник» не будет плотно прижиматься к стеклу, и тогда ни о какой качественной очистке стекла не идет и речи. Все действия по замене резиновых элементов даже на изделия от именитых фирм не принесут ожидаемого эффекта.

Кстати, выбирая новую резиновую ленту вместо изношенной, помните, что от ее химического состава также зависит и способность работать при отрицательных температурах. Зимы в России довольно суровые, и минус 25–30 °С – не такая уж и редкость даже для центральной части, поэтому к продукции, приходящей на наш рынок из Южной Азии, нужно относиться внимательнее. На морозе «южные» щетки часто дубеют, плохо прижимаются к стеклу и оставляют после себя разводы. Все потуги автолюбителей, пытающихся устранить проблему путем установки более мощных прижимных пружин в поводки стеклоочистителя, как правило, результата не дают. Впрочем, также, как не дает желаемого эффекта и установленный на щетке спойлер. В городе, где действует строгое ограничение скорости, спойлеры бесполезны, так как не обеспечивается требуемое прижимное усилие. Да и на скоростях под сотню, «крылышку» не по силам прижать к стеклу окаменевшую резину. Совсем иное дело продукция грандов индустрии, щетки которых изготовлены из материалов, прекрасно работающих на холоде вплоть до -40 °С. Хотя при такой температуре грязь и снежная каша, даже пропитанные противогололедными реагентами, замерзают и не пачкают стекла. К слову, и большинство «незамерзаек», поступающих на прилавки магазинов, имеют низший температурный порог -25, максимум -30 градусов. И наконец, последнее, при покупке щеток продавцы, не имеющие в наличии «дворника» нужного размера, часто предлагают автомобилистам приобрести щетки несколько большей длины. Приводимые при этом аргументы звучат очень убедительно – более длинная щетка перекроет (очистит) большую площадь стекла и, следовательно, обзор дороги улучшится. С одной стороны, и подкопаться не к чему, с другой, чем больше площадь опоры (контакта) щетки со стеклом, тем большее усилие требуется для обеспечения прижима. А пружину то поводка мы не меняли! Следовательно, автовладелец может получить от такой модернизации обратный эффект – ухудшение качества очистки стекла и обзора.

Теперь поговорим о рынке стеклоочистителей. На прилавках магазинов наиболее часто встречается продукция компаний Bosch, Аlca, Valeo, Trico, Denso, SWF, Champion. У перечисленных выше фирм самые широкие продуктовые линейки, в которые входят практически все типы «дворников», а в фирменных каталогах вы обнаружите запчасти фактически для всех автомобилей. 


Посмотрите похожие материалы: